Цель урока – подготовка к сочинению – рассказу биографического характера. Задачи урока:
- Ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к сочинению-рассказу биографического характера: тип повествования, требования к структуре работы, к отбору лексики.
- Провести подготовительную работу со студентами на основе биографических сведений о В.И.Дале.
- Расширение кругозора студентов, обогащение сведений о создателе первого толкового словаря.
Вступительное слово учителя. Цель нашего урока – подготовка к сочинению, в котором вы обратитесь к собственной биографии, но изложите её не в сухих строчках документа, а в художественном стиле.
Если вдуматься, то жизнь каждого человека умещается в тире между датами рождения и смерти. Но в этом тире – самое важное для каждого из нас, в нём – вся человеческая жизнь с её взлётами и падениями, радостями и печалями, смехом и болью. В нём, в этом тире, – очень разные судьбы, потому что каждый из нас проживает жизнь по-своему.
Говорят, что человек живёт до тех пор, пока жива память о нём. А память дана каждому из нас. Что же мы храним в ней, в её самых потаённых уголках? Какие там спрятаны чувства?
Именно об этом нам предстоит подумать и написать. Но прежде чем браться за такую серьёзную работу, важно понять, что необходимо отразить в сочинениях подобного вида.
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к сочинению-рассказу биографического характера.
Рассказ о биографии того или иного лица – это повествование монологического типа. В нём необходимо указать:
- где и когда родился герой повествования, кто его родители;
- когда и где начал учиться, какое получил образование;
- когда и где начал работать, где работал, какие должности занимал;
- каковы главные события жизни;
- что следует считать главным делом жизни повествователя.
Следует использовать:
- ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий (родился, получил образование, служил, участвовал, ездил, объехал, вёл наблюдения...), перемежая глаголы совершенного и несовершенного вида;
- формы слов и словосочетаний, выражающие обстоятельственные значения места и времени: родился... года, получил образование в...;
- прямой порядок слов.
В расширенном повествовании биографического типа уместно дать:
в экспозиции краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников героя повествования (по возможности раскрыть отношения между ними);
в средней части повествования, где это уместно, привести необходимые оценки, суждения;
в заключении привести один – два ярких эпизода из жизни героя повествования.
Работа в группах. Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает текст и задания к нему.
Цель работы – подготовка устного рассказа биографического характера.
1 группа. Вопросы и задания
- Какие сведения о семье В.И.Даля, на ваш взгляд, особенно интересны для подробного рассказа биографического характера?
- Расскажите о родителях Даля. Начните, например, с фразы “Несколько слов о родителях Владимира Ивановича...”
Слова для справок. Преуспевать — иметь успех в чем-нибудь; двор — в монархических странах: лица, составляющие окружение монарха (монарх — общее название царей, королей, императоров); определить — назначить; отставка—окончательное увольнение со службы; полиглот — человек, знающий много языков; ровный (в обращении) — спокойный, без резких переходов в настроении; хлопотунья (разг.) — человек, постоянно чем-то с усердием занимающийся; шумливая — разговорчивая, общительная.
Отец В.И.Даля
Иоганн Даль преуспел в науках. Сын офицера датской королевской армии Матвея Даля, он рано кончил школу у себя на родине и отправился учиться в Германию, в Йенский университет. Здесь он изучил языки: немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латынь и греческий, причем овладел ими блестяще.
Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II решила пригласить Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Это происходило в середине 80-х годов XVIII века. Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, хотя занятиями своими был крайне недоволен...
Даль хотел выбрать самую полезную специальность. По его мнению, в те годы в России не хватало врачей. И он решил посвятить себя медицине.
Даль снова отправился в Иену, получил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда ее не покидал. С тех пор он и имя свое стал писать на русский лад: Иван Матвеев сын Даль.
Вскоре Иван Матвеевич женился на Марии Фрайтах. Молодая семья поселилась в Гатчине. Иван Матвеевич был определен лекарем в полк, которым командовал сам Павел I.
Уволившись в отставку, Даль служил затем до конца своей жизни лекарем сначала в Луганске, а затем в Николаеве и, по свидетельству современников, был замечательным и всеми уважаемым врачом.
Мать В.И.Даля
Мария Ивановна Фрайтах, мать В. И. Даля, хоть и не была полиглотом, как ее муж, но все-таки в совершенстве владела, кроме немецкого, русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью.
Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование они получили дома. В. И. Даль писал позже: “Мать наша была добра и разумна и лично занималась обучением нашим”.
Ласковая и мягкая по натуре, всегда ровная в обращении, Мария Ивановне любила детей, но никогда не баловала их. Это была сама доброта, и дети больше всего на свете боялись огорчить ее.
Мария Ивановна была веселая, добрая и шумливая хлопотунья. Все ладилось у нее в руках, и всему она могла научить легко и без принужденья.
Через много лет, когда Владимир Иванович Даль стал одним из лучших хирургов Санкт-Петербурга, он часто повторял, что всем обязан своей матери, приучившей его с детства ко всякой работе.
2 группа. Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте эпоху, в которую жил В. И. Даль, опираясь на следующий справочный материал о важнейших исторических событиях того времени. Назовите события, в которых он принимал непосредственное участие.
1812 г.— нашествие войск Наполеона на Россию, Отечественная война.
1825 г.— восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.
1828—1831 гг.— русско-турецкая война, освобождение Болгарии от турецкого владычества.
1853—1856 гг.— Крымская война.
1854-—1855 гг.— героическая оборона Севастополя.
1861 г. — отмена крепостного права в России.
3 группа. Вопросы и задания
- Какие сведения из предложенного вам текста показались наиболее интересными?
- Начните рассказ о В. И. Дале, опираясь на следующие глаголы-сказуемые со значением последовательности действий, а также обстоятельственные слова со значением времени и места. Предварительно найдите эти слова в тексте.
а. Родился, получил образование, служил, участвовал, ездил, объехал, вел наблюдения.
б. 10 ноября 1801 года, 22 сентября 1872 года.
в. В Лугани, в Москве, в Петербургском Морском кадетском корпусе, на медицинском факультете, на флотах Черноморском и Балтийском, при Оренбургском военном губернаторе, в русско-турецкой войне, по России, всюду.
3. Расскажите о жизни В. И. Даля. Рассказ начните с фразы: “Жизнь Даля была яркой и насыщенной”.
Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Лугани (в местечке, из которого вырос со временем город Луганск), умер 22 сентября 1872 года в Москве.
Жизнь составителя знаменитого “Толкового словаря живого великорусского языка” была яркой и насыщенной.
Даль получил образование в Петербургском Морском кадетском корпусе, а затем — на медицинском, факультете Дерптского университета...
Служил офицером на флотах Черноморском и Балтийском, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном губернаторе.
Участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829 годов, не раз отличался в сражениях.
Даль много ездил по России, несколько раз пересекал ее с севера на юг и с запада на восток, объехал Прибалтику и Белоруссию, Молдавию и Украину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось жить и бывать, он неизменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, статистик.
Даль понимал толк в земледелии и торговле; коневодстве и рыболовстве; возведении домов и судостроении; он знал многие ремесла, умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, соорудить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла.
Даль знал много языков. Кроме русского языка, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский, польский, читал и писал по латыни, изучал болгарский и сербский языки, владел татарским, башкирским и казахским.
В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак-Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника “Морские досуги”, несколько статей и очерков. В собрание сочинений не вошли “Очерк русской жизни”, произведения для детей, стихи.
А есть еще труды Даля по наукам естественным, среди них известные в свое время учебники “Ботаника” и “Зоология”, есть проекты и докладные записки — об улучшении быта помещичьих крестьян, о преобразовании суда, монетной системы и много других.
Но главное дело всей жизни В. И. Даля — его знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. Кроме множества слов, Даль записал тысячу сказок. Он отдал их безвозмездно составителю знаменитого издания “Народные русские сказки” Афанасьеву. Свои записи народных песен (около трехсот) Даль подарил собирателю Петру Киреевскому.
Даль любил простой уклад жизни (“днем работать, а ночью спать”), простую одежду (“не на кафтане честь, а под кафтаном”), простую пищу (“наедаться досыта одним блюдом”).
В скупой автобиографической заметке, подводя итоги, Даль писал: “Во всю жизнь свою я искал случая поездить по России, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень...” (М. Бессараб).
4 группа. Подготовка рассказа о человеке, который собирал слова
- О каком эпизоде в жизни В.И.Даля рассказывается в тексте?
- Как попал к Далю верблюд?
- Что произошло во время боя?
- Как отнёсся Даль к пропаже своих записей?
- Что понял Даль, потеряв материалы к будущему словарю?
Собирал человек слова
Когда началась война с Турцией, русское командование закупило несколько тысяч верблюдов для перевозки военных грузов. У Даля был свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд, с горбами, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.
Верблюд Даля был дороже золота. Мягко ступая, важно задирая голову, таскал он по военным дорогам не простую поклажу, а записки к будущему толковому словарю, которые собирал Владимир Иванович в течение десяти лет. Верблюд был “нагружен словами”.
Тетрадок и записных книжек во время кампании прибавилось столько, что тесен стал чемодан. Даль паковал слова в тюки, навьючивал верблюда. Товарищи шутили: “Ну, Владимир Иванович, теперь пиши, не стесняйся. Эта скотинка, говорят, и двадцать пудов выдержит”.
Денщик Алексей хоть и северный мужик, однако привязался к неведомому зверю, управлялся с ним не хуже, чем с лошадью. Приставший к участникам похода пес с верблюдом подружился. Так и двигались через Балканы: впереди, в повозке, Даль и доктор де Морни, за ними Степан в фуре с хозяйственной утварью, следом Алексей на верблюде; замыкал шествие пес, весело махая хвостом, как флагом.
Неожиданно верблюд пропал... Во время короткой стычки с турками Даль перевязал раненых и возвратился в обоз, где все смешалось в минуты внезапного боя. Он не нашел ни Алексея, ни верблюда. Алексей так и не вернулся. Не иначе голову сложил.
Даль признавался потом, что осиротел с утратою своих записок. “Осиротеть” — тяжелое слово. Так говорят, когда теряют близких.
Утрата подсказала Далю, что не увлечением были эти записки, а призванием. Понял, что без них ему в жизни не обойтись. К счастью, через неделю казаки привели в Адрианополь отбитого у врага верблюда. Туркам не понадобились десять лет жизни Даля, собиравшего слова. Упакованные в тюк, они мирно покоились возле мохнатых горбов. Даль вдруг изнемог: обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти да так и стоял, ослабев.
Говорят, мал сокол, да на руке носить — велик верблюд, да воду возить. Золотого царского сокола любимей был Далю этот рыжий двугорбый водовоз.
Теперь передвигались так: впереди де Морни с кларнетом, за ним Степан с провизией и котлом, позади Даль с верблюдом.
Цену узнаешь, когда потеряешь (По М. Булатову).
Общая работа. Рассказ о В.И.Дале (повествование биографического характера).
Выбираем наиболее удачное начало.
Например: 1. “Среди множества словарей есть такие, которые составляют гордость науки. К таким работам относится “Толковый словарь живого великорусского языка созданный Владимиром Ивановичем Далем. Кто он, создатель всемирно известного словаря? Ему было 11 лет, когда началась Отечественная война против французских завоевателей... Он был почти ровесником А.С.Пушкина. Он знал многих из декабристов. Он был свидетелем отмены крепостного права. Но главное дело его жизни – создание словаря, который стал гордостью русского народа...”
2. “В 1863 году академик М.П.Погодин, выступая перед коллегами, сказал: “Словарь Даля кончен. Теперь' русская академия без Даля немыслима. Но свободных мест для избрания в академики нет. Предлагаю: всем нам, академикам, бросить жребий, кому выйти из академии, и освободившееся место предоставить Далю. Выбывший же займёт своё место, как только появится первая свободная должность, Нужно отдать должное академикам: Даль был избран единогласно.
Кем же был Даль, которому академики оказали уважение таким необычным способом?”
- Какие сведения из тех, что нам уже известны, можно включить в рассказ?
- В какой последовательности их можно изложить?
- Подумайте, как перейти от одной части к другой?
Учитель. Конечно, не каждому из нас суждено стать великим человеком, прожить столь яркую жизнь, как у В.И.Даля.
Но жизнь любого из нас ценна сама по себе. Она десятками незримых нитей связана с жизнями других людей: нашими родными, знакомыми, друзьями, любимыми... В чьих-то душах оставляем глубокий след мы, кто-то из окружающих оказывает воздействие на нас, иногда очень серьёзное и значительное.
– О чём необходимо сказать, обращаясь к рассказу о своей жизни, о своей биографии?
Составление примерного плана домашнего сочинения.
Предлагается включить в работу:
- сведения о родителях; то, что в их поступках, отношении к жизни, к людям произвело впечатление, оказало воздействие на формирование характера автора сочинения,
- описание среды, в которой автор жил, воспитывался (семья, друзья, школа и одноклассники; что нравилось, что, возможно, вызывало недовольство, страх, протест);
- эпизоды, которые запомнились, повлияли на изменение взглядов, заставили принять решение, больно ранили...
Сочинение студенты пишут дома.