Урок по теме "Употребление деепричастий в речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Выяснить роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.
  • Совершенствовать умение анализировать  текст, выявляя в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов.
  • Формировать умение учащихся презентовать результаты своих наблюдений.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя.

В центре внимания на уроке – деепричастие.

Основополагающий вопрос урока: Какова роль деепричастия в тексте, как оно «живёт» в нём, как «работает»?

2. Анализ текста – фрагмента из стихотворения И.Северянина «Капель» (текст у каждого на столе в дидактическом материале, который подготовлен учителем):

Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.

  • Что вы «видите» и что вы «слышите», произнося эти строки?
  • Слова какой части речи помогли вам увидеть и услышать то, о чём пишет поэт?
  • Какую же  роль играет деепричастия?

(Деепричастия дополняют глагол другими действиями, «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

3. Упражнение №1

«Дорисуйте» действия одушевлённых и неодушевлённых предметов, используя деепричастия и деепричастные обороты.

  • Между деревьев, __________ , бежал ручеёк.
  • Крупные капли дождя, _______ , падали на землю.
  • Птицы, ________ , летели на юг.
  • Морские волны, ______ , плескались у берега.

Прочитайте предложения, объясните знаки препинания.
Как изменилось содержание предложений, когда в них включили
деепричастия и деепричастные обороты?

4. Упражнение №2

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.
Запишите предложения с деепричастными оборотами.
Сопоставьте простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами и сложноподчинённые с придаточными   обстоятельст – венными придаточными.  В каких из них мысль выражена более ёмко, компактно, динамично?
Какой вывод о роли деепричастных оборотов можете сделать из этого наблюдения?

  • Друг смущённо опустил голову, так как чувствовал себя виноватым.
  • Когда прочитаешь эти книги, ты их должен вовремя вернуть в библиотеку.
  • Когда этот приятель сочиняет свои сказки, он берёт сюжеты из реальной жизни.

5. Анализ фрагмента из «Алых парусов» А.Грина

Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. «Стряхни этого пассажира», – посоветовала Ассоль цветку. Жук не удержался и с треском полетел в сторону. А она, волнуясь и трепеща, пошла дальше к склону холма и скрылась в его зарослях. (По А.Грину).

  • Определите стиль текста.
  • Определите тип речи.
  • Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему? (Этот текст является повествованием, а в повествовании мир предстаёт в динамике, в движении. Автор рассказывает о сменяющих друг друга действиях, как бы создавая ленту кадров. Для этого он использует не только глаголы, но и деепричастия)
  • Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия  жука? (Помогают создать зримый образ жука, передать его характер. Мы видим, как нелегко жуку взобраться на цветок, но он упрямо стремиться достичь своей цели)
  • Какую роль играют деепричастия, «дорисовывающие» действия Ассоль? (Становятся выразительным средством, помогающим передать состояние Ассоль)

6. Презентация мини-исследований учащихся, работающих в группе.

Мини-исследования художественных текстов, определение функций деепричастий и деепричастных оборотов в них учащиеся проводили, опираясь на карточку-инструкцию.

Пример карточки-инструкции:

Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и исследуйте его в направлении следующих вопросов и заданий:

  • выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
  • проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке;
  • почему крестьянин «на дровнях обновляет путь», «торжествуя»? Какую роль играет это деепричастие?
  • как «дорисованы» действия лошадки и кибитки?
  • что помогает увидеть и почувствовать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая»?
  • какую роль играют деепричастные обороты, «дорисовывающие» действия дворового мальчика?

Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод.

Используйте материалы из рубрики «Заглянем в словарь!»:

     Дровни – сани с плоским настилом для перевозки дров, леса и других грузов.
     Кибитка – крытая повозка для перевозки почты, грузов, пассажиров. Чем больше перевезёт ямщик, тем больше получит денег.

7. Фрагменты из выступлений учащихся

  • Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов. Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы. Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу. Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести. Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
    Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

  • Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить. Деепричастный оборот «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз. Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила», но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия. Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор». Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

  • Я исследовал фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием.  Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия. Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок. Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу  крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения. Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С  помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

8. Итог урока

  • Вспомните, каков основополагающий вопрос нашего урока. Прочитайте его ещё раз.
  • Как бы вы теперь на него ответили?

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко  используют поэты и писатели в своих произведениях.

9. Домашнее задание

Создать собственный текст (8 – 9 предложений), включив в каждое предложение деепричастия или деепричастные обороты.

Темы  для мини-сочинений:

  • Идёт волшебница-зима.
  • На заснеженной рябине.
  • Подслушанный разговор синиц.
  • Тропинка в зимнем лесу.
  • Полёт снежинки.