Цели урока:
- Развитие устной и письменной речи учащихся.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Формирование навыка анализа музыкального произведения.
- Формирование умения выражать свои впечатления от прослушанного музыкального произведения.
Оборудование урока:
- Презентация PowerPoint
- Портрет Камиля Сен-Санса кисти А. Росси(1903 г.)
- Репродукция картины М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”
- Видеозапись балетного номера “Лебедь” в исполнении М.Плисецкой
- Аудиозапись пьесы К. Сен-Санса “Лебедь”
Тип урока: урок творчества
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок – урок творчества. А посвящен он музыке, литературе, живописи и танцу. Почему мы их объединили?
Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, литература – словом, танец – движениями.
Итак, тема нашего урока – “Слушая пьесу Камиля Сен-Санса “Лебедь”…
Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка. И все это постараемся отразить в своих сочинениях, то есть обратимся к искусству слова.
- Усвоение новых знаний.
Камиль Сен-Санс – известный французский композитор 19 века. “Лебедь” - пьеса из сюиты “Карнавал животных” (1886 г. зоологическая фантазия для ансамбля инструментов).
- Что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, состоящее из отдельных пьес (14), жанровых зарисовок)
- Как вы думаете, что вдохновило Сен-Санса на создание этой пьесы? Какой образ в ней воплощен? (Лебедь)
- Что же могло так удивить, поразить Сен-Санса? Что вы знаете об этой птице? (Декоративная птица, известна лебединая верность, создает супружескую пару один раз на всю жизнь и ищет гибели, если подруга погибает)
- Фразеологизм - лебединая песня (самое последнее проявление таланта, деятельности) сложился от поверья, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью;
- фразеологизм – лебединая поступь (плавная, грациозная); в фольклоре: лебедушка.
- А в живописи кто-нибудь создавал образ лебедя? (А.Врубель “Царевна-лебедь”, но эта картина навеяна поэзией А.Пушкина (“Сказка о царе Салтане”) и музыкой Н.Римского-Корсакова (к этой сказке.))
- Подготовка к сочинению.
Задание перед 1-м прослушиванием музыки:
Какую картину вы представляете, слушая музыку Сен-Санса? Что вы представляете? Делайте записи своих чувств, мыслей, своей души, ощущений.
1-е прослушивание.
- Обмен первыми впечатлениями:
- Понравилась музыка?
- Какое настроение старается передать автор?
- Какие чувства вызывает музыка?
- Что представили, какую картину?
- Охарактеризуйте музыку одними прилагательными. (Спокойная, плавная, светлая, робкая, несмелая, гордая, негромкая, лиричная, нежная…)
- А какие цвета можно использовать, чтобы охарактеризовать музыку, передать характер, замысел автора? (Голубой, розовый, белый, блеск воды)
- А движениями? (Плавными, медленными)
Задание перед знакомством с балетным номером:
Общеизвестно, что на основе музыки Сен-Санса еще в начале 20 века был создан балетный номер, который сначала блестяще исполнила великая русская балерина Анна Павлова. А мы увидим этот номер в исполнении Майи Плисецкой.
Посмотрите, как балерина создает образ с помощью искусства движений – танца, балета. Просмотр записи.
Обмен впечатлениями:
- Что сумела воплотить, передать балерина? (Пластику, нежность, грацию, мечтательность)
Словарная работа.
Давайте обратимся к богатству нашего языка и подберем эпитеты и синонимы для нашего сочинения.
Перед ребятами на экране или доске: Из “Словаря эпитетов русского языка”
Лебедь
- Белый
- Белогрудый
- Белоснежный
- Благородный
- Величавый
- Величественный
- Горделивый
- Одинокий
- Статный
Мелодия
- Великолепная
- Величавая
- Волшебная
- Дивная
- Задумчивая
- Задушевная
- Красивая
- Очаровательная
- Чарующая
Шея
- Длинная
- Изящная
- Тонкая
Осанка
- Величавая
- Величественная
- Гордая
- Горделивая
- Царственная
Из “Словаря синонимов русского языка”
Удивительный
- Изумительный
- Поразительный
- Дивный
Величественный
- Величавый
- Царственный
- Красивый
- Прекрасный
Дивный
- Чудный
- Чудесный
- Волшебный
- Сказочной
- Фантастический
Очаровать
- Пленить
- Обворожить
- Заколдовать
- Заворожить
- Зачаровать
- Работа над черновиком сочинения под музыку Сен-Санса.
- Чтение учащимися своих сочинений под музыку Сен-Санса.
- Итоги урока: оценки.
- Рефлексия:
Вспомним слова Гельвеция: “Задача искусства – волновать сердца”. Были ли ваши сердца сегодня на уроке взволнованы? Чем? Что удивило? Что больше всего запомнилось?
- Домашнее задание: написать сочинение, можно с иллюстрацией.
Желаю творческих успехов! Идите, творите!
Словарная работа:
- Грация – красота движений
- Греза – мечта
- Танец – искусство пластических движений
- Пластика – искусство ритмических движений
Образцы ученических работ
Корнеев Сергей.
Маленькое озеро все освещено лунным светом. Темно-синее небо густо усыпано звездами. Хрустальная тишина. Вдруг на середину озера выплывает белая и легкая, как облачко, лебедь. Величавая, гордая, скользит по водному озеру. Кружит в своем волшебном танце, словно балерина в белоснежной пачке. Вскоре ее движения становятся медленными. Луна покрывается легкой дымкой, и прекрасное видение исчезает, растворившись во мгле.
Гришин Максим.
Теплый летний вечер. В глубине леса небольшое озеро с зеркальной водой. Дует слабенький ласковый ветер, слегка колышет ветви деревьев. Вдруг бесшумно выплывает прекрасный лебедь. На краю озера начинает свой удивительный танец: вытянув длинную, изящную шею, поочередно взмахивает крыльями, кружит по воде. Грациозные движения птицы напоминают танец балерины в белоснежной пачке.