“Только портреты, но это все лучшее”
(подготовка к сочинению по картине В.А.Серова “Девочка с персиками”)
Цель урока:
- Отработать умение описать внешность человека как проявление его сущности; как отражение его внутреннего “Я”;
- Познакомить с творчеством художника-портретиста В.А.Серова;
- Продолжить обучение ребят смотреть картину.
Методическое обеспечение урока:
- Автопортрет художника В.А.Серова, “Портрет Ермоловой”, “Летом”, портреты Ф.Шаляпина, Л.Андреева.
- Приложение-презентация к уроку.
“Всюду он оставался самим собой, но, в то же время он говорил языком современности”.
Н.К.Рерих
(До этого урока в течение двух недель шла работа над составлением словаря “Портрет”)
Ход урока
1. Запись темы урока. Сообщение учителем цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
Самый прекрасный портрет никогда не заменит ушедшего человека. Но портрет может сказать нам многое, что не скажут письма, дневники. В портрете проявляется сущность человека, его внутреннее “Я”.
Сегодня мы знакомимся с художником В.А.Серовым. (Учащиеся рассматривают “Автопортрет В.А.Серова”) – Ваши впечатления о художнике?
В 1910 году, за год до смерти, В.А.Серов составил список отобранных для Всемирной выставки в Риме картин. В список вошло 15 произведений художника – 15 портретов. “Только портреты, но это все лучшее” – эти слова Серова помогают выявить в его творчестве самое основное, существенное. А творчество его многогранно: он писал исторические полотна и жанровые картины, портреты и пейзажи, картины на мифологические темы и книжную графику.
Наиболее значительным из всего, что он создал, признаны портреты, в которых он не знал соперника ни в русском, ни в мировом искусстве XIX века.
Портреты Серова – это яркая галерея людей его времени. В них отразились сокровенные мысли и суждения художника об окружающем его мире.
3. Посмотрите галерею портретов Серова. Прослушайте сообщения ребят “Отзывы современников о Серове”:
– Каким вы представили себе художника?
– Ваше впечатление о портретах.
– Что должно быть важно в портрете?
Отзывы (зачитывают учащиеся):
“Серов всегда нов, правдив и художествен”.
И.Репин
“У него душа художника, глаза художника, руки художника”.
В.Брюсов
“Он сумел через лицо подсмотреть душу. Портреты Серова почти всегда – суд над современниками... Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями”
В.Брюсов
“Всего сильнее Серов в портрете. С первого взгляда он умел определить в изображаемом им лице его духовную сущность. Серов был художником человеческого “Я”.
(из журнала “Нива”)
“В.Серов пишет живых людей, пишет их в спокойных позах. Глядя не его холсты, вы видите всегда живого человека, готового с вами заговорить. Вы понимаете, где он, что делает, иногда даже кажется, что можно сказать, что он думает и, уж во всяком случае, кто это”.
Н. Кравченко
“Человеческое лицо не было для него лишь сочетанием линий. – Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных глубин души его с большим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и таланта. Реализм Серова сочетался в нем с особой, ему лишь свойственной искренностью.
(из “Всеобщей газеты”)
(Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.)
4. История создания картины “Девочка с персиками”.
Репин о Серове по мемуарам “Далекое близкое” (индивидуальное задание ученику, который занимается живописью, дается до урока).
5. Слово учителя.
Творческая деятельность Серова развивалась стремительно. Художник не знал самоуспокоения, передышек, экспериментировал. Прошедший блестящую школу Репина, Серов к двадцати годам ощутил уверенность в собственных силах, желание работать самостоятельно.
В 22 года создает портрет Веры Мамонтовой (дочери С.И. Мамонтова), известный под названием “Девочка с персиками” (1887).
6. Беседа по картине
(по ходу беседы ученики делают записи в черновиках)– Посмотрите на этот портрет. Что вы видите?
– Какой изображает художник комнату?
– Как он пишет свет?
(Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)
- Как изображает девочку?
- Опишите ее, используя эпитеты . (За столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с черным в белую горошину бантом. Она сидит спиной к окну, и весь силуэт ее светится, лучатся карие глаза ...)
- Какое лицо у этой девочки?
- Что мы узнаем по лицу о ней?
- О её характере? Её душевном мире?
- Можно ли определить ее будущее?
(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная...)
– Что она держит в руке?
(Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.)
– Как художник изображает стол?
(На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)
- Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.
- (На столе расписная фаянсовая тарелка. За окном – светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.)
– В чем прелесть этой картины?
(Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.)
– Что вы для себя открыли в этой картине?
– Каким бывает белый цвет?
(Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы, розоватые блики от блузки.)
А главное – свет и воздух!
Художник Грабарь писал: “Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты”
– Каков фон картины?
(Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутровый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)
- Как художник передал слияние человека с миром?
- (Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)
– Каков колорит картины?
(Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит ее – розовое и золотое.
Все в полотне удивительно жизненно и естественно.)
7. Слово учителя
Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. “Все чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине!”
Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоумением:
– Неужели это я написал?
Картина удивительно правдива. Художник словно перенес “кусочек” жизни на полотно.
8. Работа над лексикой сочинения
1. От данных слов образуйте существительные со значением лица: портрет, живопись;
2. Какие глаголы используются для описания света в картине?
(Свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает; обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает.
3. Объясните орфограммы в предложении:
В картине Серова “Девочка с персиками” не чувствуется ни искусственности, ни напряженности.
4. Словарный диктант
Масло, композиция, колорит, умение охватить сущность человеческого характера, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок.
5. Обсуждение формы творческой работы
(Сочинение – описание картины, сочинение – рассказ, сочинение – рассуждение “Почему В.А.Серов является лучшим портретистом XIX века?); составление плана сочинения (самостоятельно).
– Какова цель вашей творческой работы?
6. Ученики пишут черновики сочинений (на втором уроке)
Обсуждение черновиков, замечания, переделка работ.
Домашнее задание: написать сочинение, проверив черновик работы.