Цель: углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не с причастием, -н- и -нн- в причастии, производных предлогов.
Ход урока.
1. Обособить: (запись на доске)
- выделить из общего, создав особое от других положение;
- в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.
С.И.Ожегов
Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.
2. На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).
1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.
№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,
в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).
2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,
а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился и разбор данного слова как части речи.
3. В это время происходит работа с классом.
а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:
Текст.
1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.
2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.
- Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. - У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. - Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
- Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!
Вопросы:
Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.
4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.
а)
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную...
б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня...» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль - бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.
5. Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.
а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и, не ставится).
б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.
Обособление обстоятельств
Обособляются |
Не обособляются |
1. До и после главного слова — глагола-сказуемого |
|
а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами б) выраженные существительными с предлогом в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении |
а) представляющие собой устойчивые обороты 2. После глагола-сказуемого а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия б) тесно связанные со сказуемым в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием |
Различайте! |
|
однородные члены — обособленные обстоятельства |
однородные члены - сказуемое Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.) |
Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.
- Почему перед союзом и стоит запятая?
- Почему ее нет во втором примере?
6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.
- Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
(Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка). - Какими предлогами? (производными).
- Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
- Примеры (Кто быстрее приведет?).
- В чем разница в написании: в течение - в течении; навстречу - на встречу;
насчет - на счет; в продолжение - в продолжении; вследствие - в следствии.
7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.
- Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?
Выполняется упр. №333, с. 147.
8. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными
существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:
- вариант - (в)следствии...
- вариант - благодаря.
9. Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.
Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.
10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.
Авторы обычно обособляют их, если придают особое значение или рассматривают как попутное замечание.
Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).
11. После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»
- Каковы условия необособления данных обстоятельств?
а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.
Находим примеры предложений и читаем их.
- Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;...)
- Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.
б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.
- Обратим внимание на их место в предложении.
(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).
в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).
Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь - медленно; отвечал нехотя - вяло.
Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
- Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.
г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).
Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
- Заменить наречие деепричастием и составить предложения:
- в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
- в. Туча медленно надвигалась (не спеша).
12. Викторина.
Задание №1.
Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.
Ответы:
а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша - наречие;
в) является фразеологизмом.
Задание №2.
Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:
1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.
Задание №3.
Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:
Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. ( по рядам по одному примеру).
Задание №4.
Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
13. Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.
Тест.
1. Укажите неверные утверждения.
- Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в уст-
ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи. - Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.
- Всегда обособляются приложения с союзом как.
- Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
- Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
- Уточняющими могут быть только второстепенные члены предложения.
2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
- В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
- Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
- Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
- Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
- Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
- Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.
3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?
- Незримый ты мне был уж мил.
- За синими морями забытый он угасал один.
- Облетевший тополь серебрист и светел.
- Плачет бедная без устали она.
4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
- Остров затянулся туманом — серой неподвижной мглой.
- Из-за угла вышел Федька, наш молодой режиссер.
- Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
- Юрию, как уроженцу юга, было трудно привыкнуть к климату Арктики.
5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.
- Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
- Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
- Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
- В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
- Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
- Прощаясь молодые люди раскланивались.
- Отец не оборачиваясь кивнул головой.
- Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
- Мальчик вздрогнув уронил ложку.
7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять выделенное обстоятельство.
- Там на шахте угольной паренька приметили.
- На той стороне за рекой запевал соловей.
- Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне.
- Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы.
14. Словарная работа.
Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. - manouere, лат. - manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать - ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.
15. Мини-диктант (распределить по столбикам).
Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.
16. Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.
1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.
17. Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.
Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).
18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.
К А.Б.***
Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.
19. Это интересно.
1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.
2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.
3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.
20. Подводится итог урока.
- Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
- Что вызвало затруднения?
На последующих уроках мы продолжим данную тему.