Самостоятельная познавательная деятельность учащихся 5 классов на уроке русского языка с применением технологии разноуровневого обучения, коллективных способов обучения и элементов проектной деятельности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Цели:
1. Познавательный аспект.
1. 1. Формирование специальных знаний, умений, навыков.
- Организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся с разноуровневым усвоением знаний по данной теме.
- Организовать деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.
1. 2. Развитие умений, которые были сформированы ранее.
- Развивать умение работать со словосочетанием, предложением.
- Определять структуру словосочетания, предложения, расставлять знаки препинания, строить схемы.
1. 3. Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе.
- Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий.
- Умение работать во времени на всех этапах урока.
- Умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности.
2. Развивающий аспект цели.
2. 1. Развитие речи.
- Развивать умение осмысленного чтения текста.
- Продолжить развивать устную и письменную речь учащегося, добиваясь полных развернутых ответов.
- Использовать в ответах тип речи рассуждение, стиль речи научный.
2. 2. Развитие мышления.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке.
- Развивать умение высказывать и доказывать суждения.
- Развитие сенсорной сферы.
- Развивать глазомер и мелкую моторику кисти руки при выполнении письменных заданий.
3. Воспитательный аспект цели.
- Формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель-ученик, ученик-ученик.
- Формирование сознательной дисциплины.
- Формирование научного мировоззрения.
- Формирование целеустремленности, трудолюбия, аккуратности.
- Воспитание любви к родному языку.
Оборудование:
- компьютер;
- большой экран;
- диски с материалом к уроку (тема, цели урока, эталонные ответы по карточкам, ключевые слова).
Содержание урока |
|||
Этапы урока(время этапа) |
Содержание этапа урока |
Деятельность учителя и формы |
Деятельность учащихся |
1.Организация начала урока и мотивация учащихся. (2 мин.) |
|
Форма-беседа. Учитель организует самостоятельно-познавательную деятельность учащихся, нацеливает на достижение результатов урока, мотивируя их. | Учащиеся слушают учителя и настраиваются на выполнение заданий самостоятельно-познавательной деятельности. |
2-3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся. (7 мин.) | К этому уроку учащиеся выполняли
домашнее задание в группах равного состава, в которые были
объединены ученики всех уровней знаний. На протяжении нескольких
предыдущих занятий, посвященных данной теме, каждая группа,
возглавляемая учащимися творческого уровня, должна была составить
тонкие и толстые вопросы по следующим темам:
Группы учащихся, работая на этом этапе, задают друг другу тонкие и толстые вопросы, подготовленные в домашнем задании. Оценивают ответы и корректируют их. |
Учитель контролирует выполнение задания на предыдущих уроках и консультирует в каждой группе учащихся творческого уровня, которые собирают и предоставляют материал, разработанный группой. При ответе учащихся учитель контролирует задаваемые вопросы и ответы. При необходимости корректирует их. | Учащиеся всех уровней разрабатывают тонкие и толстые вопросы, учащиеся творческого уровня редактируют их и предоставляют учителю на проверку(элементы проектной деятельности). На уроке учащиеся задают подготовленные ими вопросы и получают ответы, в случае необходимости корректируют их. |
7. Закрепление и систематизация знаний.(25 мин.) | Предоставляются карточки трех уровней. Учащиеся выбирают карточки того уровня, на котором они будут работать и после консультации с учителем, выполняют задания своего уровня знаний. | Учитель проверяет соответствие задания выбранного и реального уровня знаний ученика. В случае несоответствия задания выбранного уровня знаний, он советует ученику поменять карточку: если уровень был занижен - на более высокий, и наоборот. После предоставления карточек учитель по заранее спланированному маршруту движения обходит класс, контролирует деятельность учащихся и оказывает дозированную помощь тем, кто в ней нуждается. | Учащийся выбирает карточку, прислушиваясь к рекомендациям учителя, и самостоятельно выполняют задания. |
8. Контроль, самопроверка и коррекция, мониторинг.(5 мин.) | После выполнения задания учащимися, они проверяют правильность выполнения с эталонными ответами. Ответы высвечиваются на экране. | Учитель предоставляет на экране эталонные ответы. Отвечает на вопросы учащихся. Мотивирует учащихся объективно оценить свои знания. | Учащиеся анализируют информацию и проверяют правильность выполнения заданий. Исправляют допущенные ошибки. Задают вопросы учителю по заданиям, вызвавшим у них затруднения при выполнении. Заполненные карточки сдают на проверку учителю. |
9. Подведение итогов. (5 мин.) | На экране высвечиваются ключевые слова по данной теме: словосочетание, синтаксис, именное, предложение, обращение, глагольное, сложное, распространенное, однородные члены, бессоюзное, нераспространенное, СПП, простое, ССП, осложненное, обобщающее слово при однородных членах. Учитель предлагает учащимся составить кластер по данной теме, используя данные ключевые слова. | Учитель предоставляет учащимся ключевые слова, контролирует правильность составления кластера. Подводит итоги урока, предоставляя ученикам право оценить свою деятельность на уроке и достижение целей, поставленных перед ними в начале урока. Количественную оценку и мониторинг выполнения заданий с комментариями учитель предоставит каждому ученику в течение этого дня, чтобы он смог подготовиться к контрольной работе на следующем уроке. | Ученики составляют кластер по данной теме, используя ключевые слова, предоставленные учителем, работая в тетрадях. Один из учащихся для проверки записывает кластер на доске. |