Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синтаксис и пунктуация" с элементами самостоятельной познавательной деятельности

Разделы: Русский язык


Самостоятельная познавательная деятельность учащихся 5 классов на уроке русского языка с применением технологии разноуровневого обучения, коллективных способов обучения и элементов проектной деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Цели:

1. Познавательный аспект.

1. 1. Формирование специальных знаний, умений, навыков.

  1. Организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся с разноуровневым усвоением знаний по данной теме.
  2. Организовать деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.

1. 2. Развитие умений, которые были сформированы ранее.

  1. Развивать умение работать со словосочетанием, предложением.
  2. Определять структуру словосочетания, предложения, расставлять знаки препинания, строить схемы.

1. 3. Формирование общих умений, которые формируются на межпредметной основе.

  1. Умение контролировать ход своей деятельности при выполнении самостоятельных заданий.
  2. Умение работать во времени на всех этапах урока.
  3. Умение планировать работу и контролировать ход своей деятельности.

2. Развивающий аспект цели.

2. 1. Развитие речи.

  1. Развивать умение осмысленного чтения текста.
  2. Продолжить развивать устную и письменную речь учащегося, добиваясь полных развернутых ответов.
  3. Использовать в ответах тип речи рассуждение, стиль речи научный.

2. 2. Развитие мышления.

  1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке.
  2. Развивать умение высказывать и доказывать суждения.
  3. Развитие сенсорной сферы.
  4. Развивать глазомер и мелкую моторику кисти руки при выполнении письменных заданий.

3. Воспитательный аспект цели.

  1. Формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности учитель-ученик, ученик-ученик.
  2. Формирование сознательной дисциплины.
  3. Формирование научного мировоззрения.
  4. Формирование целеустремленности, трудолюбия, аккуратности.
  5. Воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

  • компьютер;
  • большой экран;
  • диски с материалом к уроку (тема, цели урока, эталонные ответы по карточкам, ключевые слова).

Содержание урока

Этапы урока(время этапа)

Содержание этапа урока

Деятельность учителя и формы

Деятельность учащихся

1.Организация начала урока и мотивация учащихся. (2 мин.)
  • Учитель приветствует учащихся, проверяет отсутствующих, выявляет причину отсутствия.
  • Объявляет тему урока, цели урока, которые высвечиваются на экране.
  • Говорит о форме урока, которая будет организована в форме самостоятельно-познавательной деятельности.
  • Учащиеся будут работать на этапе актуализации знаний в группах равного состава, включающих в себя учащихся всех уровней усвоения знаний (базовый, программный, творческий).
  • На этапе систематизации они работают по разноуровневым карточкам. На этапе подведения уроков учащиеся составляют кластер(принципиальную схему по данной теме) по ключевым словам, предоставленным учителем.
  • Учитель мотивирует учащихся, говоря о важности темы, которая занимает ведущее место в курсе русского языка.
Форма-беседа. Учитель организует самостоятельно-познавательную деятельность учащихся, нацеливает на достижение результатов урока, мотивируя их. Учащиеся слушают учителя и настраиваются на выполнение заданий самостоятельно-познавательной деятельности.
2-3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся. (7 мин.) К этому уроку учащиеся выполняли домашнее задание в группах равного состава, в которые были объединены ученики всех уровней знаний. На протяжении нескольких предыдущих занятий, посвященных данной теме, каждая группа, возглавляемая учащимися творческого уровня, должна была составить тонкие и толстые вопросы по следующим темам:
  1. Словосочетание.
  2. Обращение.
  3. Обобщающие слова.
  4. Прямая речь.
  5. Простые и сложные предложения.
  6. Синтаксический разбор предложений.

 Группы учащихся, работая на этом этапе, задают друг другу тонкие и толстые вопросы, подготовленные в домашнем задании. Оценивают ответы и корректируют их.

Учитель контролирует выполнение задания на предыдущих уроках и консультирует в каждой группе учащихся творческого уровня, которые собирают и предоставляют материал, разработанный группой. При ответе учащихся учитель контролирует задаваемые вопросы и ответы. При необходимости корректирует их. Учащиеся всех уровней разрабатывают тонкие и толстые вопросы, учащиеся творческого уровня редактируют их и предоставляют учителю на проверку(элементы проектной деятельности). На уроке учащиеся задают подготовленные ими вопросы и получают ответы, в случае необходимости корректируют их.
7. Закрепление и систематизация знаний.(25 мин.) Предоставляются карточки трех уровней. Учащиеся выбирают карточки того уровня, на котором они будут работать и после консультации с учителем, выполняют задания своего уровня знаний. Учитель проверяет соответствие задания выбранного и реального уровня знаний ученика. В случае несоответствия задания выбранного уровня знаний, он советует ученику поменять карточку: если уровень был занижен - на более высокий, и наоборот. После предоставления карточек учитель по заранее спланированному маршруту движения обходит класс, контролирует деятельность учащихся и оказывает дозированную помощь тем, кто в ней нуждается. Учащийся выбирает карточку, прислушиваясь к рекомендациям учителя, и самостоятельно выполняют задания.
8. Контроль, самопроверка и коррекция, мониторинг.(5 мин.) После выполнения задания учащимися, они проверяют правильность выполнения с эталонными ответами. Ответы высвечиваются на экране. Учитель предоставляет на экране эталонные ответы. Отвечает на вопросы учащихся. Мотивирует учащихся объективно оценить свои знания. Учащиеся анализируют информацию и проверяют правильность выполнения заданий. Исправляют допущенные ошибки. Задают вопросы учителю по заданиям, вызвавшим у них затруднения при выполнении. Заполненные карточки сдают на проверку учителю.
9. Подведение итогов. (5 мин.) На экране высвечиваются ключевые слова по данной теме: словосочетание, синтаксис, именное, предложение, обращение, глагольное, сложное, распространенное, однородные члены, бессоюзное, нераспространенное, СПП, простое, ССП, осложненное, обобщающее слово при однородных членах. Учитель предлагает учащимся составить кластер по данной теме, используя данные ключевые слова. Учитель предоставляет учащимся ключевые слова, контролирует правильность составления кластера. Подводит итоги урока, предоставляя ученикам право оценить свою деятельность на уроке и достижение целей, поставленных перед ними в начале урока. Количественную оценку и мониторинг выполнения заданий с комментариями учитель предоставит каждому ученику в течение этого дня, чтобы он смог подготовиться к контрольной работе на следующем уроке. Ученики составляют кластер по данной теме, используя ключевые слова, предоставленные учителем, работая в тетрадях. Один из учащихся для проверки записывает кластер на доске.

Приложение 1.

Приложение 2.