Тип урока: объяснение нового материала (реализация национально-регинального компонента "Исторический комментарий к фактам современного русского языка. Историческая лексикология")
Цели:
- Познакомить учащихся с этимологией новой лексико-тематической группы.
- Познакомиться с правописанием слов данной лексико-тематической группы, опираясь на происхождение слова.
- Повторить этимологию и правописание ранее изученной лексики (история названия костюма).
- Развивать внимание, память, логическое мышление, навыки монологической речи учащихся.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Вызвать интерес к урокам русского языка, призвать детей к бережному отношению к слову.
- Обратить внимание детей на то, что изучение этого раздела нужно для повышения орфографической грамотности.
Наглядность: презентация.
Оборудование: - этимологические словарики учащихся; - раздаточный материал для закрепления изученного материала.
План-сетка урока:
1. Оргмомент. Запись числа.- 1 мин.
2. Фронтальный опрос. - 1 мин.
3. Индивидуальный опрос и проверка домашнего задания. - 8 мин.
4. "Мостик" к объяснению нового материала, объявление темы и задач урока. - 1 мин.
5. Объяснение нового материала. - 10 мин.
6. Закрепление изученного материала. - 14 мин.:
1) Устное упражнение "Какого цвета лазоревый цветок?" - 4 мин.
2) Упражнение - эксперимент со словом "красный" - полусамостоятельная работа (работа в парах). - 5 мин.
3) Самостоятельная работа. - 5 мин.
7. Подведение итогов. - 1 мин.
8. Задавание на дом. - 1 мин.
Ход урока
1. Оргмомент. Запись числа.
Здравствуйте, ребята! Сегодня
: ноября.
Классная работа.
2. Фронтальный опрос.
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Этимологии. Скажите, пожалуйста, что изучает этимология?
- Этимология - это раздел науки о языке, изучающий происхождение и историю слова.
- Назовите лексико-тематические группы, с которыми мы уже с вами познакомились?
- Мы познакомились с историей названия костюма.
3. Индивидуальный опрос и проверка домашнего задания (Слайд 2)
Индивидуальная карточка № 1.
Докажите родство слов:
- Перчатка - наперсток - перстень.
- Манатки (разг.) - мантилья - манто.
- Манжета - маникюр - карман.
Контрольная карта № 1.
- Эти слова восходят к праславянскому корню * ПЬРСТ - > ПЕРСТ - "палец".
- Эти слова восходят к одному латинскому корню < mantus - плащ, накидка.
- Эти слова восходят к одному латинскому корню < manus - рука.
Индивидуальная карточка № 2.
Аж:р, б:шмак, б:ретка, бе:козырка, г:лоши, ж:кет, ж:лет, м:нжета, пи:жак, х:лат, фу:болка, с:пог.
Контрольная карта № 2.
Ажур, башмак, беретка, бескозырка, галоши, жакет, жилет, манжета, пиджак, халат, футболка, сапог.
(В это время остальные учащиеся проверяют домашнее задание):
Карточка № 3.
Рассказать о слове "костюм", используя различные словари.
Контрольная карта № 3.
КОСТЮМ - 1. Одежда, платье. 2. Мужское (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка или брюки) верхнее платье. (Лексическое значение).
Костюм - костюмер, костюмерный, костюмерша, костюмированный, костюмировать(ся), костюмировка, костюмный, костюмчик. (Словообразование).
Костюм - заимствовано в начале 19 века из западно-европейских языков: франц. costume и итал. сostume - быт, нравы; одежда. Восходит к латинскому consuetude - привычка, обыкновение, обычай. Буквально: привычная одежда; con:> co: - приставка
2 ученик - пословицы и поговорки, в которых употребляются названия одежды (костюма):
- Встречают по одежке, провожают по уму.
- В брюхе солома, а шапка с заломом.
- Видит и кривой, на коне кафтан плохой.
- В уборе и пень хорош.
- Голосиста пташка, да грязна рубашка.
- Душа - не одежда, наизнанку не вывернешь.
- Не осуди в лаптях - сапоги в сенях.
- Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса.
- По Сеньке шапка, по Ерёмке колпак.
- Портит Ивашку белая рубашка.
- С него шапки не снимешь.
- Если голова на плечах есть, то и шапку достанешь.
- Баранья шапка на бараньей голове.
- Своих лаптей испугался.
- Ест орехи, а на зипуне прорехи.
- Сапоги смазанные, а дыры сквозные.
- Сапог-то скрипит, да в горшке не кипит.
- Шапка в рубль, а щи без круп.
- Без надежды, что без одежды и в теплую погоду замерзнешь.
- Без одежды, но не без надежды.
4. "Мостик" к объяснению нового материала, объявление темы и задач урока. (Слайд 3)
Действительно, ребята, очень много создано пословиц и поговорок, которые включают в себя названия костюма, одежды. А вот в поговорке "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" "зашифрована" тема нашего сегодняшнего урока.
Итак, тема нашего урока (Слайд 4)::
История цветообозначения.
Наша с вами задача - познакомиться с историей цвеообозначения в русском языке; знать: этимологию названий основных цветов, уметь писать слова, обозначающие названия цвета.
5. Объяснение нового материала.
(Учитель выразительно читает фрагменты сказок А. С. Пушкина, затем рассказывает об истории цветообозначения. По мере объяснения нового материала учащиеся заполняют соответствующие разделы этимологического словарика <Приложение 2>):
"Жил старик со своею старухою у самого синего моря:" (Слайд 5)
"В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут:" (Слайд 6)
"Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит:" (Слайд 7)
: У самого синего моря: Почему у синего? Ведь море - то не синее! Так сказка ставит перед нами загадку. Выдумано всё это когда-то? Или мы теперь не понимаем древнего смысла слов? А слова-то не особенно старые. Слова, возникая в языке, вступают в сложные отношения друг с другом, сходятся и расходятся, расцветают и теряют краски, каждый раз отражая постепенное познание мира. Очень удобно такого рода изменения проследить на примере слов, обозначающих цвет.
Из учебника физики вы знаете, что цветовая гамма состоит из семи основных цветов спектра. А в целом физики определили около 7 тысяч цветовых оттенков, а в мире дано названия только примерно 4 тысячам.
Цветообозначение еще и потому особая сфера лексики, что помимо значения фиксируемых толковыми словарями. Они "обрастают" своими символическими значениями.
(Звучит выразительное чтение стихотворения "Гласные" Артюра Рембо, (Слайд 8)):
А - чёрный, белый - Е, И - красный, У - зелёный,
О - синий: тайну их скажу я в свой черёд.
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот;
Е - белизна холстов, палаток и тумана,
Блик горных ледников и хрупких опахал;
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал;
У - трепетная рябь зеленых вод широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алмихиков седых;
О - звонкий рёв трубы, пронзительный и страшный
Полёты ангелов в тиши небес пространной,
О - дивных глаз её лиловые лучи.
Сначала человек не различал цветов вовсе, все окружающее для него было белым и черным, иногда и серым. Именно таким видит мир собака - черно-белым.
(Слайд 9). И слово "белый" обозначает всё, что угодно: белая одежда, при этом слово "белый" имеет переносное значение: двор - главный двор; белая казна - бельевое имущество; белые товары - лучшие товары. Это слово индоевропейского происхождения. Главное свойство этого цвета - блестеть, сиять, светить. На протяжении веков белый цвет оставался одним из основных цветов, хотя и не входил в спектр цветообозначений. Есть оттенки: "светлый"; близок к белому по значению "броный" - скорее это бело- серый; "снежный". Белый цвет в христианской символике - это цвет положительного, причастный к ангельскому, лику святых.
(Слайд 10). Группа черного цвета появилась в 11-12 веках. Уже в древности черный - вороной, но оно относилось к лошадям. Вороной - цвет ворона. Черный - цвета сажи, угля, очень темный. Это слово индоевропейского происхождения, в древнерусском: корень * kern . Это слово имело и переносное значение: черный - печальный, злой, грешный. В этой гамме для обозначения темного цвета было слово "мурый" ("мюрин" - эфиоп, негр).
(Слайд 11). Смыкается с черным синий цвет. В текстах 11-12 веков люди "сини яко сажа", седой человек выходит "синеюща власы своими". Таким образом, синий - это блестящий черный, черный цвет с блеском, синий - степень яркости темного цвета: и собственно синего, который раньше назывался "сизый", и фиолетового, и черного, и даже темно-красного. И си-вый, си-зый и си-ний восходят к одному древнему корню, исконное значение этого корня сохранил глагол си-ять.
(Слайд 12). Самая богатая группа - группа красного цвета. Красный - красивый. До самого 16 века прилагательное красный обозначало не цвет, а именно качество красоты и своим значением было равно современному прекрасный. В русском языке же постепенно, сначала в деловых документах, а затем во всех прочих случаях "красивый" стал "красным". С этого времени оттенки этого цвета множатся на глазах: алый, вишневый, брусничный, гвоздичный, маковый, малиновый и т. д.
Багровый- багряный - темно-красный с синеватым отливом. Древнерусское БАГР/БАГРЬ - красная краска.
Червлёный - червонный - это красный, багряный, рыжий, огненный.
Рыжий (рудый) - для обозначения цвета шелка, бархата. Слово индоевропейского происхождения: * rud.
Алый - светло-красный, ярко-красный. "Аль" - главынй цвет ткани, по которой наводились узоры.
Пурпурный - заимствовано в 18 веке - темно или ярко-красный.
Рубиновый - цвета рубина.
Медный - цвета меди.
Коралловый - ярко-красный.
Фрез - грязно-розовый.
Терракотовый - красновато-коричневый.
Тюсовый - красно - коричневый.
(Слайд 13). Группа коричневого цвета выработалась довольно поздно.
Коричневый - от названия корицы - особой душистой коры - приправы. Образовано от праславянского * КОР - кора.
Кофейный - цвета кофе.
Бурый - старое древнее индоевропейское обозначение цвета. Возможно, что оно раннего заимствования: немц. *bar - медведь.
Желтый - связан по своему происхождению с корнем *gelb.
Зеленый - цвет травы и зелени. Это слово многозначное и с современном русском языке и в древности: зеленый - молодой, зеленый салат (из зелени), поросший растительностью, зеленый стол (в 19 веке - стол для карточной игры), зеленая улица - свободный.
Так постепенно, с течением времени, следуя за человеком, последовательно проникавшим в противоречивый и сложный мир красок, цветов и оттенков, развивалась в нашем языке система слов, обозначающих цвет
6. Закрепление изученного материала. (Слайд 14).
1) Устное упражнение "Какого цвета лазоревый цветок?"
- "Море по обычаю стоит лазорево" - 16 век;
- "Дали одиннадцать пугвиц сизовых с лазоревым нацветом";
- "Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах:" (И. С. Тургенев).
- А лазоревый цветок из бабушкиной сказки?
речь идет о Средиземном море, волна которого скорее зеленого цвета;
светлые пуговицы с блеском;
блестящий, яркий;
блестящий и яркий).
2) Упражнение - эксперимент со словом "красный" - полусамостоятельная работа (работа в парах).
(У учащихся на партах - раздаточный материал: 1. Ряд слов с общим значением "красный, цвета крови" и их словарные толкования. 2. Предложения из произведений русских классиков с пропусками на месте "цветовых" эпитетов.
Задание - внимательно прочитайте все значения, обратите внимание на отличительные особенности каждого значения. Учитывая данные определения, попробуйте угадать, какое слово из приведенного ряда использовал в каждом случае писатель.
Красный - цвета крови, один из основных цветов спектра.
Пунцовый - ярко-красный.
Пурпурный - цвета пурпура, ценной краски темно-красного цвета, употреблявшейся в древности для окрашивания тканей.
Карминный - цвета краски кармина, ярко-красный.
Алый - светло - красный.
Кровавый - цвета крови, напоминающий кровь.
Рубиновый - цвета рубина, драгоценного камня.
- В старинном графине колебалось рубиновое пламя вина. (М. Горький).
- Фасады домов пылали карминными листьями дикого винограда. (Ф. Гладков).
- Кардинал в пурпурной сутане стоял во весь рост - тоже спиной к молящимся. (К. Паустовский).
- Пот выступал у него на лбу. Все лицо становилось влажным и красным. (П. Нилин).
- Она начала краснеть, уши её стали пунцовыми. (А. Н. Толстой).
- Восток бледнел, алая полоса зари лежала на краю сизой тучи, неподвижно застывшей на горизонте. (М. Горький).
- Поэтому он намеревался издать в черной обертке с заглавными буквами кровавого цвета. (И. С. Тургенев).
(Проверка по контрольной карте).
3) Самостоятельная работа. (Слайд 15)
Задание - вспомнить и записать отрывки из стихотворений С. Есенина, в которых употреблен "цветовой" эпитет "белый".
- Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.
- На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.
- Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой подвязалася сосна.
7. Подведение итогов. (Слайд 16)
(Фронтальный опрос).
- Назовите основные цвета радуги?
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- Какие цвета различали древние люди?
(Белый, черный, иногда - серый).
- Какие основные группы цветов вы знаете?
(Белый, черный, красный, коричневый).
- Расскажите об этимологии и правописании слова "багряный".
8. Задавание на дом. (Слайд 17)
- Закончить работу в этимологических словариках (заполнить пустые графы), выучить правописание словарных слов.
- Придумать грамматическую сказку об истории цветообозначения.