Урок-КВН по теме "Лексика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема: Повторение изученного по теме «Лексика».

Цели урока:

  • обучающая: продолжить формирование и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках при изучении темы «Лексика»;
  • развивающая: развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, умения самостоятельно работать; сравнивать языковые факты и делать выводы;
  • воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, любознательность.

Оборудование: учебник, карточки, выставка книг, компьютер.

Тип урока: урок – КВН

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1)

I. Организационный настрой

II. Вступительное слово учителя

(Сообщаются тема и цели урока.)

- Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились ещё с одним разделом науки о языке – лексикой. (Слайд №2)

К уроку было много прочитано вами лингвистической литературы о лексике. Мы с вами узнали многое: о лексическом значении слов, о многозначности и однозначности, узнали, что такое синонимы, омонимы, антонимы и познакомились с их словарями.

А настоящих знатоков этого раздела мы выявим на нашем уроке КВНе.

Условия нашей игры таковы: каждый отвечающий приносит очки своей команде. За правильный ответ команда получает красный жетон. Чья команда больше всех соберёт жетонов, та и будет победительницей. Условия понятны?

А теперь представление команд.

Первая команда «Лингвисты», девиз: «Хочу всё знать».
Вторая команда «Грамотеи», девиз: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Третья команда «Словесники», девиз: «Знание – лучшее богатство».

- Итак, мы начинаем КВН (звучит музыка и песня «Мы начинаем КВН…»).

III. Конкурсы

1. Конкурс «Проверка домашнего задания» (слайд №3)

На дом было задано написать сочинение- миниатюру.

Первой команде - «Роль синонимов в нашей речи»;
Второй команде - «Роль омонимов в нашей речи»;
Третьей команде - «Роль антонимов в нашей речи».

Послушаем, что у вас получилось. Каждая команда выставляет по работе. (Чтение сочинения).

После прочтения учитель оценивает подготовку и раздаёт жетоны.

2. Конкурс-разминка «Отгадай загадку» (устно). (Слайд №4)

Каждой команде нужно отгадать загадку и ответить на один теоретический вопрос.

а) На каких полях не пашут и не сеют? (Тетрадных)
б) Из какого полотна нельзя сшить платье? (Железнодорожного)
в) Какой иглой не сошьёшь рубахи? (Сосновой, ежовой)

Вопросы:

Как в лексике называются эти слова? (Многозначные)
Какие слова называются многозначными? (Дать определение)
Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного слова? (К толковому словарю)

(Раздаются жетоны)

3. Конкурс «Грамотеев» (слайд №5)

На слайде написаны словосочетания, нужно их распределить: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным. (выходят поочерёдно представители от команд и работают у доски).

  • Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
  • Лёгкая работа, лёгкая рука;
  • Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;
  • Железная дисциплина; железный гвоздь;
  • Горячий кофе; горячий человек;
  • Холодная вода, холодный взгляд.

(Учитель подводит итоги.)

4. Конкурс капитанов (слайд №7)

Самостоятельно работают у доски с заданием «Кто больше». Кто из капитанов больше запишет антонимичные пары, обозначающие:

 время ---------- пространство ---------- чувства, характер человека

5. Конкурс «Соколиный глаз» (слайд №6)

На партах у всех лежит напечатанный текст.

Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность. (Г. Скребицкий.)

Задание: списать его, заменив повторяющиеся слова синонимами. Затем сравните текст с авторским и определите, какова роль синонимов. Кто быстрее и правильнее это сделает, тот и победит. (На слайде исправленный текст)

(Учащиеся проверяют свою работу по слайду. Учитель раздаёт жетоны.)

6. Конкурс «Следствие ведут знатоки» (слайд № 8)

(Разгадывание кроссворда.)

По горизонтали: 1. Антоним к слову добрый. (Злой). 2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы). 3. Цитрусовый фрукт. (Апельсин).

По вертикали: 4. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. (Лексика). 5. Синоним к слову большой. (Громадный). 6. Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, и в бутылке лимонада, а зовут меня…(Прохлада).

Мо мере разгадывания раздаются жетоны.

7. Конкурс «Детектив» (слайд № 9)

Написать диктант по аналогии по типу миниатюры Н. Сладкова «Январь Опорные слова (вьюга, сугробы, морозный, снежный, рассыпчатый, разыгралась и др.)

Первая команда «Снегопад».
Вторая команда «Зимние сумерки».
Третья команда «Метель».

По окончании работы подведение итогов.

8. Конкурс «Брэйн-ринг» (слайд №10)

Звучит вопрос. Команда, знающая ответ, поднимает руку. В случае неправильного ответа предоставляется слово другим командам. Раздаются жетоны.

- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Что такое синоним, омоним, антоним?
- Привести примеры однозначных / многозначных слов.
- Как осуществляется перенос слов?

IV. Подведение итогов

(Слайд № 11)

- Вот и подошёл к концу наш КВН. Нам осталось только подвести итоги. Давайте подсчитаем количество набранных жетонов. У кого больше, тот и победил.

V. Домашнее задание

Подготовка к контрольному диктанту.