Тема: Повторение изученного по теме «Лексика».
Цели урока:
- обучающая: продолжить формирование и закрепление знаний учащихся, полученных на уроках при изучении темы «Лексика»;
- развивающая: развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, умения самостоятельно работать; сравнивать языковые факты и делать выводы;
- воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, любознательность.
Оборудование: учебник, карточки, выставка книг, компьютер.
Тип урока: урок – КВН
Ход урока
Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1)
I. Организационный настрой
II. Вступительное слово учителя
(Сообщаются тема и цели урока.)
- Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились ещё с одним разделом науки о языке – лексикой. (Слайд №2)
К уроку было много прочитано вами лингвистической литературы о лексике. Мы с вами узнали многое: о лексическом значении слов, о многозначности и однозначности, узнали, что такое синонимы, омонимы, антонимы и познакомились с их словарями.
А настоящих знатоков этого раздела мы выявим на нашем уроке КВНе.
Условия нашей игры таковы: каждый отвечающий приносит очки своей команде. За правильный ответ команда получает красный жетон. Чья команда больше всех соберёт жетонов, та и будет победительницей. Условия понятны?
А теперь представление команд.
Первая команда «Лингвисты», девиз: «Хочу всё знать».
Вторая команда «Грамотеи», девиз: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Третья команда «Словесники», девиз: «Знание – лучшее богатство».
- Итак, мы начинаем КВН (звучит музыка и песня «Мы начинаем КВН…»).
III. Конкурсы
1. Конкурс «Проверка домашнего задания» (слайд №3)
На дом было задано написать сочинение- миниатюру.
Первой команде - «Роль синонимов в нашей речи»;
Второй команде - «Роль омонимов в нашей речи»;
Третьей команде - «Роль антонимов в нашей речи».
Послушаем, что у вас получилось. Каждая команда выставляет по работе. (Чтение сочинения).
После прочтения учитель оценивает подготовку и раздаёт жетоны.
2. Конкурс-разминка «Отгадай загадку» (устно). (Слайд №4)
Каждой команде нужно отгадать загадку и ответить на один теоретический вопрос.
а) На каких полях не пашут и не сеют? (Тетрадных)
б) Из какого полотна нельзя сшить платье? (Железнодорожного)
в) Какой иглой не сошьёшь рубахи? (Сосновой, ежовой)
Вопросы:
Как в лексике называются эти слова? (Многозначные)
Какие слова называются многозначными? (Дать определение)
Куда нужно обращаться, чтобы узнать значение того или иного слова? (К толковому словарю)
(Раздаются жетоны)
3. Конкурс «Грамотеев» (слайд №5)
На слайде написаны словосочетания, нужно их распределить: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным. (выходят поочерёдно представители от команд и работают у доски).
- Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
- Лёгкая работа, лёгкая рука;
- Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;
- Железная дисциплина; железный гвоздь;
- Горячий кофе; горячий человек;
- Холодная вода, холодный взгляд.
(Учитель подводит итоги.)
4. Конкурс капитанов (слайд №7)
Самостоятельно работают у доски с заданием «Кто больше». Кто из капитанов больше запишет антонимичные пары, обозначающие:
время ---------- пространство ---------- чувства, характер человека
5. Конкурс «Соколиный глаз» (слайд №6)
На партах у всех лежит напечатанный текст.
Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность. (Г. Скребицкий.)
Задание: списать его, заменив повторяющиеся слова синонимами. Затем сравните текст с авторским и определите, какова роль синонимов. Кто быстрее и правильнее это сделает, тот и победит. (На слайде исправленный текст)
(Учащиеся проверяют свою работу по слайду. Учитель раздаёт жетоны.)
6. Конкурс «Следствие ведут знатоки» (слайд № 8)
(Разгадывание кроссворда.)
По горизонтали: 1. Антоним к слову добрый. (Злой). 2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы). 3. Цитрусовый фрукт. (Апельсин).
По вертикали: 4. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. (Лексика). 5. Синоним к слову большой. (Громадный). 6. Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, и в бутылке лимонада, а зовут меня…(Прохлада).
Мо мере разгадывания раздаются жетоны.
7. Конкурс «Детектив» (слайд № 9)
Написать диктант по аналогии по типу миниатюры Н. Сладкова «Январь Опорные слова (вьюга, сугробы, морозный, снежный, рассыпчатый, разыгралась и др.)
Первая команда «Снегопад».
Вторая команда «Зимние сумерки».
Третья команда «Метель».
По окончании работы подведение итогов.
8. Конкурс «Брэйн-ринг» (слайд №10)
Звучит вопрос. Команда, знающая ответ, поднимает руку. В случае неправильного ответа предоставляется слово другим командам. Раздаются жетоны.
- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Что такое синоним, омоним, антоним?
- Привести примеры однозначных / многозначных слов.
- Как осуществляется перенос слов?
IV. Подведение итогов
(Слайд № 11)
- Вот и подошёл к концу наш КВН. Нам осталось только подвести итоги. Давайте подсчитаем количество набранных жетонов. У кого больше, тот и победил.
V. Домашнее задание
Подготовка к контрольному диктанту.