Игра для учащихся 5–6-х классов "Удивительная страна Русский язык"

Разделы: Русский язык


Участники игры: учащиеся 5-6 классов (игра может быть проведена как внутри одного класса, так и на параллели)

Организация игры: игра по станциям

Требования к командам:

  • состав: 4 человека
  • название
  • девиз

Ход игры

  1. Построение команд
  2. Представление команд
  3. Разминка
  4. Вручение маршрутных листов
  5. Старт команд
  6. Прохождение станций согласно маршруту
  7. Заключительное построение
  8. Объявление результатов
  9. Награждение

На прохождение каждой станции отводится 5-6 минут. Количество станций можно варьировать в зависимости от количества команд-участников. Общее время игры таким образом не превышает 45 минут.

Я предлагаю:

  1. вариант игры, в которой семь станций
  2. вопросы разминки

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ.

  1. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
  2. Этот сказочный герой любил кататься на печи.
  3. Так называют дырку в зубе и в дереве.
  4. 3вуков или букв больше в слове ЯКОРЬ?
  5. Если слово надо исправить, что в нем допустили?
  6. Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка.
  7. К тому, кто в поле не воин, прибавьте количество игроков футбольной команды. Какое число получится? (12)
  8. Сколько единиц в дюжине?
  9. Сколько букв в слове солнце?
  10. Сколько слов в официальном названии страны со столицей Вашингтон?
  11. Сколько козлят попытался съесть злой волк?
  12. 3а сколькими зайцами не стоит гоняться?
  13. Какая по счету в русском алфавите буква Ё ? (7).
  14. Какова сумма двух первых цифр в году рождения А.С.Пушкина? (8)
  15. Назовите синоним слова ДОРОГА.
  16. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
  17. Какие птицы могут быть почтальонами?
  18. 0тгадайте загадку: с виду – клин, а развернёшь – блин (Зонтик).
  19. Школьный стол (Парта).
  20. Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
  21. Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).
  22. Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол).
  23. Баранка, которую нельзя съесть (Руль).
  24. Греческий бог, повелитель морей (Посейдон).
  25. Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
  26. Главная песня государства (Гимн).
  27. Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
  28. 0тгадайте загадку: в школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (Дневник).

Остров Грамотей

Здравствуйте! Вы, наверное, догадались, что на нашем острове живут грамотеи.

- Вы знаете, кого называют грамотеем?

Словарь Ожегова говорит нам, что так называют грамотного человека. Давайте откроем этот словарь (работа со словарем).

- Что значит помета устар.? Конечно, это устаревшее слово.

- А помета ирон.? Ироничное, значит, иногда так можно сказать о человеке, намекая, наоборот, на его неграмотность в каком-либо вопросе.

А вот насколько грамотны вы, проверят наши задания.

1. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные. За каждый верный ответ 1 балл.

  • лес…ый отзыв,
  • чес…ный ответ,
  • редкос…ный экспонат,
  • час…ное лицо,
  • сверс…ники сына,
  • безвкус…ная пища,
  • словес…ное искусство,
  • трос…никовые заросли,
  • блес…нуть знаниями,
  • ровес…ник дочери

2. Как назвать жителей городов Москва, Петербург, Архангельск? Заполни таблицу по образцу:

Город

Житель

Жительница

Жители

Новгород

новгородец

новгородка

новгородцы

Москва

 

 

 

Петербург

 

 

 

Архангельск

 

 

 

За каждую верно заполненную строку 1 балл.

3. В этих словах потерялись Ь и Ъ. Распредели слова на две группы: с Ь и с Ъ. За каждое верно названное слово 1 балл.

  • пас…янс,
  • с…емка ,
  • тер…ер,
  • интерв…ю,
  • бул…он,
  • бар…ер,
  • об…ятия,  
  • в…едливость,
  • в…юн,
  • кур…ер

4.  Вы, конечно, знаете, что иногда слова звучат совсем одинаково. Чтобы разобраться, какую букву в слове писать, нам приходится обращаться к значению слова. Попробуйте разобраться! За каждое верно названное слово 1 балл.

  • прож…вать хлеб,
  • ув…дать от жары,
  • сл…пить глаза,
  • укр…щать животных,
  • разр…дить всходы,
  • вып…лить из пушки,
  • пр…дут шерсть,
  • деревенский ст…рожил,
  • отв…рить окно,
  • посв…тил стихи.

5. Найдите речевые ошибки и запишите исправленный вариант. За каждый правильный ответ 1 балл.

- Папа привез мне из Риги памятный сувенир.

- Андрей – человек удачный.

- На вечере вас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.

- Я пишу работу по народному фольклору.

- Повторите снова ваше предложение

Исправленные варианты:

- Папа привез мне из Риги сувенир.

- Андрей – человек удачливый.

- На вечере вас ожидает немало неожиданностей (или сюрпризов).

- Я пишу работу по фольклору.

- Повторите ваше предложение

Синтаксические острова

Здравствуйте! На нашем острове правит синтаксис.

- Что изучает синтаксис? (строение словосочетания и предложения)

- И мы вместе с вами тоже будем строить предложения по правилам, будем расставлять знаки препинания, потому что от этого, как известно, может зависеть жизнь человека. Помните фразу из знаменитого мультика: Казнить нельзя помиловать?

1. Расставьте знаки препинания. За каждое верно названное слово 1 балл.

- Длинный язык это лестница по которой в дом входит несчастье.

- А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса.

- За игрой

Мы ссорились мирились
И спорили порой
Но очень подружились
За нашею игрой
Игра игрой сменяется
Кончается игра
А дружба не кончается
Ура Ура Ура!

Ответ:

- Длинный язык - это лестница, по которой в дом входит несчастье.

- «А, старая знакомая, здравствуй,»- ласково проговорила Лиса.

- За игрой

Мы ссорились, мирились
И спорили порой. (можно поставить запятую)
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется. (можно запятую)
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

2. Собери из слов 2-е известные пословицы (разрезать по словам).

За каждый верный ответ1 балл.

  • правда в воде не тонет и в огне не горит.
  • друзья познаются в беде.

3. Найди «лишнее». За каждый верный ответ 1 балл.

  • стеклянная ваза, длинная дорога, думать о лете
  • передать письмо, он заметил, разбудил его

Ответы: думать о лете, он заметил

4. Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1 балл. Ответы: 1,3,5

  1. Мальчики и девочки разговаривали и смеялись.
  2. Море весело плескалось.
  3. Москва – это столица.
  4. Давно угомонился и замолк птичий гомон.
  5. Маша, беги!

Империя Морфологиды

- А нашим островом управляет Морфология. Вы знаете, что изучает морфология? Я вам подскажу: она изучает слова с точки зрения их принадлежности к частям речи. Именно морфология говорит нам, как изменяются глаголы и существительные.

- Мы предлагаем вам попробовать себя в роли помощников нашей Морфологии.

1. Запишите существительные в форме мн. числа. За каждый верный ответ1 балл

Курица – Чудо – Ребенок – Судно – Небо – Человек – Столяр – Директор

2. Укажите род имен существительных. За каждый правильный ответ 1 балл

депо     шоссе
кофе     тюль
повидло     коростель
Сочи     авеню

Ответ:

  • м.р. – кофе, тюль, Сочи, коростель
  • ж.р. – авеню

3. Образуйте форму 1-го лица ед.числа от следующих глаголов по образцу:

 нарисовать – нарисую. За каждый правильный ответ 1 балл

  1. Портить –
  2. Преградить –
  3. Роптать –
  4. Выздороветь –
  5. Победить –

- Не все получилось? И правильно! Глагол «победить» относится к недостаточным глаголам, т.е. к ограниченным в образовании личных форм.

Ответы: порчу, прегражу, ропщу, выздоровею, -

4. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся. За все задание 1 балл.

С первыми оттепелями повсюду раздается не грустное, а веселое щебетание воробьев.

5. Образуйте однокоренные слова разных частей речи по образцу:

Исходное слово

Прил.

Глагол

наречие

диво

дивный

удивляться

удивленно

чистота

 

 

 

правда

 

 

 

Остров сокровищ Морфемики

- Морфемика, как вы помните, изучает строение слова. Как вы думаете, какие же сокровища может таить морфемика? (морфемы – значимые части слова, они изменяют значение слова) Кроме того, знание морфем помогает правильному их написанию. Вот почему важно разбираться в составе слова.

1. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1 балл

Окно, доблесть, бег, справа, ходить, красив, улыбаешься, быстро, метро, песок.

2. Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.

Стекло (глагол)  и стекло (сущ.)

3.  Подчеркните только те слова, в которых –ов является окончанием. За каждый правильный ответ 1 балл

Много кудрявых голов, нет коров, у березовых стволов, не забили сегодня голов, у деревянных столов, много хороших слов.

4. Придумайте по одному слову такого же состава, как данное. За каждое слово 1 балл.

  • Повозка - _____________________________
  • Сладкий - _____________________________
  • Заход -  ______________________________

5. Подчеркни слова с приставками. За каждое слово 0,5 балла

Ответ, подставка, въезд, посуда, забег, заяц, растворить, покрытие, сумрак, вошел, взбираться, взор.

Остров Лексон

- На нашем острове все употребляют слова в соответствии с их значениями, потому что лексика – раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова. А вот справитесь ли вы с нашими заданиями?

1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…

  • Б - - - К (стоянка войска под открытым небом)
  • К - - - Р (высокий круглый военный головной убор)
  • Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
  • Р - - - Т (полевое укрепление)
  • Х - - Т (удалой, смелый человек)

За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват

2. Вставьте подходящие по смыслу антонимы. За все задание 2 балла.

Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и …………., храбрые и ……………, умные и ……………………, красивые и ……………….., здоровые и ……………….., веселые и ……………………, старые и …………………….., прямые и ……………………., откровенные и…………………………. .

Ответы: злые, трусливые, глупые, уродливые, больные, грустные, молодые, лживые, скрытные.

3. Отгадайте загадки. Ответы запишите, а первые буквы слов-ответов впишите в таблицу. У вас должно получиться слово!

1). День и ночь оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.____________________

2). Не куст, а с листочками;
Не рубашка, а сшита;
Не человек, а рассказывает_________________

3)Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.______________________

4) Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет –
Сделает наоборот.________________________

5) Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»_________________

6) Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный._______________

Впишите в клетки первые буквы слов-разгадок, и вы прочтете название жанра русского фольклора.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Ответ: сказка

За все задание 3 балла

4. Придумайте словосочетания, в которых слова железный, серебряный употреблялись бы в прямом и переносном значении.За каждое словосочетание 0,5 балла.

5. Собери пословицы (разрезаны на две части). За каждую пословицу 0,5 балла

  1. - Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.
  2. - Любишь брать, люби отдавать.
  3. - С кем поведешься, от того и наберешься.
  4. - Что посеешь, то и пожнешь.
  5. - Близок локоть, да не укусишь.
  6. - Всяк свою работу делай, на другого не кивай.  
  7. - За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Затонувший остров

-На нашем острове чувствуется дыхание истории. Многие слова и выражения пришли к нам из древности, а мы даже не догадываемся об этом. Давайте вместе отправимся к истокам слова и заглянем в этимологический словарь.

- Из него мы узнали, что написание слова свидетель через букву «И» является, оказывается, исторической ошибкой. Того, кто что-то ведал, т.е. знал, называли свЕдетелем. В настоящее время эта связь между словами утрачена, и мы уверены, что свИдетель – это тот, кто видел.

1. Как доказать, что правильным написанием должно быть сваТьба, а не сваДьба?

За ответ 1 балл

2. За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».

  • Два сапога…….
  • буря в…….
  • топтаться на…..
  • кусать…..
  • зарубить себе ….
  • как две капли…..
  • крокодиловы…..
  • от корки…..
  • ждать у моря….
  • принять за чистую…..
  • овчинка…..
  • проще пареной….
  • .обвести вокруг……
  • .как бельмо……
  • не в бровь……..
  • сулить золотые…..
  • кисейная…..
  • свежо предание…..
  • рог……
  • на сон……
  • голод не……

За каждый фразеологизм 0,5 балла

3. Многие фразеологизмы пришли к нам из греческих мифов, литературных и библейских источников. Попробуй объяснить значение одного из них:

  • ахиллесова пята
  • сизифов труд
  • вавилонское столпотворение

За верное объяснение 2 балла

4. Вы, конечно, помните, что «аква» означает вода. Придумайте как можно больше слов с этим элементом. За каждое придуманное слово 0,5 балла.

5. В русском языке много заимствований из старославянского языка. Подбери слова-синонимы из современного русского языка. За каждое слово 1 балл.

Очи –       Ланиты –
Уста –      Перст –
Вея –     Чело –
Длань –     Десница –

Ответы: глаза, губы, шея, ладонь, щеки, палец, лоб, рука.