Мы много работаем над преодолением пробелов в знаниях и умениях учащихся. А ведь тормозом в обучении школьников является недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников.
Я считаю, что, только учитывая реальные учебные возможности всех учащихся, можно организовать учебный процесс так, чтобы он был максимально продуктивен. Существует мнение, что дифференциация заданий по объему и трудности дает слишком мало для развития учебных возможностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Задача учителя – довести степень самостоятельности до уровня среднего ученика, и тогда помощь учителя будет постепенно уменьшаться.
Как же организовать такую работу? Хотелось бы поделиться свои опытом. Я делаю так:
Сильные ученики получают задания повышенной сложности, требующие нестандартных решений. Это позволяет им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. А ученики” послабее “получают задания, в которых есть образцы выполнения.
Это могут быть задания с указанием правила, на которое надо опираться при выполнении.
Например: выбрать слова с чередующейся гласной.
Р…сток, сл…гаемое, кл...довая, пом...рить.
Могут быть представлены задания в выбором правильного решения из предложенного ряда.
В каком слове надо вставить букву “а”?
Пол…жить, предл…гать, р…сли, предл…жить.
Можно разрешить детям пользоваться памятками-планами, памятками-алгоритмами, памятками-опорами.
На уроках русского языка мы занимаемся развитием зрительной памяти. На доске записываются 8 -10 слов, объясняется их правописание, устно составляются с ними словосочетания, а потом дети записывают их по памяти. А как быть ребенку с недостаточным развитием памяти? Предлагаю вспомнить слово, например, со следующими грамматическими характеристиками:
- Что? Начальная форма.
- Неодушевленное, нарицательное, женского рода, 1 склонения, в единственном числе.
Во всех случаях учащиеся, которые чувствуют себя неуверенно, должны получать поддержку, когда им трудно. Так из 8-10 слов, написанных для запоминания, можно разрешить написать любые 3, но соблюдая последовательность. Когда 3 слова будут запоминаться, стоит увеличивать количество. Таким образом, любой ученик может за эту работу получить положительную оценку, будет себя чувствовать увереннее, не будет бояться, будет стремиться выполнять работу в полном объеме.
На уроках мы стараемся дифференцировать задания, но как быть во время контрольных диктантов? Ведь диктант дается один на всех , и здесь не подскажешь ребенку, ведь в классе находятся все. А слабые ученики знают, что, получив “2” за диктант, уже будет невозможно получить положительную оценку за четверть. Учителя знают массу способов “закрывания” двоек, а мне кажется наиболее продуктивным путь, ведущий к их неполучению. Ведь, если посмотреть пристальнее, это всего лишь один из видов работы, с которым отдельные ученики не могут справиться в силу тех или иных причин. И стоит заметить, что нередко диктант пишут плохо и не совсем слабые ученики. Как же быть?
У учителей накопилось много способов избежать двоек. Например, совсем слабые дети по-
лучают текст диктанта накануне. Им предлагается переписать текст, найти орфограммы, объяснить знаки препинания. Возможно и иначе. Диктант дети пишут вместе со всеми. Потом обязательно выполняется работа над ошибками. Мы это делаем, заполняя таблицу:
Cлово | Проверочное слово или правило | Примеры слов на это же правило |
ПрИделать | Присоединение | Прикрепить, пришить |
И после выполнения работы над ошибками диктант пишется еще раз. Возможно, при правильно выполненной работе над ошибками выставить оценку на балл выше. Таким образом, двоек за диктант не будет совсем.
Но ведь есть дети, которые все равно пишут с большим количеством ошибок. Здесь учителям русского языка стоит обратить внимание на то, что не все ошибки вызваны незнанием. Нередко среди слабоуспевающих учеников есть дети с так называемой дисграфией, т.е. дети, нуждающиеся в помощи логопеда. Учитель не может объединять логопедические ошибки и орфографические, у таких детей работы надо проверять особенно внимательно. Может быть, стоит использовать два цвета: черный и красный. Что же это за ошибки? Остановлюсь лишь на некоторых.
- ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОГА:
- перестановка слогов: ДВОР – ДОВР , СТЕР – СЕРТ и
т.д.
- вставление гласной, обычно при стечении
согласных: АЛЕКСАНДОР, ДЕВЕЧИКА и т.д.
- ОШИБКИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ:
- звонкие – глухие парные согласные в четкой
позиции. Д –Т : ДАВНО-ТАВНО, З-С: КОСЛИК, УЗНУЛА,
Б-П: ПОПЕДА, ПРОСАЮТ и т. д..
- ЛАБИАЛИЗОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ:
- О-У : ПО ХРУПКУМУ ЛЬДУ, Е – Ю : ЛЕБИТ и т.д.
- ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ:
- Г-К-Х: ЧЕРЕМУКА и т.д..
- СОНОРНЫЕ :
- Р-Л: ХОРОДНЫЙ.
Дети путают свистящие шипящие З-Ж, С-Ш, так называемые аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Т, Ц-С. Нельзя считать за орфографическую ошибку смешение букв по кинетическому сходству:
О-А в ударной позиции: БОНТ;
Б-Д: ЛЮДИТ, УБАЧА;
И-У: ПРУРОДА, КИСТ (КУСТ);
Т-П: СТАСЛИ,
Встречаются ошибки и на уровне слова, так если в устной речи слова с предлогами произносятся слитно, то несовпадение норм устной и письменной речи вносят трудности, и видим мы в детских работах: с-мотри, с-вой или сомной, подстол и т.д..
Если в классе есть дети с такими проблемами, необходимо обратить внимание родителей, убедить их в необходимости обратиться за помощью к логопеду. Практика показывает, что у большинства детей логопедические проблемы уходят к 13-14 годам, а до этого времени учителю надо быть очень внимательным при работе с такими детьми.
Бежит светлый ручиек. Налугак показалась зеленая травна. Развесила сиреки кудрявая березка. Еацвела черемуха. Нанебе зажглись звезды.
В приведенном примере видно, что при проверке такой работы учитель не может считать выделенные слова ошибочно написанными, и оценку снижать здесь нельзя. Конечно, трудно пересилить себя и поставить “отлично” за подобную работу, но, проверив работу черной ручкой, можно поставить оценку повыше “двойки”.
Есть у каждого учителя на примете много способов вызвать интерес к своему предмету, а так как оценка по-прежнему является важным стимулом, дети с удовольствием выполняют нестандартные задания, которые всегда оцениваются положительно. Это могут быть и исследовательские работы, и участие в проектной деятельности. Любой ребенок может найти себе вид работы по интересам, по силам.
В заключении мне хотелось бы напомнить, что дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки и, конечно, культуры труда учителя. Ведь не зря считается, что у хорошего учителя неуспевающих детей не бывает.