Цели:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Cловарная работа: кабинет, корзина, мандарин, расписание, вагон, балкон, здоровье, конфета, шоколад, компьютер.
3. Работа с текстом:
Текст №1.
-О какой птице идёт речь? Как вы это определили?
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая - белая с чёрным, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я :
Летит:, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осинку. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него на хвосте жёсткие, крепкие.
(по Г.Скребицкому).
-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упоминается в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
-Выписать прилагательные, которые описывают дятла?
Отгадайте загадку:
- Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
- Золотое решето чёрных домиков полно; сколько чёрненьких домов - столько беленьких жильцов. (Подсолнух).
Текст №2.
Вспомните героев книги финской писательницы Туве Янссон "В счастливой долине мумии-троллей" Шнырька и Юксаре, которые собирались играть в пуговицы.
Шнырёк, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
-Одной пуговицы хватит!
-Пожалуйста! - обрадовался Шнырёк. - Какую лучше? Костяную, металлическую, плюшевую, деревянную, стеклянную, перламутровую? Однотонную, пёструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или:
-Можно обыкновенную брючную пуговицу,- сказал Юксаре.
-С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?
4. Физминутка:
- сидя, руки поднять вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями;
- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно. Медленно считая до пяти.
- крепко зажмурить глаза (считать до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти).
5. А теперь поиграем: игра "Составь слово".
Составь слово, предварительно выполнив несколько действий.
- Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении: Шёл бесконечный дождь.
- добавить подлежащее предложения Страх овладел им.
- добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.
Бесстрашные.
- какое фонетическое явление вам повстречалось? (х||ш)
- составьте предложение со словом бесстрашные и сделайте синтаксический разбор.
Бесстрашные альпинисты покоряют горные вершины.(повест., невоскл., простое, двусост., распр.,)
-выделите из этого предложения словосочетания прилагательное + существительное?
6. Текст №3.
Творческое списывание. Списать текст, вставляя по смыслу прилагательные.
Олень.
Олень - животное Севера, живёт в тундре. Он привык к : климату. Питается олень ягелем, который добывает копытами из-под снега. Олень очень:У него :, ....рога,:ноги. О нём заботятся жители севера. Оленя запрягают в нарты, совершают на нём:.поездки.
Слова для справок: холодную, суровую; красив, строен; красивые, ветвистые; тонкие; дальние.
7. Задание на доске по рядам:
Продолжите ряды прилагательных:
Цвет: белый:
Вкус: сладкий:
Размер: большой:
Погода: холодная:.
Качество характера: добрый:
8. Итог урока. Выставление оценок. Во время урока за каждый правильный ответ учащиеся получают фишки. Подсчитывают в конце кто сколько набрал и получают оценку.
9. Домашнее задание: описать утро завтрашнего дня при помощи прилагательных.