Употребление прилагательных в речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
  • сформировать у учащихся умение определять роль прилагательных в речи; проводить анализ текста; обрабатывать навык выразительного чтения; создавать тексты с использованием имен прилагательных;
  • расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен прилагательных в речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Cловарная работа: кабинет, корзина, мандарин, расписание, вагон, балкон, здоровье, конфета, шоколад, компьютер.

3. Работа с текстом:

Текст №1.

-О какой птице идёт речь? Как вы это определили?

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая - белая с чёрным, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я :

Летит:, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осинку. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него на хвосте жёсткие, крепкие.

(по Г.Скребицкому).

-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упоминается в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?

-Выписать прилагательные, которые описывают дятла?

Отгадайте загадку:

  1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
  2. Золотое решето чёрных домиков полно; сколько чёрненьких домов - столько беленьких жильцов. (Подсолнух).

Текст №2.

Вспомните героев книги финской писательницы Туве Янссон "В счастливой долине мумии-троллей" Шнырька и Юксаре, которые собирались играть в пуговицы.

Шнырёк, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.

-Одной пуговицы хватит!

-Пожалуйста! - обрадовался Шнырёк. - Какую лучше? Костяную, металлическую, плюшевую, деревянную, стеклянную, перламутровую? Однотонную, пёструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или:

-Можно обыкновенную брючную пуговицу,- сказал Юксаре.

-С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?

4. Физминутка:

  • сидя, руки поднять вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями;
  • быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно. Медленно считая до пяти.
  • крепко зажмурить глаза (считать до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти).

5. А теперь поиграем: игра "Составь слово".

Составь слово, предварительно выполнив несколько действий.

  1. Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении: Шёл бесконечный дождь.
  2. добавить подлежащее предложения Страх овладел им.
  3. добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.

Бесстрашные.

  • какое фонетическое явление вам повстречалось? (х||ш)
  • составьте предложение со словом бесстрашные и сделайте синтаксический разбор.

Бесстрашные альпинисты покоряют горные вершины.(повест., невоскл., простое, двусост., распр.,)

-выделите из этого предложения словосочетания прилагательное + существительное?

6. Текст №3.

Творческое списывание. Списать текст, вставляя по смыслу прилагательные.

Олень.

Олень - животное Севера, живёт в тундре. Он привык к : климату. Питается олень ягелем, который добывает копытами из-под снега. Олень очень:У него :, ....рога,:ноги. О нём заботятся жители севера. Оленя запрягают в нарты, совершают на нём:.поездки.

Слова для справок: холодную, суровую; красив, строен; красивые, ветвистые; тонкие; дальние.

7. Задание на доске по рядам:

Продолжите ряды прилагательных:

Цвет: белый:

Вкус: сладкий:

Размер: большой:

Погода: холодная:.

Качество характера: добрый:

8. Итог урока. Выставление оценок. Во время урока за каждый правильный ответ учащиеся получают фишки. Подсчитывают в конце кто сколько набрал и получают оценку.

9. Домашнее задание: описать утро завтрашнего дня при помощи прилагательных.