Программа курса по выбору "Пишем изложение"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Пишем изложение» предназначена для работы по развитию связной речи учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она направлена на планомерное изучение способов анализа различных текстов.
Данный курс обеспечит условия выработки алгоритма написания изложения, его закрепления; взаимопроверка, обсуждение результатов, совместная выработка критериев оценки изложений будут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

Способами реализации послужат следующие виды деятельности: работа с текстами, их редактирование (т. е. нахождение грамматических, лексических ошибок, а также речевых недочётов); выполнение тестов, написание творческих изложений с элементами сочинений по тексту и литературному материалу, написание изложений в форме ответов на вопросы и т. д.

Содержание программы в целом является повторением того, что было изучено в 5–8-х классах по развитию речи, но отличается углубленным содержанием, новыми для девятиклассников лингвистическими понятиями, изменён характер деятельности, расширена и усложнена тематика текстов, предложенных для анализа и изложения.
В современных условиях выпускникам необходимо владеть различными стилями речи, свободно, грамотно излагать свои мысли. Это понадобится при выборе профессии и дальнейшей социализации.

Критерии оценки в том виде, в котором она осуществляется на обычных уроках, на факультативных занятиях нет. Но она предполагается в ходе различных видов деятельности, например, при анализе образцовых текстов, при редактировании ошибочных текстов, т.к. учащиеся всё время опираются на знания и умения, уже полученные на уроках русского языка (саморефлексируют).

Оценкой станет факт достижения изначально поставленной цели.

Курс рассчитан на 17 часов.

Основная цель: cоздание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области лингвистики;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения;
  • интереса к изучению родного языка.

Задачи:

  • формировать понятие о тексте, его типах, стилях;
  • развивать навык восприятия текста, умение излагать его сжато или подробно;
  • развивать навыки анализа письменной речи;
  • развивать творческие способности учащихся.

Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:

  • определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;
  • воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
  • излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).

Учебно-тематический план

Кол-во часов Тема Виды деятельности, формы и методы работы
2,5 часа Введение в курс. Что такое текст? А тема и идея? Стили и типы речи? Составление плана лекции учителя.
1 час Жанры речи– это…. Наблюдение над языковым материалом.
1 час Критерии оценки за изложение. Изложение–это что? Какими они бывают? Работа с текстами, исследования, работа в группах.
2 часа Композиционная форма изложений. Практическая работа.
3 часа Изложение без изменения текста. Просторечия это страшно? Практическая работа.
4 часа Изложение с творческим заданием. Практическая работа.
2,5 часа Особенности работы над сжатым и выборочным изложением. Работа в группах, практическая работа.
1 час Научился ли я правильно говорить и
писать?
Рефлексия.

Итого: 17 часов.

Содержание программы

1. Введение в курс. Текст. Стили и типы речи

Понятие текста. Тема текста. Идея текста. Микротема и микротекст. Виды связи предложений в тексте. Лексические средства связи. Синтаксические средства связи. Понятие о стилях речи. Публицистический стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Официально-деловой стиль. Характерные признаки стилей. Своеобразие лексики данных стилей. Типы речи и их признаки.
Работа с таблицами, с текстами разных стилей, типов. (Приложение 1)

2. Жанры речи

Понятие о жанре.
Разговорный стиль: дружеское письмо, дневниковые записи, напутствие, описание местности, портрет, спор, объяснение.
Деловой: биография, автобиография, меморандум, описание изделия, описание местности.
Научный: описание опыта, эксперимента, описание предмета, портрет, аннотация.
Публицистический: очерк, описание обстановки, внешности, литературно-критическая статья (рецензия, отзыв)
Художественный: пейзаж, портрет, эссе.
Выполнение теста. (Приложение 5, тест 2)

3. Понятие об изложении. Виды изложений

I. Изложения без изменения текста:

а) без добавления к тексту
б) с добавлением к тексту

II. Изложения с изменением текста:

а) с перестановкой материала
б) выборочные
в) сжатые (Приложение 2)

Разбор текстов. Наблюдение над выразительными средствами в тексте.
Эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, аллегория, ирония, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, анафора, антитеза. (Приложение 3)
Проведение теста (Приложение 5, тесты 1, 3)

4. Композиционная форма изложения

Основные части изложения. Синтаксические средства языка: бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, повтор, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, анафора. (Приложение 3, Приложение 4)

5. Изложение без изменения текста

Работа с текстом: выделение частей, ключевых слов, наблюдение за выразительными средствами, составление алгоритма написания изложения, составление плана, повторение памятки « Как готовиться к изложению, близкому к тексту». Дать понятие о просторечии, чем оно опасно в различных стилях речи.
Написание изложения. (Приложение 4)

6. Изложение с творческим заданием.

Дать понятие об изложении с творческим заданием и познакомить с требованиями к нему. Отработка алгоритма написания изложения. Дать понятие, как работать над элементом сочинения по данному тексту. Повторить средства связи предложений в тексте, тему, идею.
Написание изложения. (Приложение 5, Приложение 6)

7. Сжатое и выборочное изложение

Дать понятие о сжатом и выборочном изложении. Комплексная работа с текстом. Повторение памятки. Написание изложения. (Приложение 4)

8. Анализ удачных и неудачных работ

Что можно назвать удачей, а что нет. Достоинства и недостатки в работах учащихся. (Приложение 7)

Литература для учителя:

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М, «Дрофа», 2000.
2. Брисков А.И. Русская словесность. – М., "Просвещение", 1996.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9 – 11 кл. – М., «Дрофа», 2002.
4. Никишаева В.П. Опыты лингвостилистического анализа текста.
5. Николина Н.А. Образное слово И. Бунина – РЯШ 90 № 4 с. 51.
6. Педчак Е.П. Русский язык Ростов-на-Дону "Феникс" 2003 г. раздел Стилистика.
7. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного изложения.– М., 2004.
8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. Дрофа 1996.

Литература для учащихся:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.
2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.
3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.
4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.
8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2004.