Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Пишем изложение»
предназначена для работы по развитию связной
речи учащихся 9-х классов общеобразовательных
учреждений. Она направлена на планомерное
изучение способов анализа различных текстов.
Данный курс обеспечит условия выработки
алгоритма написания изложения, его закрепления;
взаимопроверка, обсуждение результатов,
совместная выработка критериев оценки изложений
будут способствовать развитию коммуникативных
навыков учащихся.
Способами реализации послужат следующие виды деятельности: работа с текстами, их редактирование (т. е. нахождение грамматических, лексических ошибок, а также речевых недочётов); выполнение тестов, написание творческих изложений с элементами сочинений по тексту и литературному материалу, написание изложений в форме ответов на вопросы и т. д.
Содержание программы в целом является
повторением того, что было изучено в 5–8-х классах
по развитию речи, но отличается углубленным
содержанием, новыми для девятиклассников
лингвистическими понятиями, изменён характер
деятельности, расширена и усложнена тематика
текстов, предложенных для анализа и изложения.
В современных условиях выпускникам необходимо
владеть различными стилями речи, свободно,
грамотно излагать свои мысли. Это понадобится
при выборе профессии и дальнейшей социализации.
Критерии оценки в том виде, в котором она осуществляется на обычных уроках, на факультативных занятиях нет. Но она предполагается в ходе различных видов деятельности, например, при анализе образцовых текстов, при редактировании ошибочных текстов, т.к. учащиеся всё время опираются на знания и умения, уже полученные на уроках русского языка (саморефлексируют).
Оценкой станет факт достижения изначально поставленной цели.
Курс рассчитан на 17 часов.
Основная цель: cоздание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области лингвистики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения;
- интереса к изучению родного языка.
Задачи:
- формировать понятие о тексте, его типах, стилях;
- развивать навык восприятия текста, умение излагать его сжато или подробно;
- развивать навыки анализа письменной речи;
- развивать творческие способности учащихся.
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
- определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;
- воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
- излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Тема | Виды деятельности, формы и методы работы |
2,5 часа | Введение в курс. Что такое текст? А тема и идея? Стили и типы речи? | Составление плана лекции учителя. |
1 час | Жанры речи– это…. | Наблюдение над языковым материалом. |
1 час | Критерии оценки за изложение. Изложение–это что? Какими они бывают? | Работа с текстами, исследования, работа в группах. |
2 часа | Композиционная форма изложений. | Практическая работа. |
3 часа | Изложение без изменения текста. Просторечия это страшно? | Практическая работа. |
4 часа | Изложение с творческим заданием. | Практическая работа. |
2,5 часа | Особенности работы над сжатым и выборочным изложением. | Работа в группах, практическая работа. |
1 час | Научился ли я правильно говорить и писать? |
Рефлексия. |
Итого: 17 часов.
Содержание программы
1. Введение в курс. Текст. Стили и типы речи
Понятие текста. Тема текста. Идея текста.
Микротема и микротекст. Виды связи предложений в
тексте. Лексические средства связи.
Синтаксические средства связи. Понятие о стилях
речи. Публицистический стиль. Научный стиль.
Художественный стиль. Официально-деловой стиль.
Характерные признаки стилей. Своеобразие
лексики данных стилей. Типы речи и их признаки.
Работа с таблицами, с текстами разных стилей,
типов. (Приложение 1)
2. Жанры речи
Понятие о жанре.
Разговорный стиль: дружеское письмо, дневниковые
записи, напутствие, описание местности, портрет,
спор, объяснение.
Деловой: биография, автобиография, меморандум,
описание изделия, описание местности.
Научный: описание опыта, эксперимента, описание
предмета, портрет, аннотация.
Публицистический: очерк, описание обстановки,
внешности, литературно-критическая статья
(рецензия, отзыв)
Художественный: пейзаж, портрет, эссе.
Выполнение теста. (Приложение 5,
тест 2)
3. Понятие об изложении. Виды изложений
I. Изложения без изменения текста:
а) без добавления к тексту
б) с добавлением к тексту
II. Изложения с изменением текста:
а) с перестановкой материала
б) выборочные
в) сжатые (Приложение 2)
Разбор текстов. Наблюдение над выразительными
средствами в тексте.
Эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота,
аллегория, ирония, метонимия, олицетворение,
перифраза, синекдоха, анафора, антитеза. (Приложение 3)
Проведение теста (Приложение 5,
тесты 1, 3)
4. Композиционная форма изложения
Основные части изложения. Синтаксические средства языка: бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, повтор, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, анафора. (Приложение 3, Приложение 4)
5. Изложение без изменения текста
Работа с текстом: выделение частей, ключевых
слов, наблюдение за выразительными средствами,
составление алгоритма написания изложения,
составление плана, повторение памятки « Как
готовиться к изложению, близкому к тексту». Дать
понятие о просторечии, чем оно опасно в различных
стилях речи.
Написание изложения. (Приложение
4)
6. Изложение с творческим заданием.
Дать понятие об изложении с творческим
заданием и познакомить с требованиями к нему.
Отработка алгоритма написания изложения. Дать
понятие, как работать над элементом сочинения по
данному тексту. Повторить средства связи
предложений в тексте, тему, идею.
Написание изложения. (Приложение
5, Приложение 6)
7. Сжатое и выборочное изложение
Дать понятие о сжатом и выборочном изложении. Комплексная работа с текстом. Повторение памятки. Написание изложения. (Приложение 4)
8. Анализ удачных и неудачных работ
Что можно назвать удачей, а что нет. Достоинства и недостатки в работах учащихся. (Приложение 7)
Литература для учителя:
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М,
«Дрофа», 2000.
2. Брисков А.И. Русская словесность. – М.,
"Просвещение", 1996.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы
по литературе 9 – 11 кл. – М., «Дрофа», 2002.
4. Никишаева В.П. Опыты
лингвостилистического анализа текста.
5. Николина Н.А. Образное слово И. Бунина –
РЯШ 90 № 4 с. 51.
6. Педчак Е.П. Русский язык Ростов-на-Дону
"Феникс" 2003 г. раздел Стилистика.
7. Рыжова Н.В. Методика написания
экзаменационного изложения.– М., 2004.
8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка.
Дрофа 1996.
Литература для учащихся:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов
русского языка – М, 1998.
2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных
выражений русского языка – М., 1995.
3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова.
Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.
4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей
речи. – М., 1993.
6. Квятковский А.П. Школьный поэтический
словарь. – М., 1998.
7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М.,
2005.
8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М.
"Дрофа" 2004.