Цели урока:
- Отработать навыки нахождения числительных в тексте, различения по разрядам;
- Определять морфологические признаки числительных, правильно писать и употреблять числительные в речи;
- Систематизировать знания об изучаемой части речи;
- Развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость, коммуникативные навыки;
- Формировать интерес к изучаемому предмету, воспитывать уважение к родному языку и его истории.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя:
Везде и во всем человека окружают числа. Без них невозможна наука и сама жизнь. От чисел первого десятка фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Название “числительное” является производным от слова “число”.
По частоте употребления числительные занимают 8-е место. Среди 9 тысяч самых частотных слов 55 числительных, а самыми частотными являются слова 1, 2, 3, 4, 5, 10, 7, 6.
Итак, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Мы знакомы уже с этой частью речи?
Значит, мы будем изучать или обобщать полученные
знания?
Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
(ЭКРАН, см. Приложение).
Согласны вы с моей формулировкой темы?
Запишите тему в свою тетрадь и приступим к основной работе.
Итак, мы определили тему занятия, а с чем еще
нужно определиться, чтобы урок был
результативным?
Правильно, нужно наметить цели своей работы.
Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые вы ставите перед собой на этом занятии. (Выслушать и обсудить мнения детей).
(ЭКРАН)
А вот какие цели для нашего урока определила я. Вы согласны с ними?
Выберете для себя одну наиболее важную и запишите в свою тетрадь.
3. Теоретическая пятиминутка.
Мы с вами уже знакомы с аббревиатурой ЗХУ, что она обозначает?
Так что же мы знаем по данной теме? (Что такое числительное, как найти в тексте, на какие разряды делятся по строению, по значению, как изменяются, какие морфологические признаки у числительных мы определяем?)
А что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?
4. Отработка навыков правописания и нахождения числительных в тексте.
(ЭКРАН)
На доске записаны слова. Прочитайте их и определите, к каким частям речи они относятся:
утроить, пятерка, двойня, пятикратный, трехместный, пятьсот, столетний, дважды, двузначный, тридцать, один, втроем, десятилетие, двести.
(ЭКРАН)
На доске записаны цифры, запишите их словами, распределив по разрядам:
1, 25, 369, 5, 15, 11, 48,6, 41, 123, 600.
Простые:
Сложные:
Составные:
При изучении темы мы с вами много говорили о правописании числительных. Посмотрите на доску и определите, какое орфографическое правило я зашифровала:
(ЭКРАН)
5-20,30-Ь
50-80
500-900 –Ь
Молодцы, правило вы знаете, а как вы умеете применять его на практике?
Предлагаю вам записать следующие слова в Р.п., Д.п., Т.п., выделив окончания: 6, 11, 16, 23.
Следующее задание: согласуйте числительные с существительными и запишите полученные словосочетания в Р.п. и Т.п.:
(ЭКРАН)
8 (шофер), 11 (год), 12 (месяц), 19 (тренер), 25 (инженер).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, тему и цели урока.
Мы с вами научились находить числительные в тексте, определились с их правописанием, а умеем ли мы образовывать новые слова, в состав которых входит какое-либо число и правильно произносить и изменять числительные?
Итак, следующее задание: образуйте сложные прилагательные.
(ЭКРАН)
3 дюйма, 22 метра, 5 копеек, 50 рублей, 15 долларов, 5 фунтов, 9 этажей, 3 листа, 2 года, 4 дня, 6 струн.
Образуйте сложные существительные:
(ЭКРАН)
1000 лет, 3 угла, 4 угла, 11 класс.
5. Задания на формирование норм произношения и употребления числительных.
Одним из достоинств культурного, грамотного человека является правильная речь, с соблюдением языковых норм языка. Давайте попробуем прочитать тексты , в которых употреблены числительные, сделав при этом минимальное количество речевых ошибок. Задания будут разноуровневые : 1 уровень самый простой , а 3-самый сложный. Выберете себе карточку любого уровня.
1 уровень: Сосна может жить до 300 лет, а ель – до 500 лет. На земном шаре встречается до 80 видов рябины. Щуки живут до 200 лет, а карпы – до 150, лягушки до 16, а жабы до 36 лет.
2 уровень: А.П.Чехов родился в 1860 году, а умер в 1904 году в возрасте 44 лет. За годы учебы в университете и работы земским врачом он написал более 1000 рассказов. В годы войны более 350 раз гремели победные салюты, а в день Победы в Москве прогремело 30 залпов из 1000 орудий.
3 уровень: В 1654 году Царь-колокол перелили, увеличив его вес до 128 тонн. Эту громадину подняли на колокольню и звонили в нее до 1701 года. Годов или лет? Это было 19… назад .Моей маме 34…Нашей бабушке около 80…Революция была в 1917…
К этому уроку некоторые ребята получили опережающее задание : найти пословицы, поговорки, афоризмы , в которых есть имена числительные, Давайте посмотрим, что же у нас получилось.
6. Задания на смекалку:
- Сколько окончаний у слова семьсот?
- Назовите числительные, в которых пишется два
"ь" (пятьюдесятью, шестьюдесятью,
семьюдесятью), а в каком даже три "ь" (восьмьюдесятью).
- Прочитайте слова по горизонтали:
(ЭКРАН)
100л
100лб
100ляр
100лица
100рожка
100летник
3о
3ко
3умф
3буна
3котаж
- Прочитайте зашифрованное предложение:
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
Вот какая интересная это часть речи- имя числительное!
И еще немного интересной информации из истории числительных.
О числе 7
О числе 40
О числе полтора
О слове “тьма”
О слове “тридевять”
Сказка об 11 и 12.
7. Наше занятие подходит к концу. Думаю, вам было некогда скучать, а полученная информация была не только интересной, но и полезной.Давайте вместе подведем итог урока, ведь у нас еще осталась буква У: так что же нового вы узнали и чему научились?
Составьте короткое предложение, в котором вы выразите свое отношение к уроку. (Было интересно. Было трудно. Я узнал много нового…)
8. Домашнее задание:
Нужно написать небольшое сочинение на тему “На уроке физкультуры”, употребив в нем несколько числительных.
Всем спасибо за работу! Все свободны.