Итоговый урок-путешествие в 6-м классе по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


1. Слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по СВСР, т.е. по Союзу Взаимодействующих стран «Речь». Мы с вами уже побывали в таких странах этого Союза, как Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение. А сегодня мы будем  исследовать страну с названием Глагол, в которой живут «деловые» слова. А почему «деловые»?

 (Деловые, потому что они что-то делают: обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»).

Путешествовать мы будем экипажами, в состав которых будут входить капитаны, штурманы и пилоты. Давайте познакомимся.

(Представление экипажей: название, девиз, эмблема.)

Наше путешествие будет возможно лишь при наличии у экипажей билета, приобрести

который можно, ответив на вопросы блиц-опроса. Вам нужно выбрать из трех вариантов ответа только один.

2. Блиц-опрос

1).  Какая часть речи изменяется по лицам: имя прилагательное, имя числительное, глагол?

2).  Какие слова изменяются по числам: глагол в неопределенной форме, наречие, глагол в изъявительном наклонении?

3).  Что называется спряжением глагола: изменение глагола по числам, изменение глагола по лицам и числам, изменение глагола по родам и числам.

4).  Сколько спряжений у глагола: одно, два, три?

5).   Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени: изъявительное, условное, повелительное?

3. Итак, экипажи справились с заданием и получают право на путешествие. Для этого я попрошу капитанов получить билеты – карточки.   

(На билетах – карточках написано «выбор», «делегат», «доверие», Отвечать на вопросы будут экипажи с карточкой «выбор», «делегат»)

4.  Прежде чем отправиться в поездку, давайте убедимся в надежности штурманов и дадим им задание: отгадать кроссворд и прочитать спрятанное слово (кто быстрее и правильно)  (Штурманы получают карточки с заданием и уходят) (см. Приложение  1)

А экипажи тем временем должны в кроссворде найти и прочитать спрятанные глаголы по вертикали и по горизонтали (см. Приложение 2) Экипаж, правильно ответивший первым, получает балл. Дополнительный балл получает экипаж, который первым расскажет о форме глаголов из кроссворда (неопределенная форма)  

(Штурманы в это время сдают свои работы и суммируются баллы экипажей)

5.  Начнем мы наше путешествие по стране Глагол (см. Приложение 3) с преодоления пустыни. Чтобы пройти по этому засасывающему песку под палящим солнцем, мы должны ответить на вопросы, связанные с правописанием глаголов: «НЕ с глаголами», « - ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах»

(Ответ экипажа «выбор»)

Благодаря правильным ответам, мы подошли оазису под названием Временск. Обратимся с вопросом к экипажу «доверие»: что вы знаете о категории времени глагола?

(Ответ экипажа «доверие»)

Прекрасный ответ, но нам нужно еще несколько усилий, чтобы преодолеть пустыню: ответить на вопросы: «Ь после шипящих в глаголах», «Гласные в суффиксах глаголов».

(Ответ экипажа «делегат»)

6.  Вот и преодолели пустыню. Сделаем передышку и послушаем нашу комиссию, которая поведает о результатах конкурса эмблем, работы штурманов и общем количестве баллов у экипажей.

7. Теперь мы знаем, как справились с работой штурманы. Пришло время отправить на задание капитанов. Они должны написать пословицы и поговорки, в которых употребляются глаголы в неопределенной форме и в форме 2-го лица ед. числа настоящего или будущего времени (кто больше и правильно). (Например: Любишь кататься – люби и саночки возить.)

А экипажи в это время будут писать буквенно-графический диктант (у доски по одному представителю от экипажа)

  • НЕ слитно  +       НЕ раздельно  -

1) ненавидеть

2) не мешать

3) невзлюбить

4) не нарушать

5) неволить

  • ТЬСЯ  +       ТСЯ  -

Учиться (1) всегда пригодится (2).

Кто пахать не ленится (3), у того хлеб родится (4).

За все браться (5) – ничего не сделать.

  • Глаголы в форме настоящего времени поставить в неопределенную форму и определить, какая гласная пишется в суффиксе:
  • ОВА  - О   ЕВА  - Е   ЫВА  - Ы.    ИВА  - И

1) следую совету

2) рассчитываю на помощь

3) заканчиваю работу 

4) запеваю песню

5) чувствую прилив сил

  • 1 спряжение – 1   2 спряжение – 2   разноспрягаемые – Р.

Чего себе не хочешь (1), того и другому не желай (2).

Правда глаза колет (3).

Доброе дело само себя хвалит (4).

Правдой мир держится (5).

(Проверяется диктант:

 

1

2

3

4

5

I

+

-

+

-

+

II

+

-

-

-

+

III

о

ы

и

е

о

IV

р

1

1

2

2

сдают работы капитаны)

8. Последнее задание в диктанте было в качестве предварительного знакомства  с населенным пунктом. Ведь мы с вами добрались до города, который называется Спряженск. Красота и достопримечательности этого города доступны только тем, кто хорошо знает спряжение глаголов.

(Отвечает экипаж «выбор»)

9. Замечательно, но мы покидаем город и отправляемся по железной дороге Наклонная в город Видовск. Эта железная дорога имеет три узловые станции, где мы сделаем остановки. Первая из них – Изъявительная. Что мы должны о ней знать?

(Отвечает экипаж «делегат») (Изъявительное наклонение глаголов)

10. Пока мы подъезжаем к следующей станции, давайте послушаем информацию: результаты работ капитанов и экипажей (буквенный диктант) и общее количество баллов.

11. А вот и станция Условная

(Отвечает экипаж «выбор») (Условное наклонение глаголов)

12. А теперь давайте полюбуемся красотами реки  Переходная, а расскажет нам о ней  экипаж «доверие». (Переходные и непереходные глаголы)

13. И последняя крупная станция на нашем пути называется Повелительная

(Отвечает экипаж «делегат») (Повелительное наклонение глаголов)

14. Вот и закончилось наше путешествие по железной дороге. Мы прибыли в интересный для туристов город Видовск

(Отвечает экипаж «доверие») (Виды глаголов)

15. Теперь экипажи имеют возможность блеснуть своими познаниями по тому отрезку пути, который мы преодолели от города Спряженска до города Видовска.

 ( Отвечают экипажи: кто быстрее)

Третье лишнее (почему?)

1) волновалась,  хмурилась,  испортилась   (по виду)

2) тронешь,  удивишь,  порадуешь        (по спряжению)

3) бежать,  гнать,  дать       (по спряжению)

4) плыть,  ловить,  строить     (по переходности)

5) хотел бы,  написал бы,  получил    (по наклонению)

6) берегите,  улучшайте,  сохранишь   (по наклонению)

16. Давайте послушаем информацию: количество баллов у экипажей с учетом ответов на эти вопросы.

17. Следующее испытание в стране Глагол – это горы. Чтобы подняться в горы Безличные, мы должны вспомнить теорию.

(Отвечает экипаж «выбор») (Безличные глаголы)

18. Чтобы подняться на самую высокую вершину этих гор, нам предстоит разгадать кроссворд (в виде буквы Г) (Группы отвечают друг за другом, кроме вопроса о прилагательном: право ответа дается отстающей группе или той, которая быстрее ответит, если баллы равные) (см. Приложение 4).

19. Подводим итоги, подсчитывая баллы

20 .При одинаковом количестве баллов можно предложить следующее задание: кто быстрее ответит на вопросы.  Вопрос - ответ  

  • В каком глаголе отрицание НЕТ  слышится сто раз?    (стонет)
  • Как можно существительные ЖАР, ЕЛЬ превратить в глаголы?
  • ( переставить Ь – жарь, ел)
  • Назовите слово, которое при одинаковом написании и произношении может быть притяжательным местоимением и глаголом в повелительном наклонении?
  • ( мой)
  • Назовите несколько глаголов, которые по написанию совпадают с существительными 3-го склонения   (печь, течь, сечь, знать, стать…)

21. Вот и закончилось наше путешествие по стране ГЛАГОЛ. Следующая страна, куда мы с вами отправимся, будет называться НАРЕЧИЕ, но это уже в 7 классе. А пока… Последнее на сегодня – это ваши впечатления об этой удивительной стране.

(Проверка домашнего задания: сказки о глаголе.)

22. Великолепные ваши работы принесли вам определенные баллы. Давайте послушаем информацию: общее количество баллов и выявление экипажа – победителя