Многие учителя не представляют урока без компьютера. Это объясняется тем, что новые информационные технологии обеспечивают информационную насыщенность занятия, доступность и наглядность материала. Их применение способствует не только лучшему усвоению материала, но и повышению интереса к предмету. На уроке использованы материалы из пособия "Деловое письмо" Г. Х. Ахбаровой, Т.О. Скиргайло. М., Просвещение, 2005.
Тема урока: Деловое письмо. Характеристика. (урок с использованием компьютера)
Цели урока:
- дать понятие о характеристике, о её композиционной части, о необходимости соблюдения определённых требований при написании характеристики;
- формировать умения самостоятельно составить композиционную модель характеристики на основе указанного текста;
- показать различие литературной и деловой характеристики;
- привитие навыков культуры устного и письменного общения.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Слово учителя. Постановка целей.
Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. С некоторыми из них вы уже знакомы. Это расписка, доверенность, телеграмма, заявление.
Сегодня научимся составлять характеристику как официальный документ.Прочитайте словарную статью к слову "характеристика", данную в "Словаре русского языка" С. И.Ожегова.
Слайд 1
Характеристика Описание характерных отличительных качеств, свойств, черт чего-либо. Дать блестящую характеристику ученику. Официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т.п. деятельности кого-либо. Характеристика с места работы. |
Задание 1. Приведите примеры из 2-х предложений, показывающие понимание вами этих двух значений слова " характеристика".
Слово учителя.
Характеристика бывает литературная и деловая.Деловая характеристика отвечает требованиям официально- делового стиля. Назовём основные черты этого стиля.
(Точность, краткость, сжатость, стандартизация, неэмоциональность изложения.)
2. Работа с учебником.
- Прочитаем текст ( упр. 190) служебной характеристики. Определим пункты, обязательные для составления характеристики, укажем черты официально- делового стиля.
(Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица, личные местоимения, употребляются устойчивые словосочетания неэмоционального характера , преобладают простые распространенные предложения с однородными членами.)
Слайд 2
Письменная характеристика как
официальный документ содержит следующие пункты:
|
Задание 2.
Прочитаем отрывок из рассказа И. С. Тургенева " Бирюк", определим стиль данного текста.Является ли этот текст характеристикой героя?
Какой именно?
Используя содержание данного текста, попробуем составить деловую характеристику на Бирюка.
(Анализируется отрывок " Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая..." до слов "...добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не даётся".)
(Используются фразеологизмы, сравнения, черты характера героя подтверждаются примерами, поступками, поведением. Это литературная характеристика. Стиль художественный.)
- Чтобы составить деловую характеристику на Бирюка, нам понадобятся сведения о его службе, о дате и месте рождения, о способностях и т.д.
3. Комментарий ученика об истории написания рассказа (работа с дополнительной литературой)
- Тургенев работал над рассказом с августа по ноябрь 1847 года. В этом произведении описываются реальные места: недалеко от Спасского- Лутовинова, близ оврага Кобылий
верх стояла когда-то избушка лесника. В Орловской губернии Бирюком называют " человека одинокого и угрюмого". Автор пишет, что от своего Ермолая он часто слышал рассказы о леснике, который стал героем его рассказа. Лесник при встрече тоже узнал барина. А лесника звали Фома Кузьмич. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: " Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в " Записках охотника", не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне..."
Слайд 3
Словарь.
|
3. Самостоятельная работа по составлению деловой характеристики Бирюка. (Анализируются две-три работы. Исправляются ошибки, отмечаются недостатки).
4. Подведение итогов.
- В чем особенность деловой речи - характеристики?
- Назовите требования, обязательные для этого документа.
Слайд 4.
Подведём итоги. Характеристика
|
5. Домашнее задание. Написать деловую характеристику одного из товарищей.