Разработка урока развития речи по русскому языку в 8-м классе татарской школы

Разделы: Русский язык


Многие учителя не представляют урока без компьютера. Это объясняется тем, что новые информационные технологии обеспечивают информационную насыщенность занятия, доступность и наглядность материала. Их применение способствует не только лучшему усвоению материала, но и повышению интереса к предмету. На уроке использованы материалы из пособия "Деловое письмо" Г. Х. Ахбаровой, Т.О. Скиргайло. М., Просвещение, 2005.

Тема урока: Деловое письмо. Характеристика. (урок с использованием компьютера)

Цели урока:

  • дать понятие о характеристике, о её композиционной части, о необходимости соблюдения определённых требований при написании характеристики;
  • формировать умения самостоятельно составить композиционную модель характеристики на основе указанного текста;
  • показать различие литературной и деловой характеристики;
  • привитие навыков культуры устного и письменного общения.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Слово учителя. Постановка целей.

Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. С некоторыми из них вы уже знакомы. Это расписка, доверенность, телеграмма, заявление.

Сегодня научимся составлять характеристику как официальный документ.Прочитайте словарную статью к слову "характеристика", данную в "Словаре русского языка" С. И.Ожегова.

Слайд 1

Характеристика

Описание характерных отличительных качеств, свойств, черт чего-либо.

Дать блестящую характеристику ученику.

Официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т.п. деятельности кого-либо.

Характеристика с места работы.

Задание 1. Приведите примеры из 2-х предложений, показывающие понимание вами этих двух значений слова " характеристика".

Слово учителя.

Характеристика бывает литературная и деловая.Деловая характеристика отвечает требованиям официально- делового стиля. Назовём основные черты этого стиля.

(Точность, краткость, сжатость, стандартизация, неэмоциональность изложения.)

2. Работа с учебником.

- Прочитаем текст ( упр. 190) служебной характеристики. Определим пункты, обязательные для составления характеристики, укажем черты официально- делового стиля.

(Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица, личные местоимения, употребляются устойчивые словосочетания неэмоционального характера , преобладают простые распространенные предложения с однородными членами.)

Слайд 2

Письменная характеристика как официальный документ содержит следующие пункты:
  1. Название документа.
  2. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения того человека, кому даётся характеристика.
  3. Сведения об учёбе (службе, работе) (аргументированные)
  4. Интересы, увлечения, способности.
  5. Работа над самообразованием, физическим и духовным развитием,
  6. Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.
  7. Выполнение общественно - полезной работы.
  8. Вывод, пожелания.
  9. Цель составления характеристики.
  10. Подпись руководителя организации (учреждения, предприятия), где характеризуемый учится, проходит службу, работает.
  11. Дата, печать.

Задание 2.

Прочитаем отрывок из рассказа И. С. Тургенева " Бирюк", определим стиль данного текста.Является ли этот текст характеристикой героя?

Какой именно?

Используя содержание данного текста, попробуем составить деловую характеристику на Бирюка.

(Анализируется отрывок " Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая..." до слов "...добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не даётся".)

(Используются фразеологизмы, сравнения, черты характера героя подтверждаются примерами, поступками, поведением. Это литературная характеристика. Стиль художественный.)

- Чтобы составить деловую характеристику на Бирюка, нам понадобятся сведения о его службе, о дате и месте рождения, о способностях и т.д.

3. Комментарий ученика об истории написания рассказа (работа с дополнительной литературой)

- Тургенев работал над рассказом с августа по ноябрь 1847 года. В этом произведении описываются реальные места: недалеко от Спасского- Лутовинова, близ оврага Кобылий

верх стояла когда-то избушка лесника. В Орловской губернии Бирюком называют " человека одинокого и угрюмого". Автор пишет, что от своего Ермолая он часто слышал рассказы о леснике, который стал героем его рассказа. Лесник при встрече тоже узнал барина. А лесника звали Фома Кузьмич. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: " Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в " Записках охотника", не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне..."

Слайд 3

Словарь.
  • человек долга;
  • непреклонен;
  • честный, суровый; портрет
  • проникся принципом неуклонного Бирюка
  • служения долгу;
  • неподкупный;
  • безжалостный по долгу службы

3. Самостоятельная работа по составлению деловой характеристики Бирюка. (Анализируются две-три работы. Исправляются ошибки, отмечаются недостатки).

4. Подведение итогов.

- В чем особенность деловой речи - характеристики?

- Назовите требования, обязательные для этого документа.

Слайд 4.

Подведём итоги.

Характеристика

  • содержит стандартные обороты речи
  • информационно насыщена
  • употребляются односоставные предложения,
  • используются формы 3 лица глагола и местоимения
  • отсутствуют эмоционально окрашенные слова (слова с уменьшительно-ласкательным значением, изобразительно-языковые средства)

5. Домашнее задание. Написать деловую характеристику одного из товарищей.