Цели:
- Обобщить и систематизировать знания по данной теме;
- Развивать навыки анализа, обобщения и систематизации;
- Воспитать потребность в самостоятельном поиске правильного ответа при работе с учебной, дополнительной литературой.
Оборудование: карточки с текстами, тесты, учебное пособие, компьютер, Smart доска, презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
Какова цель урока?
2. Слово учителя
Обобщить и систематизировать знания по теме нам поможет презентация № 1. «Простое предложение». Ваша задача – приготовиться к проверке домашнего задания, прослушав материал.
3. Презентация № 1. «Простое предложение» (Приложение 1)
4. Проверка домашнего задания
Поменяться с соседом по парте карточками, просмотреть работу.
Несколько учащихся характеризуют предложения.
5. Беседа
Что такое предложение?
Ответ: Это основная синтаксическая единица, которая:
1. Имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения,
2. Обладает смысловой и интонационной законченностью,
3. Является минимальной единицей высказывания.
Что главное в предложении?
Ответ: Грамматическая основа.
Вот о главных членах предложения, о том, чем они выражаются, будет следующее выступление. Ваша задача – схематично записать, чем выражаются главные члены предложения.
6. Презентация № 2. Сценарий пьесы «Это непростое простое предложение» (Приложение 2)
Итак, чем же может быть выражено подлежащее и сказуемое?
Ответ: Подлежащее – существительным и местоимением в именительном падеже, прилагательным, причастием, числительным, инфинитивом, цельным словосоч.
Сказуемое – глагольное: простое глагольное и составное глагольное; составное именное: глагол связка быть + именные части речи.
7. Выборочная работа
Упр. 77, стр. 48.
Выписать грамматические основы, объяснить способы выражения главных членов.
8. Предложение не статичная единица синтаксиса. Оно может быть осложнено различными конструкциями, например: однородными членами.
9. Презентация № 3. «Однородные члены предложения» (Приложение 3)
Отметьте, какие члены предложения называются однородными. Приведите примеры предложений с однородными членами.
Итак, какие члены предложения называются однородными?
Что знаете о знаках препинания при однородных членах?
10. Игра «Всегда. Никогда. Иногда» (Приложение 4)
11. Тест «Однородные члены предложения»
(Обучающий тренажер «Фраза»)
12. Каково назначение однородных членов предложения?
Ответ: Однородные члены помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий и выразительный прием речи.
13. Работа с текстом
Озаглавить текст. Найти предложения с однородными членами, поострить схемы. Обозначить орфограммы и пунктограммы. (Приложение 5)
14. Итак, почему же тема нашего урока называется «Это непростое простое предложение»?
15. Оценивание
16. Ответить на вопрос письменно: «Что понравилось и что не понравилось на уроке».
Домашнего задания нет.
Список литературы
1. Муштавинская И.В. Ремесло в средневековом городе. Перемена, №5, 2001.
2. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. М. «Просвещение», 1985.
3. Разумовская М.М. Русский язык 8 класс. Дрофа, 2007.
4. Родина И.О. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М. Астрель –АСТ, 2001.