Цель урока:
- закрепление пройденного материала
- продолжение работы по формированию орфографических умений и навыков;
- развитие речи. Повторение лексического значения слова;
- выполнение различных видов разборов
Оборудование:
- таблицы "Правописание -Н- и -НН- в прилагательных"
- карточки с образцами морфологического разбора имен прилагательных;
- сигнальные карточки -Н- и -НН- ;
- рисунок для игры "Лесенка";
- цветные мелки
План урока:
- Проверка домашнего задания. Индивидуальное задание.
- Закрепление пройденного материала.
- Творческий диктант.
- Выборочное письмо.
- Объяснительный диктант.
- Игра "Лесенка"
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
Проверка домашнего упражнения
на доске записаны слова из упражнения с пропуском букв. Обучающийся цветным мелком вставляет буквы, класс проверяет.
Проснулся, до рассвета, осторожно, тяжелые, большое, путешествие, по пусты(н-нн)ой, привыкали, обошел, бархатное, серебря(н-нн)ыми, шажок, отдавался, мягким, вздрагиванием, хлопушек, тончайшим, стекля(н-нн)ых шаров.
Ученик читает предложение под цифрой 2 и объясняет знаки препинания.
Опрос по карточкам (2 варианта)
1 вариант:
Вставить -н- или -нн- :
Со(н-нн)ый, карма(н-нн)ый, революцио(н-нн)ый, соломе(н-нн)ый, оловя(н-нн)ый, деревя(н-нн)ый, стекля(н-нн)ый, лебеди(н-нн)ый , серебря(н-нн)ый, кожа..ый, ветре..ый.
Подчеркнуть, разобрать по составу; членам предложения, сделать фонетический разбор.
Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор.
2 вариант:
Вставить -н- или -нн-:
Тума..ый, чугу..ый, станцио..ый, хозяйстве..ый, оловя..ый, ветре..ый, ути..ый, песча..ый, серебря..ый, глиня..ый.
Разобрать по составу, членам предложения, сделать фонетический разбор:
Расцвел в лесу голубой подснежник.
Закрепление пройденного материала
Лексическая работа.
Передний - передовой, обидчивый - обидный, понятный - понятливый
Подбор существительных к прилагательным:
Передний край - передовой человек, обидчивый человек - обидное замечание, понятный ответ - понятливое животное.
Синтаксический разбор с объяснением орфограмм.
В траве между корней бежит, струится маленький серебряный ручей.
(Пов., невоскл. прост., двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми)
Творческий диктант (от сочетаний слов, которые диктует учитель, учащиеся образуют прилагательные и записывают их с существительными). Выделить суффиксы.
Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные растения)
Шкаф, в котором хранят верхнее платье (платяной шкаф)
Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная почта)
Цветы, сделанные наподобие подлинных (искусственные цветы)
Мельница, действующая силой ветра (ветряная мельница)
Охота, ведущаяся с помощью ловчих ястребов (ястребиная охота).
Написание суффиксов проверяется с помощью сигнальных карточек (н-нн). Оценки выставляются выборочно
Выборочное письмо (упр. ) с предупредительным разбором.
Составить два предложения:
Мы вышли на песчаный берег.
Мы пили клюквенный сок.
Объяснительный диктант
Народная мудрость
Звериные повадки нашли отражение в сказках и поговорках. Про отважных людей говорят, что у них орлиные крылья. Красивую шею называют лебединой, некрасивую походку - утиной. Встречают удачливого человека: "Он знает петушиное слово!" - смеются друзья.
Такими выражениями богат русский язык, в них сказалась истинная народная мудрость.
Морфологический разбор прилагательного.
Серебряный (ручей) - какой? Обозначает признак предмета, имя прилагательное.
I. Н.ф. серебряный,
II. Пост.: относит.. Непост.: ед. ч., м. р. И. п.,
III. Ручей (какой?) серебряный.
Игра "Лесенка" на заготовленных карточках
Учащиеся образуют прилагательные от данных существительных:
Цена - ценный, окно - оконный, целина - целинный, олово - оловянный, дерево - деревянный, родство - родственный, традиция - традиционный, революция - революционный, приветствие - приветственный, производство - производственный.
(вписываются прилагательные)
Подведение итогов урока, комментирование оценок за работу с карточками.
Домашнее задание: п. упр.