Необходимым элементом деятельности учителя русского языка в выпускных классах средней школы является прогнозирование и корректирование результатов итоговой аттестации, проводимой в форме Единого государственного экзамена, поскольку я, как учитель, обязана следить за тем, чтобы уровень подготовки выпускников к моменту экзамена соответствовал заявленному в Стандарте образования по русскому языку. Прогнозирование и корректирование результатов итоговой аттестации возможно лишь при условии систематического диагностирования качества успеваемости учащихся, обработанные результаты которого помогают мне спланировать и скорректировать дальнейшую деятельность. В качестве материалов для проведения диагностической работы я использую демонстрационные версии контрольно-измерительных материалов (части "А", "В").
Целью диагностики подготовленности учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации по материалам демонстрационных версий контрольно-измерительных материалов за 2002 - 2009 гг. (части "А", "В") является определение уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку, а именно:
- уровня знания и понимания учащимися смысла основных понятий: "речевая ситуация и ее компоненты", "литературный язык", "языковая норма", "культура речи"; "основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь"; "орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка";
- уровня умений учащихся осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Диагностическая работа по определению уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку проводится мною в два этапа. Сначала учащиеся выполняют работу на основе демонстрационных версий КИМов (частей "А" и "В"), затем я анализирую качество выполнения тестовых заданий. Подобная работа проводится мною как минимум дважды.
Для анализа уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку я составляю таблицу индивидуального освоения разделов и тем русского языка учащимися выпускных классов* (см. Приложение 1), в которой указываю темы русского языка и номера соответствующих им заданий демонстрационных версий КИМов, а также фамилии учащихся и номера вариантов, выполненных ими заданий; цветом в таблице напротив фамилий учащихся выделяю номера тех заданий, выполнение которых вызывает у них затруднение, что помогает мне и каждому учащемуся сделать вывод о недостаточном освоении отдельных разделов и тем русского языка и провести дополнительную работу по устранению пробелов в знаниях. Также данная таблица позволяет определить:
- количество учащихся, выполнявших работу по тому или иному варианту;
- количество учащихся, выполнявших задание по той или иной теме;
- количество учащихся, справившихся с заданием по той или иной теме;
- процент не справившихся с тем или иным заданием.
* Учителю будет удобно воспользоваться приложением Microsoft Excel или его открытым аналогом Open Offiсe Calc.
По обработанным результатам первой диагностической работы я вижу, какие темы оказываются наименее освоенными, а значит трудными для восприятия как всем классом, так и каждым учащимся в отдельности. Следовательно, я могу откорректировать результаты следующей диагностической работы, спланировав дальнейшую деятельность, организовав фронтальную, групповую и индивидуальную работу с целью устранения пробелов в знаниях и умениях учащихся, выявленных в результате предыдущего диагностирования. В организации этой работы мне помогает таблица (см. Приложение 1), где отмечены задания, с которыми не справился каждый из учащихся.
Результаты всех диагностирований качества успеваемости учащихся по демонстрационным версиям КИМов я обрабатываю описанным выше способом и вношу их в сводную таблицу (см. Приложение 2). На основе данных в графах "Процент учащихся, не справившихся с заданием в работе от _ числа", выстраивается диаграмма (см. Приложение 3), отражающая динамику состояния качества знаний и умений по темам. Кроме того, сводная таблица может показать процент учащихся, справившихся с каждым конкретным заданием в ходе последующего диагностирования в отличие от предыдущего и количество выполненных заданий в ходе последующего диагностирования, погрешность качества которых может быть принята за положительную (устойчивую).
Динамика состояния качества знаний и умений по каждой теме, отраженная в диаграмме, по целому ряду позиций может оказаться отрицательной. К причинам отрицательной динамики можно отнести следующие:
- забывание или замещение вследствие интенсивной проработки других тем;
- непонимание формулировки или цели задания;
- фактор случайности: задания по отдельным темам при смене вариантов в последующих диагностированиях могут достаться большему количеству учащихся или большему количеству слабых учащихся и др.
Пользуясь материалом диаграммы и сводной таблицы, можно сделать вывод, что в ходе диагностирования качества успеваемости учащихся от 10.04.2008 г. по сравнению с 19.03.2008 г.
- 51,1% заданий выполнен более качественно (положительная динамика);
- 13,3% заданий выполнен без изменений (устойчивый результат);
- 35,6% заданий выполнен менее качественно (отрицательная динамика).
Так, серия проведенных диагностирований качества успеваемости учащихся подобного рода должна
- продемонстрировать, какие темы русского языка являются наиболее сложными в усвоении как для каждого учащегося в отдельности, так и для всего класса в целом;
- показать динамику состояния качества знаний и умений по темам русского языка как относительно каждого учащегося в отдельности, так и относительно всего класса в целом;
- послужить учителю эффективным инструментом для планирования, корректирования, организации деятельности по подготовке к итоговой аттестации;
- позволить прогнозировать и корректировать результат итоговой аттестации.