Цели:
- Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени.
- Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным времени.
- Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
- Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.
Ход урока:
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока
Цели нашего урока:
- Повторить теоретический материал по теме «СПП»;
- Повторить алгоритм определения вида придаточного предложении, закрепить умение пользоваться им;
- Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени.
- Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений
2. Проверка домашнего задания – Упр.239
(сочинение в жанре путевых заметок читает учащийся)
3. Лингвистическая разминка
Вспомним основные лингвистические понятия, которые необходимы нам для успешного выполнения заданий:
- Предложение, сложное предложение, союзное сложное предложение, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение
4.Повторение
Повторим изученные нами виды сложноподчиненных предложений.
- Назовите виды сложноподчиненных предложений.
- Задание: прочитайте предложения
1) Язык – первое орудие труда, первая машина, которая помогает человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
2) Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Э. Ростан)
3) Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Эразм Роттердамский)
Задания к данным предложениям:
- Какая общая мысль объединяет эти высказывания о языке?
- Обратите внимание на толкование слов «посредник», «поработить». (Посредник – лицо (а также организация, государство), приучастии которого ведутся переговоры между сторонами, содействие соглашению, сделка между сторонами. Поработить – обратить в рабство, полностью подчинить себе.)
- Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений (воспользуйтесь алгоритмом рассуждения)
- Объясните постановку тире в 1,3 предложениях.
- Назовите правило, которым определяется написание выделенных гласных в первом высказывании
Вывод: при выполнении заданий определили основную мысль высказываний, вспомнили: лексические значения слов, виды сложноподчиненных предложений и алгоритм определения этих видов, правило постановки тире между подлежащим и сказуемым и орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
5.Изучение нового материала
1) Запись синтаксической модели СПП с придаточным времени:
2) По данной модели самостоятельно составьте правило о СПП с придаточным времени. Воспользуйтесь подсказкой:
- Придаточное времени обозначает …….., в течение которого происходит то, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения.
- Придаточное времени отвечает на вопросы……..
- Придаточные времени относятся к …..( Я пришел, когда стемнело). В главной части СПП с придаточным времени могут употребляться …… (Я пришел только тогда, когда стемнело).
- Придаточные времени могу находиться …. главной частью, …… и …..(1.Книга учит, даже когда вы этого не ждете. 2. Когда наступил вечер, Иван вышел на улицу.).
3) Упр. 136 – прочитайте текст и приведите примеры СПП с придаточным времени, выражающие значение одновременности и последовательности
( Цель – узнать о значениях одновременности и последовательности в СПП с придаточным времени)
6.Закрепление материала
1. Записать предложения, составить схемы и определить вид придаточного(воспользуйтесь алгоритмом рассуждения). (Цель – первичное закрепление понятия «СПП с придаточным времени» и его особенностей)
А) Овчарка рычала, как только приближались чужие.
Б) Пока я рос в другом краю, мой город вырос постепенно.
В) Она открыла глаза тотчас же, едва мать вышла из ее комнаты.
2. Лингвистическая задача (сопоставление придаточных предложений).
Цель – определить, какие придаточные могут присоединяться к главному при помощи союзов//с.сл. КОГДА? (воспользуйтесь алгоритмом рассуждения)
Задание: запишите предложения, расставьте знаки препинания; определите вид придаточных, средства их связи с главным. Индивидуальное задание: составить схемы предложений (2 ученика работают у доски).
- Мы не знали, когда закончится этот переполох.
- Ребята встретились в тот день и час, когда договаривались.
- Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Вывод: одни и те же союзы и союзные слова могут присоединять разные виды
придаточных. Важно правильно задать вопрос.
3.Подготовка к итоговой аттестации (Цель - повторение по синтаксису и пунктуации)
1. Определите СПП с придаточным времени
- Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.
- Пушкин пишет, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».
- Катер(1) который приближался к берегу(2) был замечен пограничниками.
- Парусное судно было далеко от берега и шло туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность
2. Укажите номер предложения, в котором придаточная часть находится
внутри главной
3. Укажите предложение с однородными членами
4. В предложении 3 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложноподчинённого
предложения.
Ответы: 1 – 1
2 – 3
3 - 4
4 – 1,2
4.Упр. 138 (по заданию) Цель – закрепление знаний о СПП с изученными придаточными, орфографический и пунктуационный повтор
7.Итог урока
- Что сегодня на уроке повторили, узнали?
8. Домашнее задание
§ 15, упр.140