Русский язык
-
Путешествие по океану орфографических знаний 2009
В статье представлен вариант урока, на котором ребята знакомятся с законами орфографии.
-
Молодежные СМИ "Обратная связь" 2009
Программа дополнительного образования учащихся призвана сопровождать деятельность детской общественной организации и направлена на оживление деятельности школьной газеты. Эту же программу можно использовать как программу элективного курса «Основы журналистики».
-
Методическая разработка урока русского языка для 4-го класса "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" 2009
На уроке учащиеся учатся правильному оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Для наглядности материала используется компьютерная презентация.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Лингвистический анализ текста" 2009
Данная работа нацелена на то, чтобы знания и умения десятиклассников по анализу текста привести в стройную систему, закрепить навык видеть идейно-тематическое и эстетическое своеобразие текста, разбираться в его композиции. Выбран для анализа текст В.М. Пескова «Отечество».
-
Твердый согласный звук (ш),буквы Ш, ш 2009
Обучение грамоте - очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. Поэтому на уроках обучения грамоте учим не только звуки и буквы, но и развиваем умение работать с текстом; фонематический слух, внимание, память речь, мышление, умение четко и правильно выражать свои мысли.
-
Урок русского языка в 10-м классе "Старославянизмы" 2009
Урок ставит целью формирование у учащихся суждения о языке как системе воплощения культурных ценностей, выявление особенностей личностной оценки и индивидуальной позиции учащихся в вопросах исторического развития языка. Учащиеся учатся объяснять написание слов в соответствии с историческими процессами; уметь находить в текстах произведений русской литературы старославянские формы.
-
Фольклор народа Саха как источник создания "Словаря якутского языка" Э.К. Пекарского 2009
Урок русского языка, на котором расширяются представления учащихся о фольклоре и о роли изучения фольклора Э.К. Пекарским в составлении словаря; расширяется словарный запас учащихся и формируется навык работы со словарем, прививается интерес к поиску толкований непонятных слов.
-
Урок развития речи в 5-м классе по теме "Какого цвета снег?" 2009
Урок развития речи предполагает не только описание картины с использованием языкового материала, а проведение аналитической, сопоставительной работы. Занятие готовит к написанию сочинения, где учащиеся должны не просто описать снег на картине, но и выяснить, почему он именно такой, т.е. раскрыть идейное содержание художественного произведения.
-
Урок русского языка в 6-м классе с применением компьютерных технологий "Имя числительное" 2009
На уроке учащиеся в занимательной форме отрабатывают навык правильного написания, склонения и употребления числительных в речи; умение определять морфологические признаки числительного. Работа выстраивается на основе компьютерной презентации в формате Microsoft PowerPoint, в которой используются различные предложения и тексты о столице.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе. Сочинение "Цветы - это красота, цветы - это жизнь" 2009
Этот урок способствует формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности. Этот урок не утомляет учащихся, он не однообразен, он интересен.
-
Полные и краткие имена прилагательные 2009
Представленный урок в 6-м классе является пробным занятием по теме «Полные и краткие имена прилагательные» с включением в материал повторения заданий типа А1, 2, 6, 12, 13, В1. В домашнее задание включаются сочинения на лингвистическую тему.
-
Урок-исследование: традиции и новаторство прозы Андреева (по рассказу Л.Н. Андреева "Предстояла кража") 2009
Рассказ «Предстояла кража» относится к раннему, подражательному этапу творчества Л.Андреева. Уже в этом произведении писатель поднимает проблемы, которые станут традиционными для всего его творчества, - проблемы страха, одиночества, проблему конфликта между роком и человеком.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе "Независимое расследование. Имена существительные общего рода" 2009
Нетрадиционная форма проведения урока расширяет возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся и формированию их речевых умений и навыков с учетом возрастных особенностей. Кроме того, ведение урока сопровождается презентацией.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Мой верный друг, язык мой русский" 2009
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе помогает развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.
-
Урок русского языка по теме "Правописание производных предлогов" 2009
Правописание производных предлогов требует особого внимания. Рифмованный алгоритм является мнемотехническим подспорьем, предотвращающим смешивание материала при изучении производных предлогов.
-
Подготовка к сочинению публицистического характера с описанием местности в 8-м классе 2009
Данный урок позволяет охватить большой объём информации по теме, проанализировать и систематизировать её. Этому способствует предварительная индивидуальная подготовка к уроку и исследовательско-проектная работа на самом уроке.
-
Интегрированный урок словесности и музыки. 5-й класс. Тема: "Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи" 2009
На образцовых миниатюрах Пришвина и Сухомлинского дети учатся видеть красоту природы, постигать красоту человеческого поступка, ощущать красоту жизни, испытывают потребность быть красивыми внешне и внутренне. Осознают, что красота дана человеку, чтобы он мог созерцать ее, сопереживать, ощущать ее своей душой и воплощать в своих творениях.
-
Некоторые приемы изучения лексических единиц в школе (из опыта работы в инновационных учебных заведениях Калмыкии) 2009
Основное назначение слова – быть средством номинации (наименования) реалий окружающего мира и формирования соответствующих понятий. В связи с этим очень интересным представляется авторам компонентный анализ слова – метод изучения содержательной стороны значимых единиц языка, состоящий в разложении значения на минимальные семантические составляющие.
-
Конспект урока "Пеппи помогает повторять деепричастия" (Систематизация и обобщение изученного о деепричастии) 2009
В работе сделан акцент на построение устных высказываний с использованием лингвистической терминологии. Наилучшее усвоение материала происходит, если алгоритм выполнения заданий «прозрачен», позволяет поступательно продвигаться к решению задачи. Это было учтено при выборе формы письменной работы. В последней использована модульная технология, позволяющая действовать учащимся по определённому алгоритму без помощи учителя.
-
"Буквы о-ё после шипящих в корнях слов". 5-й класс 2009
Данная работа может быть использована на уроках русского языка в 5-м классе с целью повышения интереса у учащихся к изучению орфографических правил, для развития орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развития устной и письменной речи учащихся. Использование ИКТ служит для создания образного мышления учащихся, игровой обстановки.
-
Урок русского языка в 7-м классе "О – Ё после шипящих в корнях слов" 2009
Для достижения цели учебного занятия выбран нетрадиционный урок, сочетающий заочное путешествие и исследование. Несмотря на то, что правило отрабатывается в младших классах, это одна из «проблемных» тем курса русского языка. Основным при подготовке учебного занятия стал личностно-ориентированный подход. Были соотнесены объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями класса.
-
Урок "Простое глагольное сказуемое" 2009
На уроке учащиеся продолжают знакомство с главными членами предложения. Урок позволяет расширить представление о простом глагольном сказуемом, его признаках и способах выражения. Особое внимание уделяется развитию речи, для анализа используются прозаические тексты и стихотворения русских поэтов, создающие на уроке особую атмосферу творчества.
-
Работа над словом, словосочетанием и предложением в 5-м классе 2009
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе, на примере которого показано, что своеобразие предложения в отличие от слова и словосочетания состоит в том, что оно является коммуникативной единицей. Подлежащее и сказуемое представляют структурную основу высказывания, и с нахождением этой структурной основы обычно начинается анализ предложения.
-
Разработка урока по русскому языку в 7-м классе по теме "Деепричастный оборот" 2009
При изучении деепричастий основным является формирование у учащихся умения выделять в речи деепричастия, отличать их от глаголов и причастий, формирование навыка выделять запятыми деепричастие и деепричастные обороты.
-
Открытый урок русского языка по теме "Вводные слова. Смысловые группы вводных слов". 8-й класс 2009
Конспект открытого урока в 8-м классе, где учащиеся знакомятся с понятием вводных слов и их основными группами по значению. Цель урока: научить опознавать вводные конструкции и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами.
-
Цветочный разговор 2009
Разработка урока внеклассного чтения предлагает знакомство с легендами и стихами о полевых цветах, со значением луговых и лесных цветов в судьбе творческих людей России. Урок помогает развивать у учащихся интерес к поэзии, творчеству русских поэтов, к устному народному творчеству, легендам, помогает учащимся увидеть в неброскости и застенчивости природы ее красоту и прелесть.
-
Урок письма и развития речи в 5-м классе "Изменение имен существительных по числам" 2009
Данный урок письма и развития речи предназначен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5-го класса. На уроке формируются умения изменять имена существительные по числам, развиваются умения различать единственное и множественное число имен существительных. На уроке используется интерактивная доска, презентация по теме.
-
Урок русского языка в 5-м классе с применением ИКТ по теме "Предложения с прямой речью" 2009
Основная идея этого урока заключается в том, чтобы научить пятиклассников исследовательскому подходу к языковым явлениям; умению сравнивать, анализировать и делать выводы, развивать лингвистические и коммуникативные компетенции.
-
Открытый урок по теме "Синтаксические нормы русского языка". 11-й класс 2009
О синтаксических нормах русского языка мы говорим с 5-го класса. Однако разделы синтаксиса изучаются в разные периоды, поэтому в 11-м классе приводим в систему то, что изучалось раньше. Задания по синтаксису являются заданиями повышенной сложности, они есть в каждом варианте ЕГЭ.
-
Урок–исследование "Наречие в тексте" (по УМК С.И. Львовой). 7-й класс 2009
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют знания по теме «Наречие» на материале фрагмента из повести А.П. Чехова «Степь». Знакомятся со свойствами наречия, определяющими его изобразительную функцию, совершенствуют навыки текстоведческого анализа и исследовательской работы.