Урок русского языка в 7-м классе "О – Ё после шипящих в корнях слов"

Разделы: Русский язык


Вид урока: Комбинированный.

Цели урока:

Обучающие:

  • Осознанное владение орфографическими нормами правописания букв О – Ё после шипящих в корнях слов.
  • Закрепление умения по распознаванию и верному написанию орфограммы «Буквы О - Ё после шипящих в корнях слов»
  • Овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной форме.

Развивающие:

  • Расширение лексического запаса учащихся.
  • Развитие языкового чутья, выразительности речи учащихся.
  • Развитие образного и логического мышления.
  • Овладение приемами учебной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
  • Воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
  • Формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей.

Цели для учителя:

  • организовать изучение материала по теме «Буквы О - Ё после шипящих в корнях слов», используя дифференцированный, личностно ориентированный подходы;
  • создать творческую, комфортную и доброжелательную атмосферу на уроке.

Цели для ученика:

  • показать знания по теме «Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов»;
  • закрепить знания по теории русского языка;
  • формировать навыки монологической речи.

Оборудование:

  • запись даты, темы на доске;
  • презентация по теме «Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов» (приложение);
  • раздаточный материал: «горка для целеполагания», карточки для исследования.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна. Мне посчастливилось сегодня давать урок в вашем классе. Я очень волнуюсь, но надеюсь на ваше понимание и помощь.

Садитесь. Открываем тетради, записываем дату: «26 сентября. Классная работа».

II. Целеполагание.

А теперь внимание на экран. Сейчас в течение 30 секунд каждый из вас ответит про себя на данные вопросы:

  • Какое событие произошло 29 ноября 1783 г.?
  • Кто такая Екатерина Дашкова и какое отношение она имеет к букве Ё?
  • Почему слово «шёлк» пишется с Ё, а «шорты» - с О?
  • О чем может рассказать буква Ё после шипящих в корнях слов?

На сколько вопросов каждый из вас дал ответ? Отметьте на «горке» ( у каждого на столе), нарисовав себя. (учащиеся рисуют).

- Скажи, пожалуйста, как ты будешь выполнять задание? Он правильно меня понял?

Исходя из вашей «высоты», определите каждый для себя тему урока, чем вы хотите заниматься на уроке, повернитесь друг к другу, проговорите свои цели шепотом напарнику, используя алгоритм: «я хочу узнать на уроке..», «я хочу научиться на уроке..», «я могу сделать на уроке…», (озвучиваются цели 1 парой.)

Есть ли еще дополнения?

Ребята, а как вы думаете, как мы будем достигать эти цели, какими способами? (ответы 2-3 человек).

А моя цель урока: помочь вам достигнуть намеченные вами цели.

III. Актуализация знаний.

Какова тема урока?

Записываем тему урока в тетради.

Ребята, а что вы знаете по данной теме? (в корнях после шипящих слышится О, а пишется Ё, кроме слов - исключений).

У кого есть дополнения, уточнения?

IV. Объяснение нового материала.

Вы знаете довольно много, но все же я хочу пригласить вас отправиться в заочное путешествие во времени, в VIII век, в Петербургскую академию наук, где заседают ученые – литераторы под руководством директора Петербургской академии наук княгини Е. Р. Дашковой – единственной женщины. Обсуждают проект первого в нашей истории толкового словаря, вдруг Е.Дашкова спросила мужей науки, а почему слово «мёд» у нас пишется «мйод». И почему это нужно один звук, кстати, очень частый в языке к тому времени, изображать двумя буквами? А не лучше ли ввести новую букву Ё, заимствованную у французов, которая и была тут же рукою княгини начертана. Научный авторитет кн. Дашковой был очень высок и возразивших не оказалось. Так этот день стал днём рождения новой русской буквы. Новаторскую идею княгини поддержал ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Державина, который первым начал использовать «ё» в личной переписке. Первое слово, напечатанное с буквой Ё – слово ВСЁ в книге русского баснописца И.Дмитриева в 1795 году, то есть спустя 12 лет. Известной буква «ё» стала благодаря Н. М. Карамзину, в связи с чем он до недавнего времени считался её автором. В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего в университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ».

Чтобы продолжить путешествие, необходимо сделать остановку. Вам предложены будут утверждения, выпишите в тетради номера утверждений, которые соответствуют истине. (слайд № 12).:

  • Буква Ё всегда была в русском алфавите.
  • Е.Дашкова первая написала букву Ё.
  • Первая буква Ё была напечатана спустя 12 лет после ее написания.
  • Первое слово, напечатанное с буквой Ё, - «всё».
  • Н.Карамзин первый употребил букву в личной переписке.

Проверьте правильность выполнения задания по ответам (слайд № 13): 2,3,4. поднимите, пожалуйста, руки те ребята, кто верно справился с заданием. Молодцы, вы очень внимательные слушатели.

А теперь перенесемся в XIX век, в научную лабораторию русского языка, где ученые – лингвисты ломают головы над вопросом: «Почему слово «Шёлк» пишется с Ё, а «шорты» - с О»? Наверное, им нужна ваша помощь.

V. Работа в малых группах. Лингвистический эксперимент.

Для этого я попрошу ребят, сидящих на первой, третьей парте повернуться к ребятам, сидящим за второй и четвертой партами. Каждая группа в течении 3 минут попытается найти ответ на вопрос, анализируя слова с точки зрения произношения ( группа 1), написания гласных в однокоренных словах (вторая группа) и происхождения (третья группа). Задание выполняете в карточке. Один из вас пишет, остальные обсуждают, диктуют, готовятся к устному ответу. Оцениваться будет вся группа. (каждая группа получает карточку с заданием).

- Скажи, пожалуйста, как ваша группа будет выполнять задание? Они правильно меня поняли?

Карточка № 1.

  1. Прочитайте медленно слова: жёлудь, чёрт, шёрстка, шорты, обжора, трущоба.
  2. Какой звук произносится на месте букв Ё и О?
  3. Запишите услышанные звуки в слова: ж[…]лудь –ж[…]лудевый, ч[…]рт - ч[…]ртёнок, ш[…]рстка - ш[…]рсть, обж[…]ра - ж[…]р, трущ[…]ба - трущ[…]бный.
  4. Сделайте вывод о написании и произношении этих слов.

Карточка № 2.

  1. Прочитайте медленно слова: жёлудь, чёрт, шёрстка, шорты, обжора, трущоба.
  2. Подберите однокоренные слова к данным.
  3. Запишите их рядом: Жёлудь - __________________, чёрт - ___________, шёрстка - ________________, шорты - ___________, обжора - ____________________, трущоба - __________________.
  4. Сделайте вывод о написании гласных Ё-О в однокоренных словах.

Карточка № 3.

  1. Прочитайте медленно слова: жёлудь, чёрт, шёрстка, шорты, обжора, трущоба.
  2. По словарику выясните происхождение (из какого языка пришли слова) этих слов.
  3. Запишите рядом со словом его происхождение: Жёлудь - ___________, чёрт - ___________, шёрстка - ________________, шорты - ___________, обжора - _____________, трущоба - __________________.
  4. Сделайте вывод о зависимости употребления букв О – Ё от происхождения этих слов.

Время истекло. Одна группа отвечает, остальные внимательно слушают, после выступления задают вопросы на понимание. О чем поведают историки языка? (третья группа). Вопросы на понимание.

К какому выводу пришли «ученые», занимающиеся подбором однокоренных слов? Вопросы на понимание.

Что заметили группы, работающие со звуками? Вопросы на понимание

(Выслушиваются ответы групп, вывод оформляется в таблицу на слайде).

Слова

Звуки

Буквы в корне

Происхождение

Жёлудь – желудевый

[о] - [иэ]

Ё//Е

общеславянское

Чёрт – чертёнок

[о] - [иэ]

Ё//Е

общеславянское

Шёрстка – шерсть

[о] - [э]

Ё//Е

общеславянское

Шорты – шортики

[о] - [о]

О

заимствованное

Обжора - жор

[о] - [о]

О

заимствованное

Трущоба - трущобный

[о] - [о]

О

заимствованное

Давай подумаем, какой из трех столбиков поможет нам безошибочно написать в корне Ё или О?

Сделайте вывод, когда в корнях после шипящих пишется Ё, а когда О? (выслушивается ответ, если есть неточность, класс исправляет; если нет – все согласны?). Легко? Так как мы сегодня взяли на себя ответственную функцию ученых, то давайте попробуем составить подсказку для других учеников о правописании данной орфограммы. (я оформляю на доске, а ребята в тетрадях.)

Алгоритм.

  1. Как мы его назовем? (тема урока)
    Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.
  2. Какой первый шаг?
    Подобрать однокоренное слово.
  3. Выяснить, происходит ли чередование букв в корне.
  4. Какие варианты могут быть?
    Да или нет.
  5. если да, то пиши –Ё, если нет - О

VI. Закрепление изученного материала.

Любая теория требует практического подкрепления. физ.минутка. если в слове пишется Ё – руки поднимаем вверх, если О – качаем головой.

- Скажи, пожалуйста, как ты будешь выполнять задание? Он правильно меня понял?

Жёсткий, пчелы, чёрточка, шок, крыжовник, шорох, причёска, чёрный, шов, капюшон, шорник.

Выполняя это задание, я заметила, что почти все ребята очень уверенно поднимали руки или качали головой. Значит, наша подсказка работает. Мы молодцы.

VII. Рефлексия

Настала пора вернуться в наш век, к началу урока (слайд № 15). Что каждый из вас узнал на уроке? Чему научился? Что сделал? Достиг ли каждый из вас намеченной цели? Обсудите в паре, ответы 2 пар). Вернитесь к вопросам, можете ли вы ответить на них? На «горке» отметьте высоту своих знаний. Поднялись? Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, поэтому из долины незнания вы поднялись на пик знаний. А это значит, что и моя цель достигнута.

VIII. Домашнее задание.

Чтобы закрепиться на пике знаний, записываем задание на дом (задание на выбор).

  1. Упр. 94;
  2. Составить кроссворд по теме «О – Ё после шипящих»;
  3. Используя энциклопедии, интернет, проследить историю буквы Ё в XX веке.

Мне было приятно работать с вами, спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания.