Вид урока: Комбинированный.
Цели урока:
Обучающие:
- Осознанное владение орфографическими нормами правописания букв О – Ё после шипящих в корнях слов.
- Закрепление умения по распознаванию и верному написанию орфограммы «Буквы О - Ё после шипящих в корнях слов»
- Овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной форме.
Развивающие:
- Расширение лексического запаса учащихся.
- Развитие языкового чутья, выразительности речи учащихся.
- Развитие образного и логического мышления.
- Овладение приемами учебной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
- Воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
- Формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей.
Цели для учителя:
- организовать изучение материала по теме «Буквы О - Ё после шипящих в корнях слов», используя дифференцированный, личностно ориентированный подходы;
- создать творческую, комфортную и доброжелательную атмосферу на уроке.
Цели для ученика:
- показать знания по теме «Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов»;
- закрепить знания по теории русского языка;
- формировать навыки монологической речи.
Оборудование:
- запись даты, темы на доске;
- презентация по теме «Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов» (приложение);
- раздаточный материал: «горка для целеполагания», карточки для исследования.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна. Мне посчастливилось сегодня давать урок в вашем классе. Я очень волнуюсь, но надеюсь на ваше понимание и помощь.
Садитесь. Открываем тетради, записываем дату: «26 сентября. Классная работа».
II. Целеполагание.
А теперь внимание на экран. Сейчас в течение 30 секунд каждый из вас ответит про себя на данные вопросы:
- Какое событие произошло 29 ноября 1783 г.?
- Кто такая Екатерина Дашкова и какое отношение она имеет к букве Ё?
- Почему слово «шёлк» пишется с Ё, а «шорты» - с О?
- О чем может рассказать буква Ё после шипящих в корнях слов?
На сколько вопросов каждый из вас дал ответ? Отметьте на «горке» ( у каждого на столе), нарисовав себя. (учащиеся рисуют).
- Скажи, пожалуйста, как ты будешь выполнять задание? Он правильно меня понял?
Исходя из вашей «высоты», определите каждый для себя тему урока, чем вы хотите заниматься на уроке, повернитесь друг к другу, проговорите свои цели шепотом напарнику, используя алгоритм: «я хочу узнать на уроке..», «я хочу научиться на уроке..», «я могу сделать на уроке…», (озвучиваются цели 1 парой.)
Есть ли еще дополнения?
Ребята, а как вы думаете, как мы будем достигать эти цели, какими способами? (ответы 2-3 человек).
А моя цель урока: помочь вам достигнуть намеченные вами цели.
III. Актуализация знаний.
Какова тема урока?
Записываем тему урока в тетради.
Ребята, а что вы знаете по данной теме? (в корнях после шипящих слышится О, а пишется Ё, кроме слов - исключений).
У кого есть дополнения, уточнения?
IV. Объяснение нового материала.
Вы знаете довольно много, но все же я хочу пригласить вас отправиться в заочное путешествие во времени, в VIII век, в Петербургскую академию наук, где заседают ученые – литераторы под руководством директора Петербургской академии наук княгини Е. Р. Дашковой – единственной женщины. Обсуждают проект первого в нашей истории толкового словаря, вдруг Е.Дашкова спросила мужей науки, а почему слово «мёд» у нас пишется «мйод». И почему это нужно один звук, кстати, очень частый в языке к тому времени, изображать двумя буквами? А не лучше ли ввести новую букву Ё, заимствованную у французов, которая и была тут же рукою княгини начертана. Научный авторитет кн. Дашковой был очень высок и возразивших не оказалось. Так этот день стал днём рождения новой русской буквы. Новаторскую идею княгини поддержал ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Державина, который первым начал использовать «ё» в личной переписке. Первое слово, напечатанное с буквой Ё – слово ВСЁ в книге русского баснописца И.Дмитриева в 1795 году, то есть спустя 12 лет. Известной буква «ё» стала благодаря Н. М. Карамзину, в связи с чем он до недавнего времени считался её автором. В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего в университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ».
Чтобы продолжить путешествие, необходимо сделать остановку. Вам предложены будут утверждения, выпишите в тетради номера утверждений, которые соответствуют истине. (слайд № 12).:
- Буква Ё всегда была в русском алфавите.
- Е.Дашкова первая написала букву Ё.
- Первая буква Ё была напечатана спустя 12 лет после ее написания.
- Первое слово, напечатанное с буквой Ё, - «всё».
- Н.Карамзин первый употребил букву в личной переписке.
Проверьте правильность выполнения задания по ответам (слайд № 13): 2,3,4. поднимите, пожалуйста, руки те ребята, кто верно справился с заданием. Молодцы, вы очень внимательные слушатели.
А теперь перенесемся в XIX век, в научную лабораторию русского языка, где ученые – лингвисты ломают головы над вопросом: «Почему слово «Шёлк» пишется с Ё, а «шорты» - с О»? Наверное, им нужна ваша помощь.
V. Работа в малых группах. Лингвистический эксперимент.
Для этого я попрошу ребят, сидящих на первой, третьей парте повернуться к ребятам, сидящим за второй и четвертой партами. Каждая группа в течении 3 минут попытается найти ответ на вопрос, анализируя слова с точки зрения произношения ( группа 1), написания гласных в однокоренных словах (вторая группа) и происхождения (третья группа). Задание выполняете в карточке. Один из вас пишет, остальные обсуждают, диктуют, готовятся к устному ответу. Оцениваться будет вся группа. (каждая группа получает карточку с заданием).
- Скажи, пожалуйста, как ваша группа будет выполнять задание? Они правильно меня поняли?
Карточка № 1.
- Прочитайте медленно слова: жёлудь, чёрт, шёрстка, шорты, обжора, трущоба.
- Какой звук произносится на месте букв Ё и О?
- Запишите услышанные звуки в слова: ж[…]лудь –ж[…]лудевый, ч[…]рт - ч[…]ртёнок, ш[…]рстка - ш[…]рсть, обж[…]ра - ж[…]р, трущ[…]ба - трущ[…]бный.
- Сделайте вывод о написании и произношении этих слов.
Карточка № 2.
- Прочитайте медленно слова: жёлудь, чёрт, шёрстка, шорты, обжора, трущоба.
- Подберите однокоренные слова к данным.
- Запишите их рядом: Жёлудь - __________________, чёрт - ___________, шёрстка - ________________, шорты - ___________, обжора - ____________________, трущоба - __________________.
- Сделайте вывод о написании гласных Ё-О в однокоренных словах.
Карточка № 3.
- Прочитайте медленно слова: жёлудь, чёрт, шёрстка, шорты, обжора, трущоба.
- По словарику выясните происхождение (из какого языка пришли слова) этих слов.
- Запишите рядом со словом его происхождение: Жёлудь - ___________, чёрт - ___________, шёрстка - ________________, шорты - ___________, обжора - _____________, трущоба - __________________.
- Сделайте вывод о зависимости употребления букв О – Ё от происхождения этих слов.
Время истекло. Одна группа отвечает, остальные внимательно слушают, после выступления задают вопросы на понимание. О чем поведают историки языка? (третья группа). Вопросы на понимание.
К какому выводу пришли «ученые», занимающиеся подбором однокоренных слов? Вопросы на понимание.
Что заметили группы, работающие со звуками? Вопросы на понимание
(Выслушиваются ответы групп, вывод оформляется в таблицу на слайде).
Слова |
Звуки |
Буквы в корне |
Происхождение |
Жёлудь – желудевый |
[о] - [иэ] |
Ё//Е |
общеславянское |
Чёрт – чертёнок |
[о] - [иэ] |
Ё//Е |
общеславянское |
Шёрстка – шерсть |
[о] - [э] |
Ё//Е |
общеславянское |
Шорты – шортики |
[о] - [о] |
О |
заимствованное |
Обжора - жор |
[о] - [о] |
О |
заимствованное |
Трущоба - трущобный |
[о] - [о] |
О |
заимствованное |
Давай подумаем, какой из трех столбиков поможет нам безошибочно написать в корне Ё или О?
Сделайте вывод, когда в корнях после шипящих пишется Ё, а когда О? (выслушивается ответ, если есть неточность, класс исправляет; если нет – все согласны?). Легко? Так как мы сегодня взяли на себя ответственную функцию ученых, то давайте попробуем составить подсказку для других учеников о правописании данной орфограммы. (я оформляю на доске, а ребята в тетрадях.)
Алгоритм.
- Как мы его назовем? (тема урока)
Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов. - Какой первый шаг?
Подобрать однокоренное слово. - Выяснить, происходит ли чередование букв в корне.
- Какие варианты могут быть?
Да или нет. - если да, то пиши –Ё, если нет - О
VI. Закрепление изученного материала.
Любая теория требует практического подкрепления. физ.минутка. если в слове пишется Ё – руки поднимаем вверх, если О – качаем головой.
- Скажи, пожалуйста, как ты будешь выполнять задание? Он правильно меня понял?
Жёсткий, пчелы, чёрточка, шок, крыжовник, шорох, причёска, чёрный, шов, капюшон, шорник.
Выполняя это задание, я заметила, что почти все ребята очень уверенно поднимали руки или качали головой. Значит, наша подсказка работает. Мы молодцы.
VII. Рефлексия
Настала пора вернуться в наш век, к началу урока (слайд № 15). Что каждый из вас узнал на уроке? Чему научился? Что сделал? Достиг ли каждый из вас намеченной цели? Обсудите в паре, ответы 2 пар). Вернитесь к вопросам, можете ли вы ответить на них? На «горке» отметьте высоту своих знаний. Поднялись? Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, поэтому из долины незнания вы поднялись на пик знаний. А это значит, что и моя цель достигнута.
VIII. Домашнее задание.
Чтобы закрепиться на пике знаний, записываем задание на дом (задание на выбор).
- Упр. 94;
- Составить кроссворд по теме «О – Ё после шипящих»;
- Используя энциклопедии, интернет, проследить историю буквы Ё в XX веке.
Мне было приятно работать с вами, спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания.