Русский язык
-
Прямое и переносное значение слов 2009
Урок по технологии «Кейс-метод (технология ситуационного анализа)», 5-й класс. Разработка интересна тем, что в ней огромный воспитательный заряд. Разговор о маме, поощрение человеческих, добрых отношений. Урок учит анализировать, сравнивать, строить аналогии, происходит не только обогащение словарного запаса, но и овладение художественными образами.
-
Разработка урока по русскому языку: "Похвальное слово наречию" 2009
Урок проводится в 7-м классе как обобщение изученного материала. На уроке ученики должны показать знания орфографических правил, связанных с наречием. Особое внимание уделено умению различать наречия среди других частей речи и использовать их с учётом смысловых значений, развивать творческие способности учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе: "Путешествие по городу Синтаксис и Пунктуация" 2009
Урок задуман в форме игры-путешествия с целью повторения и обобщения знаний. Путешествуя по городу, учащиеся вспоминают теорию и закрепляют эти знания на практике. Для развития связной речи анализируется отрывок из рассказа С.Аксакова, затем учащиеся пишут мини-сочинение по картине. В конце урока подводится итог и выставляется итоговая оценка каждому ученику.
-
Такие трудные словарные слова 2009
Данный фрагмент урока показывает возможность использования различных форм работы при изучении словарных слов. Очень красочно вырисовывается происхождение слова, его связь с другими словами. Игровой разбор словарного слова позволяет учащимся запомнить правописание этого слово надолго.
-
Урок-обобщение по теме "Причастие" (7-й класс) 2009
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по изученной теме, развивают умение нахождения разных видов орфограмм. Используемый занимательный материал формирует интерес к занятиям русским языком, а упражнения, выполняемые в форме игры, служат здоровьесберегающим моментом.
-
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 2009
Дидактический материал направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматического разбора, развитие устной монологической речи, формирование положительно направленной личности. Задания содержат языковой материал разного уровня, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке.
-
Путешествие по океану орфографических знаний 2009
В статье представлен вариант урока, на котором ребята знакомятся с законами орфографии.
-
Молодежные СМИ "Обратная связь" 2009
Программа дополнительного образования учащихся призвана сопровождать деятельность детской общественной организации и направлена на оживление деятельности школьной газеты. Эту же программу можно использовать как программу элективного курса «Основы журналистики».
-
Методическая разработка урока русского языка для 4-го класса "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" 2009
На уроке учащиеся учатся правильному оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Для наглядности материала используется компьютерная презентация.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Лингвистический анализ текста" 2009
Данная работа нацелена на то, чтобы знания и умения десятиклассников по анализу текста привести в стройную систему, закрепить навык видеть идейно-тематическое и эстетическое своеобразие текста, разбираться в его композиции. Выбран для анализа текст В.М. Пескова «Отечество».
-
Твердый согласный звук (ш),буквы Ш, ш 2009
Обучение грамоте - очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. Поэтому на уроках обучения грамоте учим не только звуки и буквы, но и развиваем умение работать с текстом; фонематический слух, внимание, память речь, мышление, умение четко и правильно выражать свои мысли.
-
Урок русского языка в 10-м классе "Старославянизмы" 2009
Урок ставит целью формирование у учащихся суждения о языке как системе воплощения культурных ценностей, выявление особенностей личностной оценки и индивидуальной позиции учащихся в вопросах исторического развития языка. Учащиеся учатся объяснять написание слов в соответствии с историческими процессами; уметь находить в текстах произведений русской литературы старославянские формы.
-
Фольклор народа Саха как источник создания "Словаря якутского языка" Э.К. Пекарского 2009
Урок русского языка, на котором расширяются представления учащихся о фольклоре и о роли изучения фольклора Э.К. Пекарским в составлении словаря; расширяется словарный запас учащихся и формируется навык работы со словарем, прививается интерес к поиску толкований непонятных слов.
-
Урок развития речи в 5-м классе по теме "Какого цвета снег?" 2009
Урок развития речи предполагает не только описание картины с использованием языкового материала, а проведение аналитической, сопоставительной работы. Занятие готовит к написанию сочинения, где учащиеся должны не просто описать снег на картине, но и выяснить, почему он именно такой, т.е. раскрыть идейное содержание художественного произведения.
-
Урок русского языка в 6-м классе с применением компьютерных технологий "Имя числительное" 2009
На уроке учащиеся в занимательной форме отрабатывают навык правильного написания, склонения и употребления числительных в речи; умение определять морфологические признаки числительного. Работа выстраивается на основе компьютерной презентации в формате Microsoft PowerPoint, в которой используются различные предложения и тексты о столице.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе. Сочинение "Цветы - это красота, цветы - это жизнь" 2009
Этот урок способствует формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности. Этот урок не утомляет учащихся, он не однообразен, он интересен.
-
Полные и краткие имена прилагательные 2009
Представленный урок в 6-м классе является пробным занятием по теме «Полные и краткие имена прилагательные» с включением в материал повторения заданий типа А1, 2, 6, 12, 13, В1. В домашнее задание включаются сочинения на лингвистическую тему.
-
Урок-исследование: традиции и новаторство прозы Андреева (по рассказу Л.Н. Андреева "Предстояла кража") 2009
Рассказ «Предстояла кража» относится к раннему, подражательному этапу творчества Л.Андреева. Уже в этом произведении писатель поднимает проблемы, которые станут традиционными для всего его творчества, - проблемы страха, одиночества, проблему конфликта между роком и человеком.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе "Независимое расследование. Имена существительные общего рода" 2009
Нетрадиционная форма проведения урока расширяет возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся и формированию их речевых умений и навыков с учетом возрастных особенностей. Кроме того, ведение урока сопровождается презентацией.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Мой верный друг, язык мой русский" 2009
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе помогает развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.
-
Урок русского языка по теме "Правописание производных предлогов" 2009
Правописание производных предлогов требует особого внимания. Рифмованный алгоритм является мнемотехническим подспорьем, предотвращающим смешивание материала при изучении производных предлогов.
-
Подготовка к сочинению публицистического характера с описанием местности в 8-м классе 2009
Данный урок позволяет охватить большой объём информации по теме, проанализировать и систематизировать её. Этому способствует предварительная индивидуальная подготовка к уроку и исследовательско-проектная работа на самом уроке.
-
Интегрированный урок словесности и музыки. 5-й класс. Тема: "Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи" 2009
На образцовых миниатюрах Пришвина и Сухомлинского дети учатся видеть красоту природы, постигать красоту человеческого поступка, ощущать красоту жизни, испытывают потребность быть красивыми внешне и внутренне. Осознают, что красота дана человеку, чтобы он мог созерцать ее, сопереживать, ощущать ее своей душой и воплощать в своих творениях.
-
Некоторые приемы изучения лексических единиц в школе (из опыта работы в инновационных учебных заведениях Калмыкии) 2009
Основное назначение слова – быть средством номинации (наименования) реалий окружающего мира и формирования соответствующих понятий. В связи с этим очень интересным представляется авторам компонентный анализ слова – метод изучения содержательной стороны значимых единиц языка, состоящий в разложении значения на минимальные семантические составляющие.
-
Конспект урока "Пеппи помогает повторять деепричастия" (Систематизация и обобщение изученного о деепричастии) 2009
В работе сделан акцент на построение устных высказываний с использованием лингвистической терминологии. Наилучшее усвоение материала происходит, если алгоритм выполнения заданий «прозрачен», позволяет поступательно продвигаться к решению задачи. Это было учтено при выборе формы письменной работы. В последней использована модульная технология, позволяющая действовать учащимся по определённому алгоритму без помощи учителя.
-
"Буквы о-ё после шипящих в корнях слов". 5-й класс 2009
Данная работа может быть использована на уроках русского языка в 5-м классе с целью повышения интереса у учащихся к изучению орфографических правил, для развития орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развития устной и письменной речи учащихся. Использование ИКТ служит для создания образного мышления учащихся, игровой обстановки.
-
Урок русского языка в 7-м классе "О – Ё после шипящих в корнях слов" 2009
Для достижения цели учебного занятия выбран нетрадиционный урок, сочетающий заочное путешествие и исследование. Несмотря на то, что правило отрабатывается в младших классах, это одна из «проблемных» тем курса русского языка. Основным при подготовке учебного занятия стал личностно-ориентированный подход. Были соотнесены объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями класса.
-
Урок "Простое глагольное сказуемое" 2009
На уроке учащиеся продолжают знакомство с главными членами предложения. Урок позволяет расширить представление о простом глагольном сказуемом, его признаках и способах выражения. Особое внимание уделяется развитию речи, для анализа используются прозаические тексты и стихотворения русских поэтов, создающие на уроке особую атмосферу творчества.
-
Работа над словом, словосочетанием и предложением в 5-м классе 2009
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе, на примере которого показано, что своеобразие предложения в отличие от слова и словосочетания состоит в том, что оно является коммуникативной единицей. Подлежащее и сказуемое представляют структурную основу высказывания, и с нахождением этой структурной основы обычно начинается анализ предложения.
-
Разработка урока по русскому языку в 7-м классе по теме "Деепричастный оборот" 2009
При изучении деепричастий основным является формирование у учащихся умения выделять в речи деепричастия, отличать их от глаголов и причастий, формирование навыка выделять запятыми деепричастие и деепричастные обороты.