Цель: Научить анализировать и сравнивать языковые явления, схематизировать их, делать выводы.
Задачи:
- на основе исследования пушкинских текстов выяснить особенности строения и пунктуационного оформления предложений с прямой речью;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
- развивать творческие способности детей, работать над выразительностью, образностью, эмоциональностью речи.
- развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Ожидаемые результаты:
- в результате работы на уроке учащиеся должны уметь:
- исследуя текст, находить в нем предложения с прямой речью, выразительно читать их;
- отличать слова автора и прямую речь;
- составлять схемы предложений с прямой речью; составлять предложения с прямой речью по данной схеме, правильно расставлять знаки препинания.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- слайды презентации.
- тексты предложений с прямой речью для проецирования на экран;
- тексты сказок А.С. Пушкина;
- цветные маркеры;
- карточки со знаками препинания, карточки с заданиями для инсценировки, чистая бумага;
- элементы костюмов (корона и накидка для золотой рыбки, борода и шапка для старика, платок и фартук для старухи, цилиндр для автора).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы побываем в гостях у короля Синтаксиса и королевы Пунктуации (одеваем короны на головы мальчика и девочки) и познакомимся с новыми жителями королевства - предложениями с прямой речью. Но прежде давайте вспомним о наших старых знакомых.
3. Презентация - повторение.
- Скажите, кто живет в королевстве Синтаксиса? Кто его подданные?
(Словосочетания и предложения)
На экране появляются слайды презентации (См. Приложение № 1)
- Что вы знаете о словосочетании?
- Рассказать о предложениях вам поможет сам Синтаксис, а вы будете пояснять то, что он нам расскажет.
Король Синтаксис комментирует показ слайдов, а остальные по цепочке продолжают, дополняют и приводят примеры.
4. Переход к новой теме.
- Вспомните, что такое обращение.
Один из учеников дает определение обращения.
- У вас на столах тексты пушкинских сказок. Выделите в них маркерами все обращения, которые сможете найти. Ребята работают в группах с ксерокопиями текстов сказок Пушкина (подобраны страницы, на которых встречается больше предложений с прямой речью, в состав которых входят обращения).
- Как вы нашли обращения? Что помогло вам?
(Запятые)
- А вот найти прямую речь нам помогут кавычки. Это подданные королевы Пунктуации. Они заключают прямую речь в свои объятья и крепко держат ее. (Королева Пунктуация укрепляет на доске при помощи магнитов карточки с изображением кавычек).
5. Новая тема.
- Вот мы и добрались до темы нашего урока - до предложений с прямой речью. Запишите тему урока.
На экране высвечивается тема: Предложения с прямой речью.
Вы выделили в предложениях обращения. Они будут для нас сигнальными маячками. Теперь выделите маркером ту часть предложения, которая заключена в кавычки. (Ученики работают с текстами) Прочтите выразительно выделенный текст и скажите, кому принадлежат слова, заключенные в кавычки.
(Героям сказок).
- Эти слова, принадлежащие героям сказок, называются "прямая речь". Попробуйте дать определение прямой речи. Какая характерная особенность помогает увидеть прямую речь?
(Это слова героев сказок. Это слова, заключенные в кавычки)
На экране возникает определение:
Прямая речь - это слова какого-либо лица, переданные от его имени. Прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Запишите это определение в справочник.
- Что общего во всех предложениях вы можете отметить? (Кавычки)
Подданные королевы Пунктуации - кавычки стоят на страже с двух сторон, чтобы прямую речь никто не перепутал с другими словами.
- А как вы узнали, кому из героев принадлежит прямая речь?
(Рядом объясняется, кто эти слова произносит).
- А кто это нам объясняет?
(Пушкин, автор).
- Верно! Это и есть слова автора. Выделите их маркером другого цвета.
- Что же получается? В одном предложении говорят сразу двое? Кто эти двое?
(Автор и герой).
- Так что же мы выяснили?
(Слова героя называются "прямая речь", а слова Пушкина называются "слова автора").
- Так из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
(Из прямой речи и слов автора).
- А теперь посмотрите на предложения, с которыми вы работали. Они двухцветные. Но как распределяются эти цвета?
(Зеленый и красный или красный и зеленый).
- К какому выводу мы приходим? Как могут располагаться в предложении слова автора и прямая речь?
(Прямая речь может стоять перед словами автора или после них).
Как при этом расставили знаки препинания?
(Ответ учеников)
Еще раз обращаем внимание на то, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и всегда заключается в кавычки
6. Закрепление.
А) "Живые предложения". Работа в группах.
Три группы учащихся (6 человек) разбирают карточки (См. Приложение №2), на которых написаны слова автора и прямая речь. Их задача - совместить разрезанные предложения, одеться в костюмы, которые нужно выбрать из нескольких предложенных и выразительно прочитать текст.
Пуще прежнего старуха бранится
Приплыла к нему рыбка, спросила
Ей с поклоном старик отвечает
Дурачина ты, простофиля!
Воротись, поклонися рыбке!
Чего тебе надобно, старче?
Смилуйся, государыня рыбка!
Б) Класс работает с предложениями, спроецированными на экран (См. Приложение №3), пока ребята готовятся выступить в роли живых предложений, (Один из учеников расставляет с помощью компьютера знаки препинания в предложении с прямой речью, остальные делают записи в тетрадях, составляют схемы).
Корабельщики в ответ
Мы объехали весь свет.
Князь печально отвечает
Грусть-тоска меня съедает.
Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
Царь ты наш! отец народа! возглашает воевода.
В) Выступление "живых предложений". Автор и герой, одетые в костюмы, выразительно читают свои слова, а королева Пунктуация помогает своим подданным - знакам препинания встать на место. У каждого из участников мини-инсценировки в руках карточки со знаками. Выступившая группа прикрепляет на доске знаки, из которых получается схема предложения с прямой речью. Сидящие за партами записывают по памяти это предложение и расставляют знаки препинания, опираясь на схему.
Г) На экране схемы предложений с прямой речью. Попробуйте найти в текстах сказок Пушкина соответствующие им предложения.
7. Вывод.
Какой вывод из того, что мы сегодня узнали, вы сделаете для себя?
Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
Как могут располагаться в предложении слова автора и прямая речь?
Как при этом расставите знаки препинания?
( Предложения с прямой речью состоят из прямой речи и слов автора. Прямая речь может стоять перед словами автора и после них. Прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки).
8. Итоги урока.
9. Творческое задание на дом. Сочинить небольшую историю по картинке с использованием предложений с прямой речью.