Интегрированный урок словесности и музыки. 5-й класс. Тема: "Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи"

Разделы: Русский язык, Музыка

Класс: 5


Тема: «Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи».

Блок урока «Словесности»

Цели:

  • образовательные:
    • учить работать с лингвистическими единицами: звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом;
    • повторить и закрепить ЗУН учащихся, полученные на уроках русского языка, литературы, музыки.
  • развивающие:
    • развивать навыки устной и письменной речи, выразительного чтения;
    • развивать навыки работы с различными источниками информации: словарь, печатный текст, слово учителя;
    • развивать навыки группового и парного взаимодействия.
  • воспитательные:
    • воспитать эстетический вкус, неравнодушное отношение к прекрасному;
    • воспитать потребность в бережном отношении ко всему живому;
    • воспитать любовь к родному слову, языку, музыке, художественному творчеству.

Методы: слово учителя; беседа; анализ языкового явления; работа со словарем, текстом; упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису.

Материальное обеспечение урока: рабочая тетрадь; словарь С.И.Ожегова; подборка книг по теме урока; запись темы урока и эпиграфов на доске; сборник стихов А.С.Пушкина; стихотворение «Прекрасный мир» Савельевой М.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Слово учителя о теме и целях урока.

– Сегодня очередной урок из серии интегрированных уроков словесности, музыки. Будем говорить о красоте, которая нас окружает, будем учиться видеть и слышать, любить и ценить красоту слова, поступка, музыки…

2. Словарная работа

а) Вопросы и задания учителя.

– Произнесите слово, записанное на доске. (Красота)
– Сколько в нем букв? (7) – А звуков? Запишите. (3) – А что вы услышали в этом сочетании звуков? (Нечто загадочное, возвышенное, одухотворенное, приподнятое, романтическое). – Как вы понимаете лексическое значение слова?

б) Работа со словарем.

– А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Чтение словарной статьи.
– Итак, сколько значений у слова? (3)
– Какое оно? (Многозначное)

в) Задания по морфемике и словообразованию.

– Подберем однокоренные слова, запишем их, разберем по составу последнее слово. (Краса красотища прекрасное)
– Как вы думаете, от какого слова образовано слово «красота»? (Краса)
– А при помощи чего?
– Как называется такой способ образования слов?
– В задании 2 выберите правильный ответ.

г) Задание по лексике.

– Как вы понимаете выражения «красота рукотворная» и «красота нерукотворная»?
В окружающем нас мире, мы видим много красивого: храмы, дома, картины. Эта красота создана руками людей – архитекторов, строителей, художников. Мы слушаем музыку, ее сочинили композиторы. Все красивое, что создано руками людей, называется красотой рукотворной.
Но красивые цветы, яркое оперение птиц, золотую и серебряную чешую рыбок, лучи солнца и лазурь небес, пышной зеленой листвы и еще много-много красивого человек не может создать своими руками. Это нерукотворная красота.
С древних времен красоте на Руси доверяли, говорили: «Бог с человеками пребывает там, где есть красота». И когда в 10 веке встал вопрос перед русскими людьми, какую веру выбрать, остановились на Православии, так как их поразила красота православного храма, посетив который говорили: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле».

3. Работа с миниатюрой М.М.Пришвина

– Мы уже выяснили, что одно из значений слова «красота» трактуется как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху. Именно о таком наслаждении, думаю, писал М.М.Пришвин в одной из своих миниатюр.

а) Чтение миниатюры. (Учитель)

Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям близко-близко, стал целиться…
И только бы стрельнуть…
Вдруг внутренний голос сказал ему: «Опусти ружье!» Стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, художник долго любовался, потом тихонечко пятился и отошел так, что лебеди вовсе и не знали страшной опасности…

б) Эмоциональная пауза

в) Беседа

– Так чем же любовался художник? (Красотой)
– Чем могут служить высказывания, записанные на доске? (Эпиграфами)
– С чем, прежде всего, связывают красоту французская писательница и русский художник слова? (С добром)
– Да, художник Борис Иванович был добрым человеком, поэтому ему представился случай увидеть красоту. – Как бы вы озаглавили миниатюру? (Пришвин назвал ее «Власть красоты»)

4. Работа с текстом В.А.Сухомлинского

а) Послушаем, что написал автор многочисленных новелл В.А.Сухомлинский

Чтение текста (ученик)

Красота – это радость твоей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой. И в твоем сердце расцветет человеческая красота.

б) Беседа

– Что прочитали? Текст. Докажите.
– Какова тема? О чем он?
– Какие слова помогают раскрыть тему, являясь ключевыми? (Красота, радость, изумление)
– Какой тип речи помогает автору так убедительно ответить на вопрос: Почему человек стал человеком? (Рассуждение)
– А элементы другого типа речи здесь не встретились? (Элементы описания)
– А какое это описание? (Художественное)
– Докажите

в) Выполнение заданий лингвистами-исследователями.

У каждого на парте указан номер варианта. В тетради для каждого варианта имеется свое задание. На выполнение этого задания отводится 2 – 2,5 минуты.

г) Проверка заданий, выполненных лингвистами-исследователями.

– Воздействуя на читателей и слушателей, какие картины рисует автор?
– Сколько их?
– Какая часть речи помогает автору в создании картин? (Имя существительное)
– Сколько существительных в тексте? (41)
– А всего сколько слов? (94)
– А какое существительное повторяется? Сколько раз? Почему? (Красота, 4, ключевое)
– Чтобы картины приобрели окраску, какую еще часть речи использует автор? (Имя прилагательное)
– Сколько в тексте имен прилагательных? (22)
– Мы видим, на 1 и 2 местах стоят имена, а какая часть речи идет за ними? (Глагол)
– Сколько их всего? (7)
– В каких наклонениях? (Изъявительное, повелительное)
– Назовите глагол в повелительном наклонении. (Остановись)
– В каком предложении по цели высказывания он находится? (Побудительном)
– А какие близкие по значению слова к нему можно подобрать? (Очутись, будь, будь во власти красоты)
– Скажите, одинаковую ли задачу ставили перед собой М.М.Пришвин и В.А.Сухомлинский?
– В.А.Сухомлинский ставил еще и воспитательную задачу. Его текст несет большую воспитательную силу. Текст написан в художественно-публицистическом стиле.
– А как вы понимаете выражение «человеческая красота»? С чем, по-вашему, она связана? (Добротой, человечностью)
– Какого человека вы называете красивым? (Обладающего не только внешней, но и внутренней красотой: чуткостью, добротой, отзывчивостью)
– Какова же идея текста? Чему учит? (Он учит видеть красоту, ценить ее, беречь, наслаждаться)
– С чем ассоциируется красота в этом тексте? Какова синтаксическая конструкция помогает подчеркнуть это? (С радостью, сущ. им.п. – сущ. им. п.)

Выводы:

Мы вели разговор о красоте природы, красоте человека, красоте его поступков. Но красота слова - самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филоло-гических знаний и филологического опыта. Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура, красота.

Блок урока «Музыка»

Задачи урока:

  • Обогащение духовного мира детей, воспитание гармонически развитой личности;
  • Развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного.
  • Расширение представления учащихся о взаимосвязи литературы, музыки и живописи.

1 фрагмент урока

После обсуждения литературной миниатюры М. Пришвина, музыкальным фоном которой является фрагмент балета «Лебединое озеро» композитора П.И.Чайковского, продолжает урок учитель музыки.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, что во время чтения рассказа звучала музыкальная иллюстрация. Я вам напомню тему. (Учитель играет музыкальный фрагмент).
Учитель: Вы узнали музыку, которая сейчас прозвучала?
Дети: Это балет «Лебединое озеро».
Учитель: Назовите композитора.
Дети: П.И.Чайковский.
Учитель: В рассказе М.Пришвина, охотника Бориса Ивановича остановила от выстрела красота, а в балете «Лебединое озеро» была подобная ситуация?
Дети: Да, принц Зигфрид охотился на диких лебедей, но когда он их увидел, плывущих по озеру, то не смог выстрелить.
Учитель: А что заставило Зигфрида опустить ружье?
Дети: Красота лебедей.
Учитель: Давайте посмотрим этот фрагмент балета. (Дети смотрят видеофрагмент)
Учитель: Ребята, как вы думаете, музыка фрагмента балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» больше передает эмоциональное состояние Зигфрида или это музыкальная картина волшебного озера с зеркальной гладью воды, по которой горделиво скользят белоснежные птицы? (Дети отвечают)
Учитель: Можно сказать, что именно красота увиденной картины лебединого озера всколыхнула самые глубокие чувства героя?
Дети: Да.
Учитель: А музыка передала эту красоту? (Дети отвечают)

II фрагмент урока

После обсуждения текста Сухомлинского о красоте человека, продолжает урок учитель музыки.

Учитель: Ребята, продолжите мысль: быть красивым – это значит быть…
Дети: Добрым.
Учитель: Совершенно верно. (Читает стихотворение)

Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может;
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.

Учитель: В какой песне встречаются эти замечательные слова?
Дети: «Песня о земной красоте». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.
Учитель: Давайте, мы сейчас ее исполним и попробуем передать красоту мелодии, ее выразительность, покажем все оттенки динамических красок, посредством которых раскрывается красота в музыке (Дети исполняют песню)

На экране триптих М. Чюрлёниса «Сказка. Путешествие королевны».

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Можно их назвать гимном красоте?
Дети: Да, можно. Они действительно красивы.
Учитель: Но какой красоты? Красоты, которая встречается в жизни, или особая красота, созданная фантазией художника, некая абстрактная картина – мечта, сказка?
Дети: Это необычная красота, которую не встретишь в жизни, полет фантазии художника.
Учитель: Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на стр., задание № ...

Внимательно вглядитесь в картины триптиха и ответьте на вопросы:

  1. Какой цвет преобладает в каждой картине?
  2. Какие образы запечатлены на картинах?
  3. Дайте свое название картинам.

Примерные ответы

В I и III картинах преобладает серый цвет, во II картине – оранжевый.

I – картина

Гора, круг солнца на вершине, три фигуры, бредущие по дороге, по сторонам которой растут одуванчики.

II – картина

Парящая гигантская птица, освещенный солнцем простор, беззащитный маленький ребенок с одуванчиком в руке.

III – картина

Королевна на фоне серебряного солнца и бескрайней глади воды. Большая птица, сидящая рядом.

Учитель: Не правда ли, эти картины таят в себе загадку. Центральная картина – метафора хрупкости жизни. Младенец и одуванчик – это призыв к защите живого. А птица – символ судьбыоберегающая своими крыльями беззащитного младенца. И не случайно эту птицу – судьбу мы видим и на третьей картине – как вестник далекого детства, живая связь времен. Эту картину – триптих литовский художник Микалоюс Константинос Чюрлёнис назвал «Сказка. Путешествие королевны».

«Я полечу в далекие миры, край вечной красоты».

Этой строчкой стихотворения, художник определяет содержание и композицию своих полотен.
Но М. Чюрлёнис не только рисовал картины, отражающие идеал мечты, но и его музыка удивительно созвучна его живописным полотнам. В творчестве художника воедино сплелись слово, музыка и живопись, единый сплав, обогащенный вечным стремлением М. Чюрлёниса к идеалу красоты.

Учитель: Сейчас прозвучит одно из его музыкальных произведений «Прелюдия ми-минор». (Учитель играет «Прелюдию»)
Учитель: Сколько частей вы услышали в музыке?
Дети: Три части.
Учитель: Какое настроение передает композитор в I и III части.
Дети: Покой, тишина, умиротворенность.
Учитель: А в средней части – появляется новое эмоциональное состояние?
Дети: Да, взволнованность, порывистость.
Учитель: Давайте пропоем мелодию I части. (Дети поют мелодию)
Учитель: Вы замечали, что в основе «Прелюдии» лежит трёхзвучная песенная интонация, напоминающая нехитрый напев народной музыки. А аккомпанемент? Он также певуч и плавен, или в нем чувствуется пульсация, напряженность?
Дети: Тревожная пульсация.
Учитель: А во второй части трехзвучный мотив сохраняется?
Дети: Да, но он устремляется вверх.
Учитель: Мелодия стремится к своей кульминации, создавая иллюзию полета, устремленности ввысь. А что происходит с музыкой в III части?
Дети: Она повторяет I часть.
Учитель: Снова покой и тишина. Сейчас повторно прозвучит произведение, а вы в рабочих тетрадях стр. задание № в квадрате нарисуйте эскиз – символ в стиле М.Чюрлёниса, созвучный характеру его «Прелюдии». (Учитель повторно играет музыкальное произведение. Дети работают с тетрадями.)
Учитель: Музыкальные образы композитора М.Чюрлёниса навеяны народным творчеством, из которого он черпал свое вдохновение. Прислушайтесь внимательно к аккомпанементу «Прелюдии фа-мажор». (Учитель играет)
Учитель: Какой народный инструмент он напоминает по звучанию.
Дети: Гусли.
Учитель: Среди литовских народных инструментов встречается инструмент, похожий по звучанию на гусли – канклекс, звучание которого композитор имитирует в своей «Прелюдии фа-мажор». А теперь прослушайте музыкальное произведение М.Чюрлёниса и обратите внимание на строение фраз. (Учитель исполняет «Прелюдию фа-мажор»).
Учитель: Сколько частей прозвучало в произведении?
Дети: Две.
Учитель: Давайте сравним – они похожи, что в них общего?
Дети: Начинаются одинаково, затем идет изломанная линия. Вторая фраза устремляется вверх.
Учитель: Излюбленный прием композитора – полет мечты, но остинатная основа сопровождения создает контраст, ощущении зыбкости, тревоги , незавершенности. Как бы вы проиллюстрировали эту музыку?
Дети отвечают.
Вариант учителя: Из посаженного в землю семечка вырастает цветок, но ветер неумолимо клонит его к земле. Первые лучи солнца помогают цветку потянуться вверх, но ветер неуклонно его пригибает.
Учитель: Посмотрите на экран и в рабочие тетради. Перед вами еще две картины М.Чюрлёниса «Сотворении мира» и «Зима». Как вы думаете, какую из картин модно было бы озвучить замечательным стихотворением Осипа Мандельштама Silentium. (Молчание)

Silentium (Молчание)

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого не нарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди
Но, как безумный, светил день,
И пены бледная сирень
В черно-лазуревом сосуде
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту
Как кристаллическую ноту, что от рождения чиста!
И слово, в музыку вернись,
И сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Учитель: Запишите ответ в рабочую тетрадь. (Дети пишут ответ)
Учитель: Ребята, выберите 1 из 2-х картин Чюрлёниса, которая вам больше понравилась. Представьте себе, что вы композитор, напишите, какой музыкой вы бы озвучили эту картину? Используйте для этого музыкальный волшебный «цветок-интонацию».
Словарь признаков эстетического характера. (Дети выполняют задание в рабочей тетради)
Учитель: Красота никого не может оставить равнодушным. Если ваша душа стремится к прекрасному, она всегда откликнется на удивительную красоту природы. Именно умение увидеть прекрасное вокруг себя помогло ученице 9 «Б» класса Марине Савельевой написать стихотворение «Прекрасный мир». (Учитель читает стихи)
Учитель: Замечательные стихи, не правда ли? Ребята, а с какой вам известной песней перекликаются по смыслу и настроению эти стихи?
Дети: Песня Д. Тухманова на слова В.Харитонова «Как прекрасен этот мир…»
Учитель: Я думаю, что своим исполнением песни вы постараетесь передать всю красоту музыки Д. Тухманова. (Исполняется песня)
Учитель: Говоря об идеале красоты, к которому стремились во все времена художники, композиторы и поэты, нельзя не назвать высший эталон красоты и величия человеческого духа. Любовь, материнство, всепрощение, доброта, божественная простота и скромность – все это воплотилось в образе Девы Марии.
У гениального русского поэта А.С Пушкина есть замечательный «Сонет», который он написал под сильным впечатлением полотен художников эпохи Возрождения и музыки Д.Каччини «Ave Maria». (Тихо звучит музыка Д.Каччини. Под музыку учитель читает «Сонет» А.С.Пушкина, на экране сменяют друг друга картины художников)

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель
О нас величием он с разумом в очах
Взирали кроткие во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона,
Исполнились мои желания, творец,
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образец.

Выводы урока:

Подводя итог урока, я хочу сказать, что красота дана человеку, чтобы он мог созерцать ее, сопереживать, ощущать ее своей душой, а затем воплощать в своих творениях: через цвет краски – в живописи, через звук и интонации – в музыке, через осмысленное художественное слово – в литературе.
И каждое соприкосновение с красотой делает нас духовно богаче, будто в нас самые высокие, чистые чувства. Но красота хрупка и беззащитна, как на полотнах литовского художника Чюрлёниса. Научитесь беречь ее и не позволяй примитивной пошлости, цинизму заменять ее. Не забывайте, что в этом бесконечном мире только Человек наделен уникальным даром – чувствовать прекрасное.