Тема: «Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи».
Блок урока «Словесности»
Цели:
- образовательные:
- учить работать с лингвистическими единицами: звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом;
- повторить и закрепить ЗУН учащихся, полученные на уроках русского языка, литературы, музыки.
- развивающие:
- развивать навыки устной и письменной речи, выразительного чтения;
- развивать навыки работы с различными источниками информации: словарь, печатный текст, слово учителя;
- развивать навыки группового и парного взаимодействия.
- воспитательные:
- воспитать эстетический вкус, неравнодушное отношение к прекрасному;
- воспитать потребность в бережном отношении ко всему живому;
- воспитать любовь к родному слову, языку, музыке, художественному творчеству.
Методы: слово учителя; беседа; анализ языкового явления; работа со словарем, текстом; упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису.
Материальное обеспечение урока: рабочая тетрадь; словарь С.И.Ожегова; подборка книг по теме урока; запись темы урока и эпиграфов на доске; сборник стихов А.С.Пушкина; стихотворение «Прекрасный мир» Савельевой М.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Слово учителя о теме и целях урока.
– Сегодня очередной урок из серии интегрированных уроков словесности, музыки. Будем говорить о красоте, которая нас окружает, будем учиться видеть и слышать, любить и ценить красоту слова, поступка, музыки…
2. Словарная работа
а) Вопросы и задания учителя.
– Произнесите слово, записанное на доске. (Красота)
– Сколько в нем букв? (7) – А звуков? Запишите. (3) –
А что вы услышали в этом сочетании звуков? (Нечто
загадочное, возвышенное, одухотворенное,
приподнятое, романтическое). – Как вы понимаете
лексическое значение слова?
б) Работа со словарем.
– А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Чтение словарной статьи.
– Итак, сколько значений у слова? (3)
– Какое оно? (Многозначное)
в) Задания по морфемике и словообразованию.
– Подберем однокоренные слова, запишем их,
разберем по составу последнее слово. (Краса
красотища прекрасное)
– Как вы думаете, от какого слова образовано
слово «красота»? (Краса)
– А при помощи чего?
– Как называется такой способ образования слов?
– В задании 2 выберите правильный ответ.
г) Задание по лексике.
– Как вы понимаете выражения «красота
рукотворная» и «красота нерукотворная»?
В окружающем нас мире, мы видим много красивого:
храмы, дома, картины. Эта красота создана руками
людей – архитекторов, строителей, художников. Мы
слушаем музыку, ее сочинили композиторы. Все
красивое, что создано руками людей, называется красотой
рукотворной.
Но красивые цветы, яркое оперение птиц, золотую и
серебряную чешую рыбок, лучи солнца и лазурь
небес, пышной зеленой листвы и еще много-много
красивого человек не может создать своими
руками. Это нерукотворная красота.
С древних времен красоте на Руси доверяли,
говорили: «Бог с человеками пребывает там,
где есть красота». И когда в 10 веке встал
вопрос перед русскими людьми, какую веру выбрать,
остановились на Православии, так как их поразила
красота православного храма, посетив который
говорили: «Не знаем, на небе ли были мы или
на земле».
3. Работа с миниатюрой М.М.Пришвина
– Мы уже выяснили, что одно из значений слова «красота» трактуется как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху. Именно о таком наслаждении, думаю, писал М.М.Пришвин в одной из своих миниатюр.
а) Чтение миниатюры. (Учитель)
Художник Борис Иванович в тумане подкрался к
лебедям близко-близко, стал целиться…
И только бы стрельнуть…
Вдруг внутренний голос сказал ему: «Опусти
ружье!» Стало казаться, что не в лебедя, а в
человека стреляешь. Опустив ружье, художник
долго любовался, потом тихонечко пятился и
отошел так, что лебеди вовсе и не знали страшной
опасности…
б) Эмоциональная пауза
в) Беседа
– Так чем же любовался художник? (Красотой)
– Чем могут служить высказывания, записанные
на доске? (Эпиграфами)
– С чем, прежде всего, связывают красоту
французская писательница и русский художник
слова? (С добром)
– Да, художник Борис Иванович был добрым
человеком, поэтому ему представился случай
увидеть красоту. – Как бы вы озаглавили
миниатюру? (Пришвин назвал ее «Власть красоты»)
4. Работа с текстом В.А.Сухомлинского
а) Послушаем, что написал автор многочисленных новелл В.А.Сухомлинский
Чтение текста (ученик)
Красота – это радость твоей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой. И в твоем сердце расцветет человеческая красота.
б) Беседа
– Что прочитали? Текст. Докажите.
– Какова тема? О чем он?
– Какие слова помогают раскрыть тему, являясь
ключевыми? (Красота, радость, изумление)
– Какой тип речи помогает автору так убедительно
ответить на вопрос: Почему человек стал
человеком? (Рассуждение)
– А элементы другого типа речи здесь не
встретились? (Элементы описания)
– А какое это описание? (Художественное)
– Докажите
в) Выполнение заданий лингвистами-исследователями.
У каждого на парте указан номер варианта. В тетради для каждого варианта имеется свое задание. На выполнение этого задания отводится 2 – 2,5 минуты.
г) Проверка заданий, выполненных лингвистами-исследователями.
– Воздействуя на читателей и слушателей, какие
картины рисует автор?
– Сколько их?
– Какая часть речи помогает автору в создании
картин? (Имя существительное)
– Сколько существительных в тексте? (41)
– А всего сколько слов? (94)
– А какое существительное повторяется?
Сколько раз? Почему? (Красота, 4, ключевое)
– Чтобы картины приобрели окраску, какую еще
часть речи использует автор? (Имя
прилагательное)
– Сколько в тексте имен прилагательных? (22)
– Мы видим, на 1 и 2 местах стоят имена, а какая
часть речи идет за ними? (Глагол)
– Сколько их всего? (7)
– В каких наклонениях? (Изъявительное,
повелительное)
– Назовите глагол в повелительном наклонении.
(Остановись)
– В каком предложении по цели высказывания он
находится? (Побудительном)
– А какие близкие по значению слова к нему можно
подобрать? (Очутись, будь, будь во власти
красоты)
– Скажите, одинаковую ли задачу ставили перед
собой М.М.Пришвин и В.А.Сухомлинский?
– В.А.Сухомлинский ставил еще и воспитательную
задачу. Его текст несет большую воспитательную
силу. Текст написан в
художественно-публицистическом стиле.
– А как вы понимаете выражение «человеческая
красота»? С чем, по-вашему, она связана? (Добротой,
человечностью)
– Какого человека вы называете красивым? (Обладающего
не только внешней, но и внутренней красотой:
чуткостью, добротой, отзывчивостью)
– Какова же идея текста? Чему учит? (Он учит
видеть красоту, ценить ее, беречь, наслаждаться)
– С чем ассоциируется красота в этом тексте?
Какова синтаксическая конструкция помогает
подчеркнуть это? (С радостью, сущ. им.п. – сущ.
им. п.)
Выводы:
Мы вели разговор о красоте природы, красоте человека, красоте его поступков. Но красота слова - самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филоло-гических знаний и филологического опыта. Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура, красота.
Блок урока «Музыка»
Задачи урока:
- Обогащение духовного мира детей, воспитание гармонически развитой личности;
- Развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного.
- Расширение представления учащихся о взаимосвязи литературы, музыки и живописи.
1 фрагмент урока
После обсуждения литературной миниатюры М. Пришвина, музыкальным фоном которой является фрагмент балета «Лебединое озеро» композитора П.И.Чайковского, продолжает урок учитель музыки.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание
на то, что во время чтения рассказа звучала
музыкальная иллюстрация. Я вам напомню тему.
(Учитель играет музыкальный фрагмент).
Учитель: Вы узнали музыку, которая
сейчас прозвучала?
Дети: Это балет «Лебединое озеро».
Учитель: Назовите композитора.
Дети: П.И.Чайковский.
Учитель: В рассказе М.Пришвина, охотника
Бориса Ивановича остановила от выстрела красота,
а в балете «Лебединое озеро» была подобная
ситуация?
Дети: Да, принц Зигфрид охотился на
диких лебедей, но когда он их увидел, плывущих по
озеру, то не смог выстрелить.
Учитель: А что заставило Зигфрида
опустить ружье?
Дети: Красота лебедей.
Учитель: Давайте посмотрим этот
фрагмент балета. (Дети смотрят видеофрагмент)
Учитель: Ребята, как вы думаете, музыка
фрагмента балета П.И.Чайковского «Лебединое
озеро» больше передает эмоциональное состояние
Зигфрида или это музыкальная картина волшебного
озера с зеркальной гладью воды, по которой
горделиво скользят белоснежные птицы? (Дети
отвечают)
Учитель: Можно сказать, что именно красота
увиденной картины лебединого озера всколыхнула
самые глубокие чувства героя?
Дети: Да.
Учитель: А музыка передала эту красоту? (Дети
отвечают)
II фрагмент урока
После обсуждения текста Сухомлинского о красоте человека, продолжает урок учитель музыки.
Учитель: Ребята, продолжите мысль:
быть красивым – это значит быть…
Дети: Добрым.
Учитель: Совершенно верно. (Читает
стихотворение)
Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может;
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.
Учитель: В какой песне встречаются эти
замечательные слова?
Дети: «Песня о земной красоте». Музыка Я.
Дубравина, слова В. Суслова.
Учитель: Давайте, мы сейчас ее исполним
и попробуем передать красоту мелодии, ее
выразительность, покажем все оттенки
динамических красок, посредством которых
раскрывается красота в музыке (Дети исполняют
песню)
На экране триптих М. Чюрлёниса «Сказка. Путешествие королевны».
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на
эти картины. Можно их назвать гимном красоте?
Дети: Да, можно. Они действительно
красивы.
Учитель: Но какой красоты? Красоты,
которая встречается в жизни, или особая красота,
созданная фантазией художника, некая
абстрактная картина – мечта, сказка?
Дети: Это необычная красота, которую не
встретишь в жизни, полет фантазии художника.
Учитель: Откройте, пожалуйста, рабочие
тетради на стр., задание № ...
Внимательно вглядитесь в картины триптиха и ответьте на вопросы:
- Какой цвет преобладает в каждой картине?
- Какие образы запечатлены на картинах?
- Дайте свое название картинам.
Примерные ответы
В I и III картинах преобладает серый цвет, во II картине – оранжевый.
I – картина Гора, круг солнца на вершине, три фигуры, бредущие по дороге, по сторонам которой растут одуванчики. |
II – картина Парящая гигантская птица, освещенный солнцем простор, беззащитный маленький ребенок с одуванчиком в руке. |
III – картина Королевна на фоне серебряного солнца и бескрайней глади воды. Большая птица, сидящая рядом. |
Учитель: Не правда ли, эти картины таят в себе загадку. Центральная картина – метафора хрупкости жизни. Младенец и одуванчик – это призыв к защите живого. А птица – символ судьбы – оберегающая своими крыльями беззащитного младенца. И не случайно эту птицу – судьбу мы видим и на третьей картине – как вестник далекого детства, живая связь времен. Эту картину – триптих литовский художник Микалоюс Константинос Чюрлёнис назвал «Сказка. Путешествие королевны».
«Я полечу в далекие миры, край вечной красоты».
Этой строчкой стихотворения, художник
определяет содержание и композицию своих
полотен.
Но М. Чюрлёнис не только рисовал картины,
отражающие идеал мечты, но и его музыка
удивительно созвучна его живописным полотнам. В
творчестве художника воедино сплелись слово,
музыка и живопись, единый сплав, обогащенный
вечным стремлением М. Чюрлёниса к идеалу красоты.
Учитель: Сейчас прозвучит одно из его
музыкальных произведений «Прелюдия ми-минор». (Учитель
играет «Прелюдию»)
Учитель: Сколько частей вы услышали в
музыке?
Дети: Три части.
Учитель: Какое настроение передает
композитор в I и III части.
Дети: Покой, тишина, умиротворенность.
Учитель: А в средней части – появляется
новое эмоциональное состояние?
Дети: Да, взволнованность, порывистость.
Учитель: Давайте пропоем мелодию I
части. (Дети поют мелодию)
Учитель: Вы замечали, что в основе
«Прелюдии» лежит трёхзвучная песенная
интонация, напоминающая нехитрый напев народной
музыки. А аккомпанемент? Он также певуч и плавен,
или в нем чувствуется пульсация, напряженность?
Дети: Тревожная пульсация.
Учитель: А во второй части трехзвучный
мотив сохраняется?
Дети: Да, но он устремляется вверх.
Учитель: Мелодия стремится к своей
кульминации, создавая иллюзию полета,
устремленности ввысь. А что происходит с музыкой
в III части?
Дети: Она повторяет I часть.
Учитель: Снова покой и тишина. Сейчас
повторно прозвучит произведение, а вы в рабочих
тетрадях стр. задание № в квадрате нарисуйте
эскиз – символ в стиле М.Чюрлёниса, созвучный
характеру его «Прелюдии». (Учитель повторно
играет музыкальное произведение. Дети работают с
тетрадями.)
Учитель: Музыкальные образы
композитора М.Чюрлёниса навеяны народным
творчеством, из которого он черпал свое
вдохновение. Прислушайтесь внимательно к
аккомпанементу «Прелюдии фа-мажор». (Учитель
играет)
Учитель: Какой народный инструмент он
напоминает по звучанию.
Дети: Гусли.
Учитель: Среди литовских народных
инструментов встречается инструмент, похожий по
звучанию на гусли – канклекс, звучание которого
композитор имитирует в своей «Прелюдии
фа-мажор». А теперь прослушайте музыкальное
произведение М.Чюрлёниса и обратите внимание на
строение фраз. (Учитель исполняет «Прелюдию
фа-мажор»).
Учитель: Сколько частей прозвучало в
произведении?
Дети: Две.
Учитель: Давайте сравним – они похожи,
что в них общего?
Дети: Начинаются одинаково, затем идет
изломанная линия. Вторая фраза устремляется
вверх.
Учитель: Излюбленный прием композитора
– полет мечты, но остинатная основа
сопровождения создает контраст, ощущении
зыбкости, тревоги , незавершенности. Как бы вы
проиллюстрировали эту музыку?
Дети отвечают.
Вариант учителя: Из посаженного в землю
семечка вырастает цветок, но ветер неумолимо
клонит его к земле. Первые лучи солнца помогают
цветку потянуться вверх, но ветер неуклонно его
пригибает.
Учитель: Посмотрите на экран и в рабочие
тетради. Перед вами еще две картины М.Чюрлёниса
«Сотворении мира» и «Зима». Как вы думаете, какую
из картин модно было бы озвучить замечательным
стихотворением Осипа Мандельштама Silentium. (Молчание)
Silentium (Молчание)
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого не нарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди
Но, как безумный, светил день,
И пены бледная сирень
В черно-лазуревом сосуде
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту
Как кристаллическую ноту, что от рождения чиста!
И слово, в музыку вернись,
И сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Учитель: Запишите ответ в рабочую
тетрадь. (Дети пишут ответ)
Учитель: Ребята, выберите 1 из 2-х картин
Чюрлёниса, которая вам больше понравилась.
Представьте себе, что вы композитор, напишите,
какой музыкой вы бы озвучили эту картину?
Используйте для этого музыкальный волшебный
«цветок-интонацию».
Словарь признаков эстетического характера. (Дети
выполняют задание в рабочей тетради)
Учитель: Красота никого не может
оставить равнодушным. Если ваша душа стремится к
прекрасному, она всегда откликнется на
удивительную красоту природы. Именно умение
увидеть прекрасное вокруг себя помогло ученице
9 «Б» класса Марине Савельевой
написать стихотворение «Прекрасный мир».
(Учитель читает стихи)
Учитель: Замечательные стихи, не правда
ли? Ребята, а с какой вам известной песней
перекликаются по смыслу и настроению эти стихи?
Дети: Песня Д. Тухманова на слова
В.Харитонова «Как прекрасен этот мир…»
Учитель: Я думаю, что своим исполнением
песни вы постараетесь передать всю красоту
музыки Д. Тухманова. (Исполняется песня)
Учитель: Говоря об идеале красоты, к
которому стремились во все времена художники,
композиторы и поэты, нельзя не назвать высший
эталон красоты и величия человеческого духа.
Любовь, материнство, всепрощение, доброта,
божественная простота и скромность – все это
воплотилось в образе Девы Марии.
У гениального русского поэта А.С Пушкина есть
замечательный «Сонет», который он написал под
сильным впечатлением полотен художников эпохи
Возрождения и музыки Д.Каччини «Ave Maria». (Тихо
звучит музыка Д.Каччини. Под музыку учитель
читает «Сонет» А.С.Пушкина, на экране сменяют
друг друга картины художников)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель
О нас величием он с разумом в очах
Взирали кроткие во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона,
Исполнились мои желания, творец,
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образец.
Выводы урока:
Подводя итог урока, я хочу сказать, что красота
дана человеку, чтобы он мог созерцать ее,
сопереживать, ощущать ее своей душой, а затем
воплощать в своих творениях: через цвет краски –
в живописи, через звук и интонации – в музыке,
через осмысленное художественное слово – в
литературе.
И каждое соприкосновение с красотой делает нас
духовно богаче, будто в нас самые высокие, чистые
чувства. Но красота хрупка и беззащитна, как на
полотнах литовского художника Чюрлёниса.
Научитесь беречь ее и не позволяй примитивной
пошлости, цинизму заменять ее. Не забывайте, что в
этом бесконечном мире только Человек наделен
уникальным даром – чувствовать прекрасное.