Русский язык
-
Урок развития речи в 5-м классе. Тема: "Поговорим по телефону" 2012
«Поговорим по телефону» – урок по речевому этикету. В программе уроков по развитию речи в 5-м классе предусмотрены темы «Диалог», «Предложения с прямой речью», «Обращение как средство выразительности речи». Поэтому для творческой мастерской выбран элемент такого урока, где ребятам предложена речевая ситуация, и им приходится не только применить свои знания в передаче прямой речи, но и проявить творческие способности, умение логически мыслить.
-
Подготовка к ЕГЭ по литературе и русскому языку. Тема: «Вступление. Проблема. Комментарий. По рассказу Н.Тэффи "Неживой зверь"» 2012
Урок поможет учащимся подготовиться к сочинению в формате ЕГЭ. Учащиеся учатся анализировать текст художественного стиля, использовать различные виды вступлений, комментировать одну проблему, а не несколько. Развивается умение понимать роль изобразительных средств языка, понимать позицию автора художественного текста.
-
Словотворчество детей-туркмен 2012
Об особенностях словотворчества детей-туркмен. В частности о проблеме смешения языков в данном контексте.
-
Комплексный анализ текста (урок развития речи в 8-х и 9-х классах) 2012
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании; формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и типа.
-
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом по русскому языку в профильной социально-гуманитарной группе 2012
В статье рассматривается проблема использования метода проектов, способы взаимодействия учителя и ученика на примере работы в классе социально-гуманитарного профиля. Применение данного метода на уроках русского помогает осваивать новые формы организации деятельности, способствует расширению и углублению знаний по предмету, что, безусловно, соответствует целям и задачам профильной школы.
-
Открытое заседание гуманитарного клуба: "Давайте учиться мыслить" 2012
Открытое заседание гуманитарного клуба проводится в рамках акции Центра поддержки талантливых и одарённых детей, работа которого направлена на выявление, поддержку талантливой молодёжи, развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, интеграцию образовательной среды и организацию личностно ориентированного досуга.
-
Гласные в суффиксах -ек- и -ик- 2012
Хочу поделиться опытом проведения необычного урока русского языка для учащихся кадетских классов, существующих в нашей школе-интернате уже более семи лет. Практическая часть урока подчинена военной тематике, а именно: истории создания автомата Калашникова, описанию его технических характеристик. На данном уроке ребята учились записывать имена числительные, в конце и в середине которых встречается мягкий знак. Работа проводилась на заранее подготовленных рабочих листах.
-
Д.И. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" 2012
На уроке дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения, формулируют и ставят проблемы. Учащиеся анализируя, выдвигают материал, идет свободное общение. Дети свободно могут ходить по классу, рассматривая рисунки, знакомясь с эссе. В конце урока рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы мастерской. Дети, самостоятельно открыв какие-то истины, лучше их запомнили, теперь могут их использовать в разных ситуациях.
-
Опорная схема и алгоритм применения правила при обучении орфографии 2012
Решающее значение для становления навыков орфографии, их прочности и темпов формирования имеет опора на те основные понятия, которые или специфичны для самой орфографии (орфограммы, виды и типы орфограмм, принцип правописания), или, не являясь орфографическими составляют теоретическую основу правил (части речи, склонения, спряжения, однокоренные слова и др.) Свободное оперирование этой теоретической основой определяет успешность овладения учащимися нормами русского правописания.
-
Развитие креативного мышления на уроках русского языка в начальной школе 2012
Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно использовать различные приемы "усиления" орфограмм, для заучивания правил, упражнения на изобретательность запоминания, построение плана действий, использование пиктограмм и т. д. Изучение любой темы на уроке русского языка целесообразно начинать с вопросов учащихся: "Что я знаю" об этом и "Чего не знаю".
-
Применение современных технологий на уроках русского языка 2012
Применение электронной техники на уроке русского языка – это существенное изменение в содержании обучения, новое средство самовыражения. Автор доказывает это на различных примерах с приведением конкретного занятия в том числе.
-
Тема урока "В гостях у буквы А". 5-й класс 2012
Урок помогает закрепить изученное о структуре слова, значении и правописании морфем, совершенствовать умения морфемного разбора, выбора правописания в зависимости от значения морфем, отрабатывать орфографические навыки, показать работу по разным видам словарей.
-
Урок. русского языка «Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное…"» 11-й класс 2012
Лингвостилистичекий анализ текста предполагает рассмотрение художественного произведения на всех уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Предложенный вид работы в старших классах формирует языковые компетенции, что актуально при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Работа на уроке проводится в группах (один из видов личностно- ориентированного обучения), что формирует коммуникативные компетенции учащихся.
-
Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом 2012
Письмо по памяти – один из эффективных приемов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову. Предлагается дидактический материал – стихотворные миниатюры. Тексты дают возможность совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, развивать память, а также уделить внимание развитию речи, вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навыки выразительного чтения.
-
Урок русского языка. Тема: "Образование слов с помощью приставки и суффикса" 2012
Цель урока: показать закономерность образования слов с помощью приставки и суффикса.
-
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. 7-й класс 2012
Цели урока: способствовать усвоению детьми понятия деепричастного оборота с опорой на знания о причастном обороте, формировать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами и их выделения на письме и в устной форме речи, воспитывать чувство прекрасного через любование природой.
-
Урок-мастерская. Написание сочинения-миниатюры по теме "Осень в родном городе". 6-й класс 2012
Урок-мастерская может использоваться в 5-7 классах на уроках русского языка. На данном уроке предполагается создание мотивационной базы для активного творчества учащихся, где учитель реализует роль проводника, обеспечивает педагогическое сопровождение самостоятельного творческого исследования.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Официально-деловой стиль" 2012
Целью урока является повторение основных черт официально-делового стиля, видов документов данного стиля, знакомство с резюме и его особенностями.
-
Урок развития речи. 10–11-й класс 2012
Задания на грамотность чтения предлагаются ученикам при проведении обучающих изложений. Подобный тип заданий может предшествовать контрольному изложению. Ориентированы на овладение разными способами чтения, выявление необходимой информации, понимание содержания и отдельных частей, выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументацию, сопоставление, сравнение; формирование собственной точки зрения и ее обоснование.
-
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук Л" (подготовительная группа),1-й год обучения 2012
Материал занятия направлен на развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте и чтению, на развитие их творческих способностей. На занятии предусматриваются различные формы работы по обогащению и активизации словарного запаса, по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи. Добиться положительных результатов в работе по обучению грамоте можно, если использовать на занятиях все многообразие дидактических и подвижных игр.
-
Открытый урок русского языка. Тема: "Имена прилагательные, обозначающие состояние людей, испытывающих чувства радости и грусти". 3-й класс 2012
Цель урока: расширить представления о значении прилагательных в русском языке, которые обозначают эмоциональное состояние людей, испытывающих чувство радости и грусти; активизировать словарный запас учащихся; формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, умение распознавать имена прилагательные в тексте.
-
Интегрированный урок русского языка, природоведения, литературы в 3-м классе. Тема: "Лесная газета" 2012
Цели урока: дать более расширенное представление о "Лесной газете" В.Бианки; выявить и развивать творческие способности детей, наблюдательность; развивать познавательную деятельность, обобщить знания, полученные на экскурсии по теме "Осенние изменения в живой и неживой природе", развивать орфографическую зоркость и навыки грамотного письма; прививать любовь и интерес к природе, своему родному краю.
-
Обобщающий урок-кроссворд по теме "Главные и второстепенные члены предложения". 8-й класс 2012
Урок ориентирован на работу по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой или по любой из действующих программ. Повторяется и обобщается материал в форме разгадывания кроссворда, что вносит в урок элемент игры. Закрепляется умение проводить синтаксический разбор простого предложения.
-
Урок-игра по истории русского языка 2012
Современный период методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к кумулятивной функции языка. Наиболее ярко кумулятивная функция проявляется в области лексики, так как именно она непосредственно связана с предметами и явлениями окружающей действительности. Обобщение изученного материала предлагается провести в форме игры («Своя игра») по следующим темам: "Азбука", "Языки", "Этимология", "Фразеологизмы", "Деньги".
-
Тема урока "Буквы И-Ы после Ц". 5-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с правописанием букв и-ы после Ц; формирует умения и навыки фонетического, морфемного анализа слов, синтаксического разбора предложения, орфографической грамотности (повторение орфограмм по темам: "Приставки рас-, раз-" "Буквы Е-О после шипящих в корне слов"); формирует интерес учащихся к русскому языку.
-
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Слова, обозначающие действия предметов" 2012
Цели урока: познакомить со словами, обозначающими действия предметов; развивать словарный запас, речь учащихся, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе.
-
Элективный курс "Литературное краеведение" 2012
Курс разработан на материалах регионального компонента, нацелен на формирование краеведческой, языковой и исследовательской компетенции учащихся. Курс предполагает взаимодействие мордовской литературы с русской литературой, а также с историей с целью развития чувства патриотизма и духовной культуры учащихся.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по практической риторике и основам потребительской культуры 2012
Интегрированный урок по риторике в 5-м классе проводится в форме заседания круглого стола «Покупатели и продавцы», работы группы «Рекламное агентство», на котором представлен материал формирующий определенные установки грамотного речевого поведения в различных жизненных ситуациях.
-
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс 2012
Урок из курса «Синтаксис сложного предложения» проверяет и оценивает уровень ЗУН по распознаванию придаточных предложений, учит составлять сложные предложения. Урок интересен не только для учителя, но и для учащихся, которые с огромным интересом включаются в работу и оценивают свою деятельность в течение урока на каждом этапе в листе контроля.
-
Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Развитие речи в рисунке и игре 2012
В статье на конкретных примерах показано применение методов и приемов развития речи на занятиях по изобразительному искусству.