Тема: Изменение имен существительных по числам.
Цель: учить изменять имена существительные по числам.
Задачи:
- Образовательные:
- формировать умения изменять имена существительные по числам.
- развивать умения различать единственное и множественное число имен существительных;
- Коррекционно-развивающие:
- коррекция зрительного восприятия, памяти через запоминание словарных слов.
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений в определении числа имен существительных.
- коррекция логического мышления (аналитико-синтетической деятельности) через отгадывание загадок;
- Воспитательные:
- воспитание мотивации к учению;
- воспитание взаимопомощи в семье.
Оборудование: таблицы: «нормы оценок», «число имен существительных», карточки словарных слов, презентация «число имен существительных» , (иллюстрации зимней природы, фотография «сервировка стола».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
|
I. Организационный момент | – Сядет тот, кто поставит имя
существительное во множественном числе. (Учитель
называет имена существительные в единственном
числе). Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, дневник). Рапорт дежурного – Какое сегодня число, месяц, год? |
Дежурный называет отсутствующих в классе. – 11 декабря 2008 года |
|
II. Проверка домашнего задания | – Какое упражнение было задано? – Что нужно было сделать? – Прочитайте имена существительные, которые стоят в единственном числе? – Сколько предметов обозначает единственное число? – Прочитайте имена существительные, которые стоят во множественном числе? – Сколько предметов обозначает множественное число? – Что такое имя существительное? Оценивание учащихся. |
Отвечают на вопросы. – Один предмет. – Два или несколько предметов. Ответ учащихся. |
|
III. Подготовка к письму | Подготовка рук к письму:
Запись числа и слов «классная работа» |
Учащиеся выполняют упражнения.
|
|
IV. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала | – Повторим пройденный материал. 1. Работа с сигнальными карточками. какой сокращенной записью мы обозначаем ед. число? мн. число? – Я называю имена существительные, вы определяете, какое число предметов они обозначают и в каком числе стоят (ед. ч., мн. ч): дерево, сугроб, медведи, берлога, кормушка, птицы. Вывод: – Давайте заполним таблицу:
(Презентация, слайд 2) 2. Беседа по вопросам: – Сколько чисел имеют имена существительные? Примеры. |
Учащиеся доказывают: ученики – имя
существительное множественного числа, т.к. оно
обозначает много предметов. |
|
V. Сообщение темы и цели урока | – Сегодня мы с вами будем учиться
изменять число имен существительных. – Итак, тема урока: изменение имен существительных по числам. – А сейчас – словарная работа. |
||
VI. Словарная работа | 1. Учитель проводит зрительный диктант,
показывая слова на карточках:
(Слова прикрепляются к доске или Презентация,
слайд 3) 2. Беседа по вопросам: – Какой частью речи являются записанные слова?
Докажите. |
Учащиеся записывают слова в столбик. Взаимопроверка тетрадей.
|
|
VII. Физминутка | Упражнения: 1 – правую руку на пояс. |
Учащиеся выполняют. |
|
VIII. Закрепление материала | 1. Отгадайте загадки (Презентация,
слайды 5 – 9) Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима) С неба звездой, Кто зимой метет и злится, Его весной и летом Растут на ёлке, |
Учащиеся отгадывают загадки, записывают отгадки и изменяют число имен существительных. | |
IX. Упражнение в изменении числа имен существительных в словосочетаниях | Изменить число данных имен
существительных:
Проверка. |
||
X. Физминутка. Гимнастика для глаз | 1. «Качания головой» (стимулирует
мыслительные процессы) 2. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания) 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь). 4. Комплекс упражнений для профилактики утомляемости глаз, нарушений зрения.
5. Встать и найти глазами картинки животных, из букв составить слово. |
||
XI. Самостоятельная работа | Работа с учебником. Упражнение 180, стр.114. –
Какой темой можно объединить все словосочетания? ----- положил -----на стол. Самопроверка. |
Учащиеся записывают словосочетания в
тетрадь |
|
XII. Домашнее задание | Индивидуальные задания на карточках. | ||
XIII. Итог урока | 1. Рефлексия. – Я начну, а вы продолжите. Имена существительные имеют --- числа. 2. Оценивание ответов и участия, учащихся в уроке, комментирование оценок. |
Учащиеся отвечают. |