Урок письма и развития речи в 5-м классе "Изменение имен существительных по числам"

Разделы: Русский язык


Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цель: учить изменять имена существительные по числам.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать умения изменять имена существительные по числам.
    • развивать умения различать единственное и множественное число имен существительных;
  • Коррекционно-развивающие:
    • коррекция зрительного восприятия,  памяти через  запоминание словарных слов.
    • коррекция слухового восприятия на основе упражнений в определении числа имен существительных.
    • коррекция логического мышления (аналитико-синтетической деятельности) через отгадывание загадок;
  • Воспитательные:
    • воспитание мотивации к учению;
    • воспитание взаимопомощи в семье.

Оборудование: таблицы: «нормы оценок», «число имен существительных», карточки словарных слов, презентация «число имен существительных» , (иллюстрации зимней природы, фотография «сервировка стола».

 Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Организационный момент – Сядет тот, кто поставит имя существительное во множественном числе. (Учитель называет имена существительные в единственном числе).

Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, дневник).

Рапорт дежурного

– Какое сегодня число, месяц, год?
– Какой урок по счету?
– Назовите предмет.


 

Дежурный называет отсутствующих в классе.

– 11 декабря 2008 года
– Второй
– Письмо и развитие речи

II. Проверка домашнего задания – Какое упражнение было задано?
– Что нужно было сделать?
– Прочитайте имена существительные, которые стоят в единственном числе?
– Сколько предметов обозначает единственное число?
– Прочитайте имена существительные, которые стоят во  множественном числе?
– Сколько предметов обозначает множественное число?
– Что такое имя существительное?
Оценивание учащихся.
Отвечают на вопросы.



– Один предмет.


– Два или несколько предметов.
Ответ учащихся.
III. Подготовка к письму Подготовка рук к письму:
  • растирание ладоней (внутренней и внешней стороны);
  • движение поочередно каждым пальцем по кругу;
  • вращение кистями рук в лучезапястном суставе;

Запись числа и слов «классная работа»

Учащиеся выполняют упражнения.

 

 

IV. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала – Повторим пройденный материал.
1. Работа с сигнальными карточками.
какой сокращенной записью мы обозначаем ед.  число? мн. число?
– Я называю имена существительные, вы определяете, какое число предметов они обозначают и в каком  числе стоят (ед. ч., мн. ч):
дерево, сугроб, медведи, берлога, кормушка, птицы.

Вывод:

– Давайте заполним таблицу:

число имен существительных

(Презентация, слайд 2)

2. Беседа по вопросам:

– Сколько чисел имеют имена существительные?
– Как называются числа имен существительных?
– Сколько предметов обозначает единственное число?
– Сколько предметов обозначает множественное число?

Примеры.

 

 

Учащиеся доказывают: ученики – имя существительное множественного числа, т.к. оно обозначает много предметов.





Учащиеся рассматривают таблицу и отвечают на вопросы учителя.

V. Сообщение темы и цели урока – Сегодня мы с вами  будем учиться изменять число  имен существительных.
– Итак, тема урока: изменение имен существительных по числам.

– А сейчас – словарная работа.

 
VI. Словарная работа 1. Учитель проводит зрительный диктант, показывая слова на карточках:

верблюд
инструмент
пассажир
праздник

(Слова прикрепляются к доске или Презентация, слайд 3)
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте.
– Поставьте на полях оценки, согласно нормам.

2. Беседа по вопросам:

– Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.
– Назовите одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Имена существительные в левом столбике единственного числа.
– А можно ли изменить число данных имен существительных?
Поставить во множественное? (Презентация, слайд 4)

Учащиеся записывают слова в столбик.

Взаимопроверка тетрадей.

Нормы оценок:
«5» – без ошибок
«4» – 1-2 ошибки
«3» – 3 ошибки
«2» – 4 и более
VII. Физминутка Упражнения:

1 – правую руку на пояс.
2 – левую руку на пояс.
3 – правую руку на плечо
4 – левую руку на плечо
5 – правую руку вверх
6 – левую руку вверх
7-8 – хлопки над головой.
9 – опустить левую руку на плечо
10 – правую руку на плечо
11-12 – …
13-14 – хлопки по бедрам.

 

Учащиеся выполняют.

VIII. Закрепление материала 1. Отгадайте загадки (Презентация, слайды 5 – 9)
Снег на полях,
лёд на водах,
вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)

С неба звездой,
на ладошку – водой. (Снежинка)

Кто зимой метет и злится,
дует, воет и кружится,
стелет белую постель?
Это – снежная ... (метель)

Его весной и летом
мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
в меха его одели. (Дерево)

Растут на ёлке,
на сосне,
а иногда – на голове. (Шишки)

Учащиеся отгадывают загадки, записывают отгадки и изменяют число имен существительных.
IX. Упражнение в изменении числа имен существительных в словосочетаниях Изменить число данных имен существительных:

Зима –  
снежинка –
метель –
дерево –  
шишки –

Проверка.

 
X. Физминутка. Гимнастика для глаз 1. «Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы)

2. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).

4. Комплекс упражнений для профилактики утомляемости глаз, нарушений зрения.

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну а дальше  – будь здоров.

5. Встать и найти глазами картинки животных, из букв составить слово.

 
XI. Самостоятельная работа Работа с учебником. Упражнение 180, стр.114.

– Какой темой можно объединить все словосочетания?
– Какой праздник скоро наступит?
– Как вы помогаете в подготовке к празднику? (Презентация, слайд 10)
– Составьте предложения с данными словосочетаниями. (Презентация, слайд 11)

----- положил -----на стол.
------расставил------.
------ принёс сладкие ------. 

Самопроверка.

 

Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь



Отвечают на вопросы.

XII. Домашнее задание Индивидуальные задания на карточках.  
XIII. Итог урока 1. Рефлексия.

– Я начну, а вы продолжите.

Имена существительные имеют --- числа.
Единственное число имен сущ. Обозначает ---  1 предмет.
Множественное число обозначает  ---  2 или несколько предметов.
При изменении имен существительных по числам у них изменяется --- окончание. (Презентация, слайд 12)

2. Оценивание ответов и участия, учащихся в уроке, комментирование оценок.

 

 

Учащиеся отвечают.