Цели:
- повторить и обобщить знания по теме «Наречие»;
- повторить орфографические правила;
- расширить и углубить представления учащихся о роли наречий
- в художественном тексте;
- развивать навыки анализа текста, устную речь, умение вводить в свою речь наречия;
- воспитывать культуру речи, внимательного и культурного читателя.
Оборудование:
- портрет А.П.Чехова, печатный материал для учащихся, ММУ.
- фотографии с видами донской степи, таблица – справочник по теме «Наречие».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке нам важно выяснить роль наречий в тексте.
Наша задача – научиться видеть изобразительную и оценочную функцию наречий в художественной речи и по возможности научиться использовать их в собственных творческих работах.
Мы будем работать с фрагментом из повести А.П. Чехова «Степь».
Это произведение о донской степи, о «широкой бесконечной равнине, перехваченной цепью холмов», которая тянется «…вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали: едешь – едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается…». Степь у Чехова - это простор, свобода. Степь - это частица человеческой души.
Человеку в обыденном мире нет времени остановиться, задуматься, поразмыслить над жизнью. Он постоянно спешит куда-то, боится отстать от времени. Но, попадая в степь, он сливается с нею. Она навевает ему прекрасные мысли и чувства, заставляет полюбить вольную жизнь. Только на воле человек способен по- настоящему оценить свою жизнь. Главный герой повести Егорушка едет по степи. Как она многолика! Как она хороша!
Рассматривание фотографий по теме «Донская степь».
- Рассмотрите фотографии, подумайте, можно ли их назвать иллюстрациями к нашему тексту? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Работа с текстом (печатный материал).
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко – желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновьзацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, и в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «гррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
Задания.
- Выразительно прочитайте текст. Какое настроение он передает?
- Что вы почувствовали при чтении текста? при рассматривании фотографий? Расскажите, а какой вы видели степь?
- Определите тип речи. Докажите.
- Докажите, что это текст художественного стиля.
- Назовите, какие изобразительно - выразительные средства использованы автором.
- Объясните значение слов курганчики, бричка, полутень, старички, плакали, чибисы, скрипачи.
- Какую часть речи мы изучаем? Какие слова являются наречиями? Есть ли в нашем тексте наречия? Назовите их.
- Попробуйте прочитать текст про себя, пропуская наречия. Что получится? Сделайте вывод о том, какую функцию в тексте выполняют слова этой части речи.
- Выпишите из текста наречия, содержащие орфограммы. Сгруппируйте их по видам орфограмм.
- Какие разряды наречий по значению выделяются в русском языке? Устно укажите, к какому разряду относится каждое наречие.
- Назовите главный признак наречия. Разберите по составу наречия: веселее, позже, бедно, нигде, здесь, по – старому, недалеко.
- Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих наречий: бледно, важно, голодно, сладко, скучно, горько, дёшево, красиво, плохо, хорошо.
- Есть ли в тексте местоименные наречия? Найдите и прочитайте предложение, определите, к какой группе относится местоименное наречие ( где - то – неопределенное), какова его функция в предложении (употребляется в сложноподчиненном предложении для связи его частей).
- Какие наречия используются для образного изображения утра в степи? Выпишите их вместе со словами, к которым они относятся.
- Какими частями речи выражены главные слова в выписанных словосочетаниях?
- Какова изобразительная функция наречий в художественном тексте? Описание степи выразительное, яркое, образное. Наречия сзади, впереди, издали, вправо, далеко, издали (со значением места, пространства, направления) придают тексту точность, детальность, делают речь конкретной.
Выводы: Употребление наречий характерно для художественной речи. Наречия выполняют изобразительную и оценочную функции, эмоционально окрашивают речь, передают настроение автора.
«Степь» у Чехова не просто место действия, она сама является действующим лицом. Степь, как и природа в целом, олицетворяется и одухотворяется. В изображении степи подчеркивается сходство с человеческими чертами, качествами, состояниями. И увидеть это нам помогли наречия.
4. Работа с отдельными предложениями, взятыми из повести А.П. Чехова «Степь».
Учитель: Выпишите из текста первое предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения. (Один учащийся работает на ММУ).
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.
- Каким членом предложения может быть наречие?
- Расскажите об обстоятельстве как члене предложения: что обозначает, на какие вопросы отвечает, к чему относится в предложении, чем выражается. Назовите виды обстоятельств.
Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра.
- Есть ли в предложении грамматические омонимы? Как отличить наречие от омонимичных форм других частей речи? Какова их роль в данном предложении?
- Что вы знаете о словах категории состояния? Какую синтаксическую роль выполняют эти слова в безличном предложении?
Прочитайте предложения, употреблены ли в них слова категории состояния? Чьё состояние выражают данные предложения?
От мысли, что он забыт и брошен на произвол судьбы, ему становилось холодно и так жутко, что он несколько раз порывался спрыгнуть с тюка и опрометью, без оглядки, побежать назад… «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче.
Ему стало грустно.
Как душно и уныло!
Как скучно и неудобно быть мужиком.
- Расскажите, от каких частей речи образованы выписанные вами наречия. С помощью словообразовательного анализа объясните лексическое значение слова:
вправо – в - прав - о
изредка - из – редк – а и т. д.
-А как образованы наречия от существительных, не употребляющихся уже в русском языке? Как это отразилось на написании слов?
Попробуйте определить, какие наречия были образованы в языке от следующих устаревших слов.
Чек – «стража, ожидание» - …;
бекрень – «бок» - …;
нарок – « намерение» - …;
догонка – « окончание гонки, погони» - …;
торопь – «поспешность» - …;
храп –«сила» - …;
прек – «спор, препятствие, запрет» - …;
стежь – «крюк, столб (буквально: «на дверном крюке, т.е. «открыто») - …;
обум – « зря, наудачу» - …;
утрь – «внутренность» - … .
(Ответы: начеку, набекрень, ненароком, вдогонку, второпях, нахрапом, вопреки, настежь, наобум, внутрь).
- Какие из этих наречий употребляются в составе фразеологизмов?
Приведите примеры.
- Какие языковые нормы связаны с употреблением наречий? Какие орфоэпические затруднения вызывают наречия? Проверьте себя: завидно, умно, слабо, досуха, несказанно, добела, мельком, донельзя, вовремя, донизу, набело, надвое, подолгу, тотчас, надолго.
- Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными? Почему? Обратите внимание на наречия, которые употребляет Чехов в повести «Степь». Распределите наречия, которые вызывают у вас затруднения, по группам орфограмм, связанных с написанием.
Без устали, неподалеку, издалека, мало-помалу, далеко-далеко, сначала, неохотно, монотонно, бесшумно, странно, медленно, по- гречески, по-французски, исподлобья, точь-в-точь, вдали, ввысь, никогда, нигде, радостно, повсюду.
5. Заключение.
- Что повторили сегодня на уроке? Что нового узнали? Помогают ли наречия воссоздать живую картину действительности? (Ответы учащихся).
Сегодня мы немного прикоснулись к творчеству Антона Павловича Чехова, которому в 2009 году исполнится 150 лет со дня рождения.