Полные и краткие имена прилагательные

Разделы: Русский язык


Тема: Полные и краткие имена прилагательные.

Цели:

  • дать понятие о краткой форме прилагательного;
  • усвоить способы образования кратких форм, их изменение и синтаксическую роль;
  • закрепить нормы акцентологии кратких форм имени прилагательных и орфографию; отсутствие мягкого знака после шипящих.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Мобилизация внимания

2. Актуализация ранее изученного

– Прослушивание стихотворения.(Приложение 1).

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат как ковер.

– Из какого произведения взяты строки? («Железная дорога» Н. А. Некрасов.)
– Для повторения синтаксического разбора возьмем предложение из этого стихотворения.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

– Из данного предложения выберите слова, соответствующие схемам:

– Чтобы повторить фонетический разбор, выполните следующее задание.

Выберите из предложения слова, где

1-й вариант – букв больше, чем звуков (чугунным);
2-й вариант – звуков больше, чем букв (свою, думаю).

3. Работа по теме

– Выпишите из отрывка прилагательные и выделите окончания.

Прилагательные

Славная
Ядреный
Мягкой
Свежи
Здоровый
Студеный
Желты
Усталые

Причастия

неокрепший

тающий




– С причастиями мы познакомимся в 7 классе с текстом. Найдите лексическое соответствие.

Славный – свежий, чистый.
Здоровый – очень хороший, приятный
Ядреный – большой, крепкий, сильный
Усталый – очень холодный.
Студеный – испытывающий слабость, упадок сил.

Прилагательные

Славная
Ядреный
Мягкой
Свежи
Здоровый
Студеный
Желты
Усталые

– Каким выразительным средством речи является эти прилагательные? (Эпитетами)

4. Новый материал

– Выделите окончания прилагательных.
– Какие прилагательные можно назвать «лишними» в этом столбце? (Желты и свежи т.к. окончание состоит из 1 буквы).
– Почему?
– С какими разрядами прилагательных вы знакомы?
– К какому разряду относятся выделенные краткие прилагательные?
– Как вы думаете, все ли разряды прилагательных имеют краткую форму?
Чтобы безошибочно ответить на этот вопрос, заполните, пожалуйста, таблицу (по рядам). (Приложение 2).

Прилагательные

Разряд

Краткая форма

Число

Род

Падеж

Мягок
Свежий
Кач. МягкА, мЯгко, мягкИ, мЯгки
СвежА, свежО, свежИ, свЕжи
+ + _
Чугунный
Моховые
Отн. _____ _ _ _
Папашиному
Ваниному
Притяж. Папашин
Ванин
+ + +

– Обратите внимание на перемещение ударения у кратких прилагательных.

Вывод: не имеют краткой формы прилагательные:

А – качественные;
О – относительные;
И – притяжательные.

– Найдите предложение с грамматической ошибкой. Почему?

А – Река быстрая и широкая.
О – Река быстра и широка.
И – Река быстра и широкая.

(Нельзя употреблять и одном ряду однородных сказуемых полные и краткие формы.)

5. Закрепление

Упражнение № 283. (От полных прилагательных образовать краткие формы)

– Ребята, что вы узнали о правописании кратких форм прилагательных, оканчивающих на шипящий звук.
– Какими членами предложения они являются?

6. Рефлексия

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?
– Закончите предложения.

1. Качественные и притяжательные прилагательные имеют …
2. Если изменяется род краткого прилагательного, меняется и …
3. В предложении краткие прилагательные являются …
4. После шипящих у кратких прилагательных Ь …
5. Нельзя употреблять в одном ряду однородных сказуемых …

7. Домашнее задание

– Сочинить сказку «Почему Ь не хочет дружить с краткими прилагательными»

Презентация