Русский язык
-
Смотр знаний в 6 классе. Урок-зачет по теме "Имя числительное" 2008
Смотр знаний в 6-м классе проходит после изучения темы "Имя числительное". Это даёт возможность повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме, а также показать работу учителя и учеников родителям и коллегам-учителям. Большая подготовительная работа по учебнику и с дополнительным материалом позволяет расширить кругозор учащихся, повысить их ответственность перед командой, а игровая форма урока способствует повышению интереса учащихся к предмету.
-
Урок развития речи по русскому языку. Проект. Подготовка к сочинению по картине зимней тематики. В.В. Верещагин "Не замай, дай подойти!" 2008
Урок обобщает знания особенностей текста-описания, расширяет знания о художниках, развивает умения и навыки создания текста - описания произведения живописи с изображением природы и человека, подготовки сообщения по дополнительной литературе; воспитывает чувство гордости за талантливый русский народ, умеющий защищать страну.
-
Заключительный урок русского языка в 11-м классе по теме; "Я в мире… Мир во мне…" 2008
Почему последний урок в 11-м классе по русскому языку проведен по теме "Я в мире... Мир во мне"? Во-первых, потому, чтобы этот последний нетрадиционный урок запомнился выпускникам, во-вторых, потому, что в новых образовательных стандартах подчеркивается: "Сегодня главный результат не предложный, а личностный. Важным оказываются те компетенции и компетентности, которые должны обеспечить успешность дальнейшей жизни ребенка. Способность человека к саморазвитию, формированию своей самостоятельной траектории". Результат школы оценивается не только по тому, что знает выпускник, но насколько он сформирован как личность. Значит, в данном случае составной частью стандарта неизбежно становится программа не только обучения, но и воспитания и социализации.
-
Глагол-связка "быть". Некоторые случаи постановки тире при нулевой связке 2008
Особенностью данной работы является распределение заданий по уровням, руководствуясь не их сложностью, а путями и способами действия учащихся. Задания ориентировочного блока требуют только выбора из нескольких предложенных вариантов верного, что позволяет определить общую ориентацию учащегося в материале. В исполнительный блок вошли задания, построенные по принципу самоконтроля. Диагностический блок содержит задания с "ловушками", решение которых требует от учащегося глубокого осознания способа действия и контроля за собственным действием.
-
Лингвокраеведение в сельской школе 2008
Изучение региональной топонимии является одной из интереснейших задач лингвокраеведения. Данные сведения могут быть успешно использованы как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Эти материалы были применены на уроках русского языка при изучении собственных имен существительных и для проведения кружковых занятий по лингвистическому краеведению (кружок топонимики).
-
Элективный курс по русскому языку в 6-м классе "Знай и люби родной язык" 2008
Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6-го класса. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
-
Открытый урок "Путешествие в страну Глаголию" 2008
Представленный урок, с помощью плакатов-алгоримов, таблиц и карточек знакомит учащихся с частью речи "Глагол".
-
Урок-игра "Космическое путешествие" (урок русского языка в 6-м классе "Правописание букв О, Е после шипящих и Ц") 2008
Урок проводится в форме игры "Космическое путешествие". При подготовке данного урока использованы элементы технологии к.п.н. Т.Я. Фроловой.
-
Предлог 2008
Представлен конспект системы уроков по теме "Предлог" для класса компенсирующего обучения. Предлагается конспект первого урока. Это будет интересно и для обучения детей других категорий и профилей.
-
Использование разноуровневого анализа текста как одного из приемов для формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся 2008
Представлен конспект занятия по использованию разноуровневого анализа текста как оптимального приема для формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся.
-
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. 9-й класс 2008
Выпуская не первый год девятиклассников, пришла к выводу, что повторять изученный материал и готовиться к выпускному экзамену необходимо на каждом уроке. Сначала было сложно совместить на уроке изучение программного материала и подготовку к экзамену, со временем освоила методику "полетного" повторения. Предлагаю вашему вниманию урок, в основе которого лежит эта методика.
-
"Путешествие по городу фразеологизмов". Урок русского языка в 5-м классе 2008
Данная разработка урока может быть использована в 5-м классе при изучении темы "Фразеологизмы". Форма путешествия, необычные задания, дидактические игры дают возможность учителю повысить интерес учащихся к изучению русского языка, развить мотивацию к обучению. Использование интерактивной доски даёт возможность сделать урок более продуктивным.
-
Путешествие в страну Имени Прилагательного 2008
Предлагаемый нестандартный урок позволяет в активной форме проверить полученные знания и навыки по пройденной теме "Имя прилагательное". Урок-путешествие способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся. Ребята с увлечением включаются в подготовительный процесс урока: рисуют физические карты воображаемой страны, придумывают разнообразные грамматические истории, предлагают свои маршруты путешествия. На таком уроке ребята работают активно, с удовольствием выполняют задания и самостоятельно отслеживают результаты своей деятельности. Все это положительно сказывается на формировании познавательного интереса к предмету, способствует максимальному раскрытию у детей творческих способностей, развивает смекалку, любознательность.
-
План-конспект итогового урока русского языка в 7-м классе 2008
Урок русского языка в 7-м классе повторяет и проверяет усвоение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи, изученных в 7-м классе; совершенствует умение учащихся использовать полученные теоретические сведения на практике.
-
Урок-мастерская по теме "Наречие", 5-й класс 2008
Урок-педагогическая мастерская в 5-м классе (2 часа). Данная работа - конспект урока русского языка, задача которого учить детей самостоятельно работать над новой темой. В ходе урока используются задания, требующие от учащихся навыков самостоятельного поиска. Отрабатываются также умения работать в группе. Вся работа направлена на развитие памяти, мышления, внимания.
-
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам" 2008
Данный урок проводится по учебнику «Русский язык, 3 класс», образовательная система «Школа 2100», после урока, посвященного определению глагола как части речи. Цель данного урока заключается в том, чтобы подвести детей к выводу об изменении глаголов по временам. Особое значение имеет на уроке исследовательская работа. Она требует от учащихся умения работать по плану, анализировать, приходить к определенному выводу. На уроке уделяется внимание формированию у учащихся способности к рефлексии собственной деятельности.
-
Открытый урок: "Если хочешь быть здоровым…" (подготовка к сочинению-повествованию) 2008
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Применение в процессе обучения русскому языку элементов здоровьесберегающей технологии позволит сохранить здоровье учащихся в условиях стрессирующей школьной среды. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья, формирует у учащихся бережное отношение к своему здоровью.
-
Языковые особенности построения письма — основного жанра эпистолярных произведений 2008
На уроке первоочередной задачей стало изучение основных принципов построения письма как основного жанра эпистолярных произведений, систематизирование знаний учащихся о средствах художественной изобразительности. По ходу урока рассматривались закономерности построения различных типов писем, используемых в журналистике, обобщались знания о структуре письма личного характера, отмечалась общая значимость письма в современном обществе. Учащиеся закрепляли навыки самостоятельной работы со справочной литературой и газетными публикациями.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на «з», «с»". Учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой 2008
Данный урок разработан для класса, ориентированного в будущем на углубленное изучение предмета.
-
Урок с использованием ИКТ в 6-м классе по теме "Чередование А–О в корнях" 2008
Урок с использованием ИКТ в 6-м классе с целью научить правильно писать корни с чередованием гласных, узнать от чего зависит написание А–О в том или ином корне.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе: "Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глаголов" 2008
Использование игровых ситуаций на уроках русского языка в 5-м классе приводит к положительным результатам, т.к. 5-й класс является «точкой перехода» ученика из начальный школы, в которой обучение, построенное на игре, является почти что нормой, в среднюю школу, где активно используются совсем иные методы. На уроке сложное задание «маскируется» в игровую форму. Трудность темы заключается в сложном алгоритме применения многоступенчатого правила, содержащего к тому же множество глаголов исключения.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Словосочетание" 2008
Представленный урок-обобщение – повторение по теме «Словосочетание» расскажет много интересного. Урок развивает речевые навыки. Учащиеся знакомятся с русскими лингвистами. Важной стороной актуальности урока выступают проблемные ситуации и возрастные особенности учащихся 5-х классов. Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, каждый из которых активизирует учащихся, побуждает к самостоятельности, способствует к зарождению и реализации творческой мысли.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика) по теме "Где-то багульник на сопках цветет…" 2008
На материале произведений литературы и живописи с привлечением учебного материала по биологии, экологии рассматривается описательная поэзия Амурского края и приемы ее раскрытия средствами разных видов искусства.
-
"Величие родного языка". Итоговый урок русского языка в 7-м классе 2008
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.
-
Лингвистическое исследование проблем современного русского языка "Сохраним язык — сохраним Россию!" 2008
Предложенное мною внеклассное занятие ведёт учеников к пониманию того, что русский язык надо беречь от засорения жаргонизмами, от стилистического "снижения", от ненужных иноязычных заимствований - от всего, что ведет к обеднению или омертвению мысли, духовности нации.
-
Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение" 2008
Работа на уроке распределена по группам. Ценность данного урока заключается в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела.
-
Лингвистическая игра для 7–9-х классов "Всякая душа празднику рада" 2008
Язык русского народа - это стихия самобытной народной речи, кладезь славянских речений, златые струи вод Господних. В нём и звёзды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота снега горного светлейшая!
-
Портретный очерк 2008
Урок русского языка в 11-м классе "Портретный очерк" - это повторительно-обобщающий урок. Материал урока дает возможность рассмотреть все особенности портретного очерка. На уроке работают такие термины, как "внутренний портрет героя", "внешний портрет героя", "художественная деталь". Урок разработан по учебнику А.И. Власенкова "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы".
-
Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку 2008
Данная научная статья познакомит преподавателей русского языка и литературы со значением, целями и задачами внеурочной работы по русскому языку; видами и формами, методами и приемами; с проблемами занимательности, с содержанием внеклассной работы по русскому языку.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.