Русский язык
-
"Величие родного языка". Итоговый урок русского языка в 7-м классе 2008
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.
-
Лингвистическое исследование проблем современного русского языка "Сохраним язык — сохраним Россию!" 2008
Предложенное мною внеклассное занятие ведёт учеников к пониманию того, что русский язык надо беречь от засорения жаргонизмами, от стилистического "снижения", от ненужных иноязычных заимствований - от всего, что ведет к обеднению или омертвению мысли, духовности нации.
-
Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение" 2008
Работа на уроке распределена по группам. Ценность данного урока заключается в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела.
-
Лингвистическая игра для 7–9-х классов "Всякая душа празднику рада" 2008
Язык русского народа - это стихия самобытной народной речи, кладезь славянских речений, златые струи вод Господних. В нём и звёзды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота снега горного светлейшая!
-
Портретный очерк 2008
Урок русского языка в 11-м классе "Портретный очерк" - это повторительно-обобщающий урок. Материал урока дает возможность рассмотреть все особенности портретного очерка. На уроке работают такие термины, как "внутренний портрет героя", "внешний портрет героя", "художественная деталь". Урок разработан по учебнику А.И. Власенкова "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы".
-
Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку 2008
Данная научная статья познакомит преподавателей русского языка и литературы со значением, целями и задачами внеурочной работы по русскому языку; видами и формами, методами и приемами; с проблемами занимательности, с содержанием внеклассной работы по русскому языку.
-
Тема урока "Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте" 2008
Цель данного урока – научиться восстанавливать порядок, связь между предложениями; проследить, как развивается, уточняется, раскрывается основная авторская мысль за счет выражения смысловых связей между предложениями, используя грамматические способы связи. Тип урока – повторение изученного.
-
Конкурс "Знаешь ли ты русский язык?" 2008
Данный материал конкурса "Знаешь ли ты русский язык?" поможет преподавателям русского языка провести внеклассное мероприятие по предмету.
-
Уроки русского языка по теме "Род, число, падеж имен существительных", 5-й класс 2008
В работе представлен материал трех уроков для 5-го класса, составленных к учебному комплексу "Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5–9 кл." А.Ю. Купаловой, Т.М. Пахновой, С.Н. Пименовой, Ю.С. Пичугова. Материал уроков позволяет использовать самостоятельную дифференцированную работу.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Повторение изученного о глаголе" 2008
Данная разработка – авторская, апробирована на практике. Учащиеся на уроке выступают в роли художников, писателей, консультантов, исследователей, экспериментаторов. Нестандартные задания, игры-упражнения активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают к самостоятельному поиску, развивают логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор, воспитывают интерес к предмету.
-
Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Путь к слову" 2008
Листая страницы устного журнала, учащиеся знакомятся с историей возникновения русской азбуки, алфавита. Они узнают о роли А.С.Пушкина и В.И.Даля в становлении современного русского языка, о создании словарей русского языка. Устный журнал богат высказываниями, стихотворениями о русском языке, его богатстве и величии. Это позволяет воспитывать в учащихся любовь и уважение к русскому языку. Мероприятие развивает устную речь студентов, делает ее эмоциональной и выразительной.
-
Использование формы устного журнала при изучении темы "Лексика" на уроках русского языка 2008
Устный журнал – одна из нетрадиционных форм преподавания русского языка. Данная форма урока позволяет охватить большой объем информации, использовать элементы занимательности, сценических иллюстраций. Листая страницы журнала «Лексика», учащиеся знакомятся с заимствованной лексикой, воспроизводят знания о синонимах, антонимах. На уроке используются различные приемы работы: выступление творческих групп, игровые упражнения, работа со словарями. Данный урок развивает творческие способности учащихся, способствует обогащению устной и письменной речи.
-
Интегрированный урок-расследование (русский язык + английский язык + ИКТ) по теме "Дело о пропавшей восковой фигуре" 2008
Интегрированный урок (русский + английский язык, ИКТ) в 6-м классе – урок закрепления и развития знаний, умений, навыков учащихся по теме «Тип речи – описание». Форма бинарного урока (проводится двумя учителями) стимулирует творческую активность учащихся, способствует развитию познавательного интереса к овладению иноязычной и русской культурой. Домашнее задание позволит детям вновь понять необходимость изучения иностранного языка в современном мире, закрепить навыки создания повествовательного текста с элементами описания.
-
Создание монолога-описания. Смысловая тема "Умею ли я подмечать неожиданные сходства?" Урок русского языка в 6-м классе 2008
Проверьте свое воображение, свою наблюдательность. Создайте художественные зарисовки предмета. Покажите свое умение "подмечать неожиданные сходства".
-
Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число" 2008
Хотя основная тема морфологическая, но связь обучения орфографии с другими разделами русского языка является важнейшим принципом, обязательным компонентом письменной речи. На уроке проводится объяснительный орфографический диктант. Умение владеть словом, объяснять его лексическое значение, орфоэпически правильно и стилистически верно формулировать мысли в устной и письменной форме - необходимое условие в работе будущего учителя. Поэтому эти виды работ используются на уроке.
-
Тема урока "Художественное описание предмета" 2008
Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно разрабатывалась ещё К.Д.Ушинским. Он писал: «Предмет, стоящий перед глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собой… пробуждает в учащемся мысль… Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и… на глазах учителя и под его руководством ощущения превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». Предварительное посещение музеев, библиотек; лингвистическая подготовка; осуществление межпредметных связей; широкий познавательный фон урока; различные виды зрительной и слуховой наглядности – особенности подготовки к сочинению-описанию предметов декоративно-прикладного искусства по личным наблюдениям. Творения народных умельцев создают праздничную атмосферу урока, поднимают его эмоциональный тонус, воздействуют на учащихся эстетически. Красота положительно влияет на ученика, а опосредованно – и на процесс развития речи.
-
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" 2008
Учащиеся 4-го класса на уроке русского языка учатся распознавать предложения с однородными членами и выделять грамматическую основу.
-
Развитие познавательных способностей учащихся через реализацию принципов проблемного обучения на уроках русского языка в средней школе 2008
Во всех сферах общественной производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. "Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого" - вот популярный тезис нашего времени. Один из путей решения этой задачи - развитие познавательных способностей учащихся, и особое место здесь занимает проблемное обучение. Тому, как принципы проблемного обучения могут быть реализованы на уроках русского языка, и посвящена данная работа.
-
Урок развития речи по картине И.Попова "Первый снег" (дневниковая запись), по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. 2008
Урок русского языка по теме "Развитие речи по картине И.Попова "Первый снег", нацелен на развитие творческих способностей, навыков работы с художественными текстами и с произведениями живописи. Призван воспитывать чувство прекрасного.
-
Урок в 7-м классе "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" 2008
Представленный урок в 7-м классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" создает условия для систематизации знаний по теме, помогает учащимся выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи; воспитывает внимание.
-
Понятие о словосочетании 2008
Представленный урок спланирован по модели "Структура учебной деятельности (УД)", составленной при изучении статей Д.Б.Эльконина "Учебная деятельность - её структура и формирование" и В.В.Давыдова "Содержание и структура учебной деятельности школьников". Структура урока помогает детям самостоятельно, путем собственных наблюдений, сделать выводы, создать модель урока. В результате дети осознанно получают прочные и глубокие знания по предмету.
-
Интеллектуальная игра для учащихся 5–8-х классов "Самый умный" 2008
Представлена интеллектуальная игра для учащихся 5–8-х классов "Самый умный".
-
Практическое занятие по элективному курсу "Практическая стилистика" на тему "Сравнительный анализ функционально разных текстов (пейзажных зарисовок)" 2008
Со стилем связано наше представление о таких свойствах языка, которые позволяют не просто передать информацию, но и осуществить это наилучшим образом, выразительно. Тем самым стиль указывает и на наиболее типичные средства выражения, и на характер речи и способствует эффективности общения читателя и автора. Но не менее важен и функциональный аспект стилистики. Практическая стилистика позволяет увидеть функциональные возможности в том числе и пейзажных зарисовок.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Употребление синонимов" 2008
Урок в 5-м классе является вторым по теме «Синонимы». Задачи урока: научить употреблять синонимы в собственной речи, сформировать у учащихся представление о синонимическом богатстве русского языка, развивать внимательность и наблюдательность при нахождении синонимов в тексте.
-
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация" 2008
Данный урок проводится в рамках повторения синтаксиса и пунктуации. Форма проведения - урок-игра, что соответствует возрастным психологическим особенностям учащихся 5-х классов. В ходе игры учащиеся восстанавливают волшебную карту страны Синтаксиса и Пунктуации и успешно преодолевают различные испытания, связанные с проверкой знаний по изученной теме. Помимо закрепления знаний по теме, происходит развитие таких важных качеств, как сотрудничество, взаимная поддержка, рефлексия. Учащиеся приобретают навыки работы в группе, учатся культуре речи и поведения.
-
Урок-обощение по теме "Лексика. Словари" в 5-м классе 2008
Существуют разные типы словарей. Есть словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Например, этимологические, синонимов, строителя и другие. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
-
Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- , -лож-, -раст-(-ращ-), -рос, 5-й класс 2008
Урок — повторение правописания чередующихся гласных "а – о" в корнях -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-) ,-рос-.
-
Урок-представление "Обращение. Знаки препинания при обращении" 2008
Урок-представление по теме "Обращение. Знаки препинания при обращении" в виде игры позволяет учащимся лучше усваивать изложенный материал.
-
Сочинение-описание произведений народного творчества в 6-м классе 2008
В 5-м классе дети уже писали сочинение — описание любимой игрушки на основе личных впечатлений. В 6-м классе им предстоит познакомиться с новым жанром сочинения — публичным выступлением о произведении народного промысла. Урок-презентация поможет ученикам увидеть разнообразие произведений народного творчества и подготовить выступление.
-
Практикум по определению способа образования слов 2008
Данный урок "Практикум по определению способа образования слов" является одним из уроков раздела русского языка "Словообразование. Орфография" в 6-м классе.