Компьютерные технологии – это один из возможных способов познания учащимися любимого предмета. Появление компьютера как еще одного мощного инструмента в образовании стимулирует желание ребят учиться, повышает уровень усвоения материала, создает ситуацию для творчества.
Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео. А это значит, что учитель может внести в урок элементы занимательности, оживить учебный процесс, повысить уровень наглядности в ходе обучения и увеличить скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.
Работая в современной школе, просто недопустимо использовать устаревшие технологии обучения. “В карете прошлого никуда не уедешь…”, – сказал М. Горький в своей пьесе “На дне”. Действительно, новому времени должны соответствовать новые формы жизни и способы действия. Именно желание идти в ногу со временем и видеть своих учеников заинтересованными привело меня к созданию ряда уроков русского языка и литературы с использованием новых информационных технологий. Один из них – “Повторение по теме: “Имя числительное”.
Обучающие цели:
-
Отработать навык правильного написания, склонения и употребления числительных в речи.
-
Продолжить формировать умение точного определения морфологических признаков числительного и его синтаксической роли.
Развивающие цели:
-
Развитие речи учащихся.
-
Развитие мышления (анализ, классификация, выявление главного, умение доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия).
-
Развитие сенсорной сферы (ориентация во времени).
-
Развитие двигательной сферы (развитие умения управлять своими двигательными действиями).
Воспитательные цели:
-
Формирование нравственных качеств, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, к коллективу, к Родине.
-
Развитие интереса к урокам русского языка.
Единица содержания на уроке: применение числительных в речи.
Место урока в теме. Граница знания – незнания:
Учащиеся знают и умеют |
Не знают |
Видеть имя числительное в словосочетании,
предложении, тексте. |
Употреблять различные виды числительных в рамках одного предложения и в тексте. |
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы: подготовительный, применение знаний, контроль, итог, домашнее задание.
Учебный материал: мультимедийная презентация, предложения и тексты о Москве, карточки индивидуальной работы.
Формы и методы работы – см. Приложение 4.
-
Подготовительный этап.
1. Вступительное слово учителя:
На экране слайд № 1 презентации, см. Приложение 1.
Ребята, мы закончили с вами изучение темы “Имя числительное”. Теперь мы знаем, какая это важная часть речи. А как мы можем доказать, что числительное – важная часть речи?
Итак, давайте вспомним, что называется числительным?
Молодцы, очень хорошо!
2. Проверка домашнего задания, постановка целей:
Дома вы должны были придумать девиз нашего урока в стихах. Давайте вместе посмотрим, что у вас получилось.
Учащиеся выходят с девизами, оформленными на листах А4.
Представление девизов.
Учитель объявляет, что эти девизы и станут целями нашего урока.
Только нужно уточнить, А ЧТО ДЛЯ НАС БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО КАК ЧАСТИ РЕЧИ?
Итак, сегодня мы с вами повторим все, что мы знаем о числительном. Мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.
Запишите, пожалуйста, число и тему урока.
Учащийся комментирует (февраля какое? – девятнадцатое – порядковое числительное).
Сегодня я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего города.
-
Применение.
(Двое учащихся получают карточки с материалом на повторение – 2–3 мин.)
1. Синтаксическая пятиминутка:
(На экране слайд № 2 презентации, см. Приложение 1)
Первые упоминания о Москве появились в тысяча сто сорок седьмом году.
Назовите числительные, определите их разряд и морфологические признаки.
Первые – числ., порядк., простое, им.п., мн.ч.;
тысяча сто сорок седьмом – числ., порядк., сост., м.р., ед.ч., п.п.
Какова особенность склонения порядковых числительных?
(При их склонении изменяется только последнее слово.)
2. Особенность склонения числительных 40, 90, 100.
Учитель обводит мелом на доске часть составного числительного тысяча сто сорок седьмом.
Какая особенность есть у этих числительных? (Имеют только две формы.)
Какого числительного не хватает в этой группе? (Девяносто.)
К группе каких числительных относятся числительные 40, 90, 100? (Количественные.)
3. Количественные числительные.
Что мы с вами знаем о количественных числительных?
(Они бывают целые дробные и собирательные.)
(На экране слайд № 3 презентации, см. Приложение 1.)
Прочитайте предложения, правильно выговаривая окончания числительных:
Площадь Кремля составляет 27 ½ гектара. Общая длина стен – два километра. Высота стен – от 11 до 19 метров. Ширина от (полтора) до 7 метров.
Назовите числительные, определите их группу, расскажите об особенностях их склонения. Определите синтаксическую роль числительного во втором предложении.
4. Редактируйте предложение:
(На экране слайды № 4 и 5 презентации, см. Приложение 1)
Москва стоит на семерых холмах: Боровицком, Сретенском, Тверском, Трехгорье на Пресне, Воробьевы горы, Таганка, Лефортово.
Какие числительные называются собирательными?
Почему здесь не уместно употребление собирательного числительного?
5. Количественные и порядковые числительные:
Прослушайте текст, выпишите из него в два столбика количественные и порядковые числительные:
(На экране слайды № 6, 7 и 8 презентации, см. Приложение 1.)
(Один учащийся выполняет задание на обороте доски)
Кремль – сердце Москвы. В Кремле двадцать башен. Две из них имеют тайник. Пять башен Кремля увенчаны четырехметровыми рубиновыми звездами.
Самая главная башня – Спасская, часы на этой башне называются Курантами. Каждые пятнадцать минут они отбивают точное время. Куранты расположены на седьмом, восьмом и девятом этажах Спасской башни, а на десятом расположены колокола.
На территории Кремля находятся уникальные памятники русского искусства: шестиметровый Царь-колокол и Царь-пушка, которая весит сорок тонн.
Количественные |
Порядковые |
двадцать |
седьмом |
две |
восьмом |
пять |
девятом |
пятнадцать |
десятом |
сорок |
Почему мы не выписали слова четырехметровыми и шестиметровый?
(Потому что это сложные прилагательные, а не числительные)
6. Мягкий знак на конце и середине числительных.
Прослушайте информацию:
(На экране слайд № 9 презентации, см. Приложение 1).
Сегодня Москва – город с 10-миллионным населением.
В Москве ежедневно рождаются от 5 до 20, а то и 30 малышей. Каждые 10 дней эта цифра составляет от 50 до 80 младенцев. В среднем за три месяца в Москве появляется на свет от 500 до 900 новорожденных.
По мере чтения текста на экране появляется информация:
5 – 20, 30
50 – 80
500 – 900
Какая орфограмма зашифрована на экране?
(правило: мягкий знак на конце и в середине числительных)
Физкультминутка (стоя):
Правая рука – мягкий знак в середине числительного;
Левая рука – мягкий знак на конце числительного;
Топаем ногами – нет мягкого знака.
80 – правая,
15 – левая,
1 – топ,
72 – правая, топ,
14 – левая,
3 – топ,
65 – обе руки,
33 – левая, топ
16 – левая,
383 – топ, правая, топ
-
Контроль.
1. Тест:
-
Найди “третье лишнее”:
Пят(?)десят, пят(?)сот, пят(?)надцат(?). -
Им.п. сто сорок
П.п. ………………………………… -
(оба, обе) окно
Тв.п…………………………………. -
Соедините стрелками:
четвертый
четверо
четыре
собирательное
порядковое
количественное -
пятьсот шестьдесят пять
Тв.п………………………………………………………………… -
Найди “третье лишнее”:
пятитысячный, пятисотый, пятиэтажный.
2. Взаимопроверка. (На экране слайд № 10 презентации, см. Приложение 1)
(Критерии оценивания на экране (слайд № 11 презентации, см. Приложение 1):
6 верных ответов –“5”,
5 – 4 – “4”,
3 – “3”,
менее 3 – без оценки)
-
Итог.
1. Давайте вспомним, какие цели мы себе поставили?
Какие орфограммы мы повторили?
С какими сложностями столкнулись?
Ребята, я тоже придумала девиз для нашего урока.
(На экране слайд № 12 презентации, см. Приложение 1)
Давайте посмотрим, что общего у него с вашим девизом?
Повторить должны мы дружно,
Как числительное нужно
Правильно писать, склонять,
В речи верно применять.
2. Групповая работа.
Сочините синквейны:
-
имя числительное;
-
Москва.
-
Домашнее задание.
Найти в гимне Москвы числительные и сделать их морфологический разбор.