Тип урока: усвоение новых знаний с обобщением предыдущих тем
Форма урока: интегрированный урок (литература, русский язык, история)
Цели:
- Расширение представления учащихся о фольклоре и о роли изучения фольклора Э.К.Пекарским в составлении словаря
- Расширение словарного запаса учащихся и формирование навыка работы со словарем, привитие интереса к поиску толкований непонятных слов
- Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений
- Воспитание чувства любви к истории Родины, гордости за высокие достижения деятелей-ученых прошлых столетий
Оборудование (оформление класса): имитация музейных залов, представляющих быт народа Саха 18-19вв.
Ход урока
I. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Мы сегодня находимся в музее и узнаем, какую роль сыграли фольклор, быт, традиции, обычаи народа Саха в создании словаря.
Хотелось бы начать урок с эпиграфа – высказывания самого Э.К.Пекарского: «Язык племени – это выражение всей его жизни, это музей, в котором собраны все сокровища его культурной и высшей умственной жизни». Вслушайтесь, вдумайтесь в эти строки. Это высказывание также является эпиграфом к «Словарю», т.к. это не просто словарь, а целая энциклопедия национальной культуры народа Саха. Автору удалось создать такой словарь в результате 50-летнего упорного героического труда и на базе кропотливого изучения языка, быта и культуры народа Саха. Он известен в науке не только как автор монументального словаря якутского языка, но и как крупный этнограф, как выдающийся знаток, собиратель якутского фольклора. О жизни и деятельности Э.К.Пекарского нам расскажет наш экскурсовод (заранее подготовленный ученик) Настя. (см. Приложение №1).
Главной целью своей деятельности Э.К.Пекарский считал создание «Словаря». Весь этот громадный материал, собиравшийся в течение 50-летнего кропотливого труда, составляет неоценимый вклад. Особенно большую ценность представляет данный словарь для якутского народа. Он служит настольной книгой для всякого пишущего и читающего на якутском языке. Давайте перейдем в другой зал, где нас ждет экскурсовод Шура и узнаем, как Эдуард Карлович составлял свой «Словарь». (см. Приложение №2).
Наряду с основной работой по составлению словаря, большое значение имеет его деятельность в области собирания и изучения якутского фольклора.
- А что такое фольклор? Якутский фольклор?
Автор в течение многих лет собирал и изучал огромный и разнообразный материал по фольклору. Он глубоко понимал якутский фольклор и знал его до мельчайших подробностей. Это помогло ему придать словарю богатейшее содержание. Об этом нам расскажет Аня. (см. Приложение №3).
II. Мы на прошлом уроке работали со «Словарем». Познакомились с построением словарной статьи, методами определения значения слов, изучили несколько забытых, не используемых ныне слов.
А теперь попробуйте по наиболее запомнившимся вам словам, используя знания и навыки, составить мини-словари с творческим подходом.
III. Давайте закрепим, о чем мы сегодня говорили. Проведем блиц-опрос по группам. (За правильный ответ вручаются медальки).
- Откуда черпал материалы для «Словаря» Э.К.Пекарский?
- В чем отличие «Словаря» Э.К.Пекарского от других словарей?
- С какой целью Э.К.Пекарский принял участие в работе Сибиряковской экспедиции?
- Зачем Э.К.Пекарский начинает работу над «Образцами народной литературы якутов»?
- Были ли переведены тексты «Образцов» на русский язык?
- Сколько слов в «Словаре» Э.К.Пекарского?
- Какая школа в улусе носит имя Э.К.Пекарского?
- Какую помощь Э.К.Пекарский оказывал местному населению?
- Кто учил Э.К.Пекарского якутским словам?
- За что впервые был арестован Э.К.Пекарский?
IV. Давайте сейчас узнаем, какая группа сегодня лучше усвоила материал. «Словарь» составлен в 19 в. Конечно же, спустя век, многие слова стали архаизмами. И вот вы, дети 21 в., давайте поупражняемся со словами. (даются 5 устаревших слов из «Словаря» для определения значений).
V. Теперь поиграем в историческое лото. Перед вами 3 жетона с номерами, вы поднимаете жетон с правильным вариантом ответа. (На доске висит таблица, где оформляется результат ответа).
- Главные помощники Э.К.Пекарского в составлении словаря:
1) Д.Д.Попов
2) В.В.Радлов
3) В.М.Ионов - В каком революционном обществе состоял Э.К.Пекарский:
1) «Земля и воля»
2) «Народная воля»
3) «Черный передел» - Гениальная работа Э.К.Пекарского:
1) «Якутский род до и после прихода якутов»
2) «Словарь якутского языка»
3) «Образцы народной литературы якутов» - Сколько лет Э.К.Пекарский провел в Игидейском наслеге:
1) 18 лет
2) 24 года
3) 13 лет - В какой местности Игидейского наслега жил Э.К.Пекарский:
1) Кулаада
2) Чаран
3) Дьиэрэннээх - За принадлежность к какой партии был выслан в якутскую ссылку Э.К.Пекарский:
1) большевиков
2) социалистов-революционеров
3) кадетов
VI. Мне понравилась ваша активность, то, что вы поняли значение этого словаря в развитии языка современного народа Саха. Проведем рефлексию:
- Что вы узнали, открыли для себя?
- Как работали?
- На что нужно обратить внимание в будущем?
(В конце урока всем раздаются памятные ордена об уроке).