Урок развития речи в 5-м классе по теме "Какого цвета снег?"

Разделы: Русский язык


Тема: «Какого цвета снег?»

Цели:

  • овладение умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;
  • развитие образного и логического мышления, речи, чувства языка, языковой памяти; развитие интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей;
  • формирование школьника как личности, воспитание любви к родному языку, к произведениям живописи.

Задачи:

  • подготовить к написанию сочинения;
  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
  • учить «читать» картину, осмысливать её идейный смысл.

Оборудование:

  • репродукции картин А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; раздаточный материал со стихотворениями русских поэтов;
  • карточки с опорными словами (записаны цвета, которые используют художники для передачи снега), которые прикрепляются на доску по ходу урока
  • аудиозаписи П.И.Чайковский «Времена года» («Декабрь», «Январь»), Свиридов «Метель».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Подготовка к восприятию темы. Создание положительной мотивации

– Послушайте загадку. О каком времени года идёт речь?

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

– Давайте закроем глаза и отправимся в зимний лес. Прислушайтесь, присмотритесь к тому, что вы там увидите.

(Звучит произведение П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»)

– Каким вы увидели зимний лес? Что услышали? Что почувствовали? Вам понравилось в зимнем лесу? Постарайтесь остаться в этом состоянии на протяжении всего урока.

II. Формулировка темы, целей и задач урока

– Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы в России? (Без снега)
– А какого цвета снег? (Белый)
– Я об этом спросила не зря. Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один-единственный вопрос: какого цвета снег. Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», – коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты.
Немногословный, но достаточно красноречивый ответ.
– Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос. Это и будет темой и проблемой нашего сегодняшнего урока А помогут нам в этом картины известных русских художников и стихотворения русских поэтов. Цель нашего исследования: подготовиться к написанию сочинения на тему «Какого цвета снег?», в котором вы опишите снег, изображённый на рассмотренных картинах и поразмышляете, почему он именно такой.
По ходу урока будем составлять план нашего сочинения. А любая письменная работа начинается со вступления. Мы уже поговорили о вашем восприятии зимы. Как мы можем озаглавить первый пункт план, соответствующий вступлению.

Моё восприятие зимы (записать на доске)

– Какой тип речи используем в этом пункте? (Рассуждение)
– Продолжаем работу и отправляемся в путь познания и исследования.

III. Знакомство с картинами, проведение словарной работы

1. – Перед нами репродукции картин русских художников Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» и Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
– Я упомянула слова репродукции картин. А что такое картина? (Произведение живописи в красках).
– Подберите синонимы к этому слову. (Полотно, произведение, холст, шедевр)
– А почему мы употребляем слова репродукция картины? Что оно обозначает? (Воспроизведение картин, рисунков путём фотографирования или типографским способом)
– Что объединяет эти картины? Что на них изображено? (Природа)
– А как называется картина или рисунок, изображающая виды природы? (Пейзаж)
– А художник, рисующий пейзажи? (Пейзажист)
– Составьте предложение, используя фамилии художников и слово «пейзажист». (Пластов, Грабарь – художники-пейзажисты.)
– Объясните постановку тире в этом предложении. Мы говорим: «Художник изображает». А как по-другому можно назвать это действие? Подберите синонимы к слову «изображать». (Рисовать, писать, создавать образ)

2. Как приходит зима?

– На какой из картин изображено начало зимы? (Пластов «Первый снег»)
Краткая справка о художнике: Аркадий Александрович Пластов (слайд 9) родился в селе Прислониха недалеко от Симбирска. Учился в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. После обучения вернулся в родное село и как самый образованный был избран председателем колхоза, который возглавлял долгие годы. После того. Как отошёл от колхозных дел посвятил себя полностью рисованию.
– Что убеждает нас в том, что это действительно начало зимы? (Автор показал снег только что выпавший и продолжающий падать. На картине есть ещё кусочки земли. Нет сугробов)
– Снег идёт. Снег падает. А холст неподвижен. Как удалось передать движение? (Ветви деревьев наклонены, словно дует ветер)
– Кого изобразил автор на переднем плане? Опишите их. (Девочку и мальчика, которые выбежали из дома и смотрят на первый снег)
– Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, они рады ему)
– А какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег? (А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»)
– Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (Не колючий, светло-синий)
– С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (На белую пухлую вату)
– Как называется такой изобразительно-выразительный приём? (Сравнение)
– А какого цвета снег на картине? (Белый, чистый, свежий)
– Что означает прилагательное «чистый»? (Неиспачканный, незагрязненный)
– Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (Сероватый, зеленоватый, коричневатый)
– Запишем эти слова. Выполним морфемный разбор.
Сероватый, зеленоватый, коричневатый.
– Какое значение вносят суффиксы -оват-, -еват-? (Чуть-чуть, слегка)
– Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему? (Использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)
– Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега? А какие из записанных слов помогают понять замысел Пластова? (важно было показать белизну, чистоту первого снега, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)

3. – А теперь мы побываем в зимнем лесу Художника Игоря Эммануиловича Грабаря.
Краткая справка о художнике: Увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором. В начале ХХ века был директором Третьяковской галерее в Москве, а затем Русского музея города Санкт-Петербурга.
Какой месяц описывает художник?
Именно февральские краски стали для Грабаря волнующими и привлекательными?
– Рассмотрим картину художника. (Звучит музыка Чайковского «Времена года. «Январь»)
Об истории создания полотна: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку, нагнулся, чтобы поднять её. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба! Если бы хоть десятую часть этой красоты передать, то и это будет бесподобно», – подумал я. И это видение изобразил художник на картине «Февральская лазурь».

– Какой цвет покорил художника? (Голубой)
– Именно голубой цвет он и хотел подчеркнуть. Его и включил он в название картины. Давайте попробуем объяснить значение слова «лазурь». (Светло-синий, синева)
– И действительно, автор использует множество его оттенков. Каким ещё красками наполнен февральский день? Каково небо? (Голубой, бирюзовый, тёмно-синий, ярко-синий)
– Когда бывает такое небо? (В морозный солнечный день)
– Что помогает понять, что день солнечный, ведь солнца нет на картине? (Тени от деревьев, ярко освещены стволы деревьев)
– Каким увидел снег Грабарь в февральские дни? (Розоватый, лиловый, сиреневый, голубой в тени деревьев, переливающийся, солнечный)
– Что изобразил художник на переднем плане картины? (Берёзу)
– И почему Грабарь изобразил именно берёзу? Найдём ответ на этот вопрос, прочитав отрывки из стихотворений. (Подборка стихов о берёзе по усмотрению учителя)
– Как относятся авторы этих строк к берёзе? Совпадает ли их мнение с мнением художника? Почему вы так считаете? (Любовь, уважение; берёза – символ России)
– Подведём итог нашим наблюдениям. Каким изобразил снег Грабарь? Что дорого художнику в этот февральский день? (Снег искрящийся, радужный, передающий солнечное настроение, снег февральского лучистого дня, показать красоту русской природы)
– Мы поговорили о том, каким видят снег русские художники. Как озаглавим следующий пункт плана? Можно ли его распространить, сделать более подробным? Какой тип речи будем использовать?

4. Снег на картинах русских художников:

А) Первый снег на холсте А.А.Пластова;
Б) Февральский снег на полотне И.Э.Грабаря. (описание + рассуждение)

IV. Словарь чувств

– Какие чувства, навеянные встречей с зимой, снегом, хотят передать нам художники? А какие испытываете вы? Выберите те слова, которые помогут вам их передать. Зачеркните лишнее.

Радость Восторг Страх
Удивление Восхищение Тревога
Испуг Грусть Интерес

V. Работа со стихотворными отрывками

Отработка умения использовать в речи тропы.

– Сегодня мы увидели, как художник с помощью красок может нарисовать великолепную картину. А с помощью чего не менее великолепный пейзаж может изобразить поэт? (Слова)
– Что помогает украсить речь? (Изобразительно-выразительные средства)

– Постарайтесь найти изобразительно-выразительные средства языка, которые помогли поэтам показать образ снега, зимы. Подчеркните их. Они помогут нам сделать нашу речь яркой и выразительной. (Подборка стихотворных отрывков по усмотрению учителя)
– Попробуем тоже украсить наши высказывания. Составьте предложения о снеге и зиме, используя изобразительно-выразительные средства, которые мы отметили.
– В какой части сочинения вы можете их использовать?

VI. Подведение итогов

– Какого же цвета снег? От чего зависит цвет снега на картинах? (Не только от состояния природы, но и от замысла художника, который с помощью цвета передаёт своё отношение к изображаемому)
– Можем ли мы сказать, что открыли секрет художника?
– О чем мы будем писать в заключении? Как его озаглавим. Определить тип речи.

5. Секрет художника (рассуждение).

– Какой вид плана мы составили? Обратим внимание на знаки препинания при оформлении плана.

VII. Рефлексия

Звучит вальс Свиридова «Метель».

VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Какого цвета снег?»