"Буквы о-ё после шипящих в корнях слов". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Урок путешествие

Цель урока: Формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.

Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.

Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской *85, упр. № 442, магнитные буквы, снежинки, паровозик из «Ромашково», таблички с названием станций, словарные слова, перфокарты, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.

Ход урока:

1. 0рг. момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (слайд№1)

Вы научитесь правильно выбирать, какую букву ё или о писать после шипящих.

3. Артикуляционная гимнастика.

А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (слайд№2)

1) Подъезжаем к станции «Проверяйка» (слайд№3)

- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? Ответы детей.

- Правильно: Давайте его вспомним.

Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.

- А теперь выберите слова из домашнего упражнения на это правило и объясните их правописание.

Хорошо все справились с заданием. Движемся дальше.

2)-Вы любите играть?

Тогда остановимся на станции «Проверяйка».

Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.

-Чего в них не хватает?

-Лучиков.

Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок корни для I -го варианта -раст-, -ращ-, а для 2-го варианта -рос-. А вы должны будете придумать как можно больше слов с этими корнями, написать их на лучиках и построить снежинку. А некоторые учащиеся из этого снега слепят снеговиков (работа с перфокартами для ослабленных учеников).

Раз, два, три – начали.

Проводится игра «Снежинка».

Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!

3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)

Но что за домик виднеется вдали?

- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.

- Ребята, вы любите слушать сказки?

- Да.

- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.

- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.

- А сколько гласных?

- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.

- Назовите все гласные буквы.

- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)

Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.

- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.

- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.

- Как вы думаете, почему?

- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».

- Расскажите его.

(Рассказывают).

А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол.

- Объясните их значение.

- Ответы учащихся.

Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!

- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?

- Да.

Давайте откроем учебник и повторим правило, с которым познакомила нас сказка. (Стр. 171 *85) (Ученик читает правило.)(Слайд №5)

4) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка» (слайд№6)

Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!

Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква. -А сколько гласных?

(Игра «Снежки»).

5) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка» и там потренируемся в использовании нового правила на практике. Выполним упражнение № 442(слайд№7)

- Прочитайте задание...

Это задание выполним по вариантам: 1-й вариант выписывает слова с буквами Ч и Щ,

2-й вариант - с буквами Ж и Ш. (Два ученика работает у доски, класс в тетрадях.)

- Расскажите, каким правилом вы пользовались при выполнении упражнения?

- Придумайте предложение, используя в нём слово или слова из упражнения.

- Ответы ребят.

- Я тоже вспомнила пословицу, в которой есть слово на изучаемую орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.

- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.

- В каком произведении встречается?

- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?

- Крылов Иван Андреевич.

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

Ответ у доски.

6) Приближаемся к станции «Запоминалка» (слайд№8)

Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.

Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.

-Отгадайте, как их зовут?

- Шофёр, Шоссе, Шоколад.

- Запишите эти имена в столбик в тетради и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.

- Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания.

- Шофёр опытный,

- Шоссе широкое,

- Шоколад вкусный.

7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.

Пора ехать домой в нашу школу № 1, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.

4. Итог урока.

Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать.

5. Домашнее задание (слайд№9)

Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите *85, придумайте сказку о словах иностранцах и проиллюстрируйте своими рисунками.

Список литературы

  1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебник для 5 кл. - М.: 2005;
  2. В.М. Бурмако Русский язык в рисунках. –М.: «просвещение» 1991;
  3. https://urok.1sept.ru/index.php?numb_artic=410477 .
  4. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/d/dom.html
  5. CD: Векторный клипарт CorelDRAW