Урок путешествие
Цель урока: Формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.
Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской *85, упр. № 442, магнитные буквы, снежинки, паровозик из «Ромашково», таблички с названием станций, словарные слова, перфокарты, таблицы, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку.
Ход урока:
1. 0рг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым орфографическим правилом: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (слайд№1)
Вы научитесь правильно выбирать, какую букву ё или о писать после шипящих.
3. Артикуляционная гимнастика.
А поедем в страну «Орфография» на паровозике из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон...». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (слайд№2)
1) Подъезжаем к станции «Проверяйка» (слайд№3)
- Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке? Ответы детей.
- Правильно: Давайте его вспомним.
Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.
- А теперь выберите слова из домашнего упражнения на это правило и объясните их правописание.
Хорошо все справились с заданием. Движемся дальше.
2)-Вы любите играть?
Тогда остановимся на станции «Проверяйка».
Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки какие-то неправильные.
-Чего в них не хватает?
-Лучиков.
Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в серединках будущих снежинок корни для I -го варианта -раст-, -ращ-, а для 2-го варианта -рос-. А вы должны будете придумать как можно больше слов с этими корнями, написать их на лучиках и построить снежинку. А некоторые учащиеся из этого снега слепят снеговиков (работа с перфокартами для ослабленных учеников).
Раз, два, три – начали.
Проводится игра «Снежинка».
Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько намело снега. Скорей в поезд!
3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)
Но что за домик виднеется вдали?
- Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт? -Буквы. -А сколько их? -33 буквы.
- Ребята, вы любите слушать сказки?
- Да.
- Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с гласными в этом домике.
- Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
- А сколько гласных?
- 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков - ъ и ь. Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.
- Назовите все гласные буквы.
- А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на магнитную доску.)
Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
- Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.
- Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят.
- Как вы думаете, почему?
- Существует правило: «Правописание гласных после шипящих».
- Расскажите его.
(Рассказывают).
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О, например: жёлудь, шёпот, шёлк (учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол.
- Объясните их значение.
- Ответы учащихся.
Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!
- Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?
- Да.
Давайте откроем учебник и повторим правило, с которым познакомила нас сказка. (Стр. 171 *85) (Ученик читает правило.)(Слайд №5)
4) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка» (слайд№6)
Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!
Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква. -А сколько гласных?
(Игра «Снежки»).
5) - Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь, мы помчимся на станцию «Закрепляйка» и там потренируемся в использовании нового правила на практике. Выполним упражнение № 442(слайд№7)
- Прочитайте задание...
Это задание выполним по вариантам: 1-й вариант выписывает слова с буквами Ч и Щ,
2-й вариант - с буквами Ж и Ш. (Два ученика работает у доски, класс в тетрадях.)
- Расскажите, каким правилом вы пользовались при выполнении упражнения?
- Придумайте предложение, используя в нём слово или слова из упражнения.
- Ответы ребят.
- Я тоже вспомнила пословицу, в которой есть слово на изучаемую орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.
- Что означает эта пословица? -Ответы ребят.
- В каком произведении встречается?
- В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под дубом»?
- Крылов Иван Андреевич.
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Ответ у доски.
6) Приближаемся к станции «Запоминалка» (слайд№8)
Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали иностранцы. Да, слова иностранцы.
Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.
-Отгадайте, как их зовут?
- Шофёр, Шоссе, Шоколад.
- Запишите эти имена в столбик в тетради и запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
- Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания.
- Шофёр опытный,
- Шоссе широкое,
- Шоколад вкусный.
7) Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.
Пора ехать домой в нашу школу № 1, но сначала повторим те правила, которые мы сегодня изучили.
4. Итог урока.
Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне было приятно с вами путешествовать.
5. Домашнее задание (слайд№9)
Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторите *85, придумайте сказку о словах иностранцах и проиллюстрируйте своими рисунками.
Список литературы
- М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебник для 5 кл. - М.: 2005;
- В.М. Бурмако Русский язык в рисунках. –М.: «просвещение» 1991;
- https://urok.1sept.ru/index.php?numb_artic=410477 .
- http://www.lenagold.ru/fon/clipart/d/dom.html
- CD: Векторный клипарт CorelDRAW