Цель:
- познакомить с новым звуком и новыми буквами,
- формировать навыки чтения, учить работать с текстом,
- закреплять знания о звонких и глухих парных согласных,
- развивать фонематический слух, внимание, память, речь, мышление,
- побуждать интерес и любовь к чтению,
- воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
- букварь,
- таблицы по обучению грамот,
- касса букв,
- лента памяти,
- карточки с буквой Ш,
- рисунок «гостя».
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Повторение.
- Гость принес задание. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая обозначает этот звук. Но вначале давайте повторим ленту памяти
- Какие гласные вы знаете? Назовите их. Какие из них особенные? Почему? Назовите парные глухие и звонкие согласные.
- Назовите звонкие согласные, не имеющие пары.
3. Изучение нового звука.
Гостю понравилось, как вы отвечали, и она предлагает поиграть в игру «Докажи словечко».
- Выделение нового звука
Слышит мишка краем уха,
Как жужжит под ухом муха
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может Мишка отчего под ухом …………. (шишка)Если мы растем на ели,
мы на месте, мы при деле
А на лбах у ребятишек никому не нужно……. (шишек)
- Какой новый звук вы услышали в этих словах? Гостья предлагает новое задание. Я буду читать стихотворение, а вы как только услышите звук (ш), хлопните в ладоши. Посчитайте, сколько раз вам встретится звук (ш). Самый внимательный получит приз от гостьи.
Шимпанзе-артист бывалый:
шуток знает он не мало,
и с шарманкою своей,
целый день смешит детей.
Ответы детей.
- А теперь придумайте слова, чтобы в них был звук (ш). Ответы детей. А никто не обратил внимание, что нашу гостью зовут Шапокляк. Что вы знаете о ней? Шапокляк – героиня книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Шапокляк- очень вредная старуха. Произнесите первый звук в слове - Шапокляк.
- Дайте характеристику этого звука.
- звук (ш) согласный. Он не поется, не тянется. Воздух при его произношении встречает преграду. Этот звук глухой, так как при его произнесении в ушах не слышно звона. Он твердый, и произносится твёрдо.
4. Знакомство с буквой.
- Звук (ш) обозначает буквой Ш
Посмотри на букву Ш –
буква очень хороша,
Потому, что из неё можно сделать е и ё.
- Давайте отыщем эту букву в ленте памяти.
5. Упр. на синтез
6.
- Упр. на выделение ударного слога, с последовательным переносом ударения с первого-на второй, со второго на третий.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши
Ше-ше-ше
- Чтение скороговорки
Аш-аш-аш- уменя есть карандаш
Ош-ош-ош – карандаш тот так хорош
Шу-шу-шу- им рисую и пишу
Аш-аш-аш- но сломался карандаш
Ша-ша-ша- больше нет карандаша.
6. Чтение слов с новой буквой (задание диффенцированое), задание по группам.
Прочитать слова и составить с ними предложения
1-я группа
- Саша
- шары
2-я группа
- машина
- малыши
3-я группа
Шура и Маша варили кашу
Игра «Пружинка»
Найди начало и конец слова
- ЛАН ДЫ ШИ
- ШО КО ЛАД КА
- МЫ ШИ
- КА МЫ ШИ
ИГРА « Найди слово» На доске написаны 5 слов, Но Шапокляк утверждает, что здесь есть 6-е слово. Давайте его найдем.
- шалаш
- корова
- осы
- луна
- автобус
Правильно! Школа! На эту тему Шапокляк принесла частушку.
Мы – нем – но- го по-шу-ме-ли,
в класс - се ок - на за зве – не-ли,
мы ска–за-ли ти–ши -на
в шко - ле трес – ну -ла сте - на
Чтение детьми по слогам частушки.
-Объяснить смысл пословиц, в которых встречается звук (ш)
- поспешишь - людей насмешишь.
- знай больше, а говори меньше.
- в гостях хорошо, а дома лучше.
Работа по учебнику, русской азбуки, страница 142.
«Петушки» - чтение.
- назовите рифмы
- найдите и подчеркните сочетание «ши»
- найдите слова с мягким знаком. Какую роль он играет в словах?
- когда о детях говорят: «они распетушились?»
- как таких детей можно назвать одним словом? «драчуны»
Повторное чтение с постановкой логического ударения. Чтение хором, цепочкой по две строчки, парами.
Итог урока.
С какими новыми буквами и звуком познакомились?
В чем секрет буквы Ш?
Бывает ли при написании рядом с буквой Ш буквы Ы? Почему?
Дайте характеристику звука (ш)
Звук (ш) согласный глухой и всегда твёрдый.