Цели урока:
- Формировать у учащихся суждения о языке как системе воплощения культурных ценностей.
- Выявлять особенности личностной оценки и индивидуальной позиции учащихся в вопросах исторического развития языка.
- Воспитывать ценностные установки личности в процессе обучения родному языку: способствовать переживать чувство гордости за русский язык и его великую историю, чувство ответственности носителя языка за его дальнейшее сохранение
Ход урока
1. Вводное слово учителя на тему «Один из мощнейших пластов заимствований составляют старославянизмы - заимствования из старославянского языка» . Сообщение цели: сегодня мы будем учиться «ВИДЕТЬ» старославянские слова и объяснять написание слов в соответствии с историческими процессами; уметь находить в текстах произведений русской литературы старославянские формы
(Работа со схемой презентация, слайды 3-4)
2. Сообщение «Славянская азбука» (слайды 6-9 и приложение 1)
3. Практическая работа:
4. На основе текста составьте таблицу (самостоятельная работа).
Фонетические приметы старославянских по происхождению слов |
Фонетические приметы исконно русских по происхождению слов |
|
|
|
|
|
|
Результат работы.
Фонетические приметы старославянских по происхождению слов |
Фонетические приметы исконно русских по происхождению слов |
Неполногласие в корне слов: -ра-, -ре-, -ла-, -ле- |
Полногласие в корне слов: -оро-, -ере-, -оло- |
Начальные сочетания ра-, ла- |
Начальные сочетания ро-, до- |
Начальные буквы а,е,ю |
Начальные буквы я, о, у |
Проверка результатов выполненного задания (слайды)
5. Продолжение составления таблицы: работа с текстом (приложение3)
Проверка результатов выполненного задания.
6. Словообразовательные приметы старославянизмов. Слово учителя (слайды)
7. Практическая часть:
№ 65. Найдите старославянизмы, укажите на их приметы.
Нощь и поле, и крик петухов...
С златной тучки глядит Саваоф.
(Есенин)Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес...
Колокольчик среброзвонный,
Ты поешь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
(Есенин)Промчались навсегда те
времена златые,
Когда под скипетром великия
жены
Венчалась славою счастливая
Россия,
Цветя под кровом тишины.
(Пушкин)Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.
(Лермонтов)…И где являются порой
Умы и хладные и твердые как
камень?
Но мощь их давится
безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра
спокойный пламень.
(Лермонтов)Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг...
(Пушкин)
8. Подведение итога урока.Рефлексия
9. Домашнее задание: Найдите в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» старославянизмы; подберите, где это возможно, соответствующие исконно русские слова. Как соотносятся их значения? Охарактеризуйте эти слова с точки зрения их стилистической принадлежности.
Литература.
- В.А. Багрянцева и др. Русский язык: учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. Ч.I. Лексикология и лексикография. Фонетика. Графика, Орфография, Морфемика и словообразование.- М.: Изд-во МГУ, 200.
- О.Н. Зайцева. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 8 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Вербум – М, 2005.
- О.Е. Дроздова. Уроки русского языка для школьников: 5-8 кл.: Пособие для уч-ся. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Приложения.