Цели урока:
- познакомить детей с простым глагольным сказуемым и способами его выражения;
- расширить представления учеников о сказуемом, его признаках;
- формировать культурную компетентность.
Задачи урока:
- Развивающие:
- Уметь находить в тексте простое глагольное сказуемое;
- Развивать речь учащихся (работа с прозаическими и поэтическими текстами);
- Расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике современных поэтов
- Образовательные:
- Универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
- Специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)
- Воспитательные: Воспитание патриотизма, любви к родной природе, к родному слову
Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями.
Содержание урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного на прошлом уроке.
Сегодня с утра вы шли в школу и, наверное, обратили внимание на то, что вопреки народным приметам осень продолжает радовать нас прекрасной погодой. И хотя уже прохладно и свежо на улице, но небо, как летом, голубое, и ярко светит солнце. И невольно приходят на память строчки из стихотворений русских поэтов.
В Ботаническом лужи блестят
Озерками большими и мелкими,
А по веткам рыжими белками
Прыгает листопад.Вон, смеясь и прильнув друг к дружке,
Под заливистый птичий звон
Две рябинки, как две подружки,
Переходят в обнимку газон.Липы важно о чем-то шуршат,
И служитель метет через жердочку
То ль стекло, то ли синюю звездочку,
Что упала с рассветом в сад.
Эдуард Асадов
Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.
Б…резы ж…лтою ре…ьбой бл…стят в лазур… г…лубой (И.А.Бунин)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Сделайте синтаксический разбор предложения. Дайте определение подлежащего.
- Подчеркните в тексте грамматические основы, определите способы выражения подлежащего
На закате, пышном, но не резком,
Облака чего-то ждут, застыв;
За руки держась, исходят блеском
Два последних, самых золотых;Оба к солнцу обращают лица,
Оба меркнут с одного конца;
Старшее несет перо жар-птицы,
Младшее - пушинку жар-птенца.
- А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?
- А чем выражены сказуемые?
- Подготовка к восприятию нового материала.
Вопросы и задания
Найдите и подчеркните подлежащие и слова, которые что-либо о них сообщают:
- Листья падали и устилали дорожки парка.
- Приходи ты, осень, в гости к нам скорей!
- Выглянуло бы солнышко из-за туч.
- Жизнь прожить – не поле перейти.
Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого.
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что сообщается о подлежащем. |
А теперь определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.
- Повторение темы “Глагол”.
Давайте повторим с вами все, что мы знаем о наклонениях глагола.
- Какие формы наклонения имеет глагол?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
- В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
- Может ли одно наклонение употребляться в значении другого?
- Рассмотрите запись: в какой колонке глаголы сказуемые различаются только грамматическими значениями (наклонения, времени), а в какой – лексическими значениями?
Золотая осень пришла в наши края. Золотая осень явилась в наши края. Золотая осень прилетела в наши края. |
Золотая осень приходит в наши края. Золотая осень приходила в наши края. Золотая осень будет приходить в наши края. Приходила бы золотая осень в наши края. Пусть приходит золотая осень в наши края. |
- Определите грамматическое значение глаголов-сказуемых в данных предложениях.
- Какой же из этого следует вывод? Какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным.
А теперь спишите текст и определите грамматическое значение глаголов-сказуемых.
Звенят звонки
У белок и ежей -
От веpхних
И до нижних этажей:
— Пpовеpьте поскоpей
Свои кладовки -
Хватило б вам пpипасов
Для зимовки!
(В.Орлов)
- Объяснение нового материала.
Рассмотрим, какими же еще способами может быть выражено простое глагольное сказуемое.
- Простое глагольное сказуемое может быть выражено: фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении.
После победы он задрал нос.
- Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац и т.д. Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор... (А.С. Пушкин). А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной! с молодым! (А.С. Грибоедов); Но царевна в обе руки хвать – поймала. (А.С. Пушкин).
- Инфинитивом в значении изъявительного наклонения:
И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)
- Бывает, что в простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого; Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри.
- Записать текст под диктовку с самопроверкой
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем и совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Все небо затянули свинцовые тучи. Лес притих, насторожился. Но вот налетел резкий ветер, деревья заскрипели, в их вершинах раздался треск. (По Г.Скребицкому)
- Устная работа по развитию речи.
- Определить тип речи. Какой вид сказуемого при этом используется?
- Прочитайте текст. Определите грамматическое значение сказуемых. Попробуйте объяснить, почему сказуемые с данными грамматическими значениями используются в тексте-описании.
Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса. (Л.Пантелеев)
- Тест по теме “Простое глагольное сказуемое”
Отметь предложения с простым глагольным сказуемым.
- Человек должен стремиться к высшей цели.
- Небо было закрыто тучами.
- Мы будем активно готовиться к конкурсу эрудитов.
- В этом случае мы тренировались бы чаще.
- Я буду выступать в заключительном концерте.
- Решайте быстрее!
- Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
- На дороге показалась повозка.
- Всю дорогу пассажиры клевали носом.
Укажите, в форме какого наклонения употреблены эти сказуемые
Изъявительное | ||||
Условное | ||||
Повелительное |
- Подведение итогов урока.
Что нового узнали вы сегодня на уроке?
- Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру об осени, используя простые глагольные сказуемые в разных формах.
Спасибо за урок! Комментирование оценок.