Урок "Простое глагольное сказуемое"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомить детей с простым глагольным сказуемым и способами его выражения;
  • расширить представления учеников о сказуемом, его признаках;
  • формировать культурную компетентность.

Задачи урока:

  1. Развивающие:
  • Уметь находить в тексте простое глагольное сказуемое;
  • Развивать речь учащихся (работа с прозаическими и поэтическими текстами);
  • Расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике современных поэтов
  1. Образовательные:
  • Универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • Специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)
  1. Воспитательные: Воспитание патриотизма, любви к родной природе, к родному слову

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями.

Содержание урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного на прошлом уроке.

Сегодня с утра вы шли в школу и, наверное, обратили внимание на то, что вопреки народным приметам осень продолжает радовать нас прекрасной погодой. И хотя уже прохладно и свежо на улице, но небо, как летом, голубое, и ярко светит солнце. И невольно приходят на память строчки из стихотворений русских поэтов.

В Ботаническом лужи блестят
Озерками большими и мелкими,
А по веткам рыжими белками
Прыгает листопад.

Вон, смеясь и прильнув друг к дружке,
Под заливистый птичий звон
Две рябинки, как две подружки,
Переходят в обнимку газон.

Липы важно о чем-то шуршат,
И служитель метет через жердочку
То ль стекло, то ли синюю звездочку,
Что упала с рассветом в сад.
Эдуард Асадов

Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.

Б…резы ж…лтою ре…ьбой бл…стят в лазур… г…лубой (И.А.Бунин)

  • Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Сделайте синтаксический разбор предложения. Дайте определение подлежащего.
  • Подчеркните в тексте грамматические основы, определите способы выражения подлежащего

На закате, пышном, но не резком,
Облака чего-то ждут, застыв;
За руки держась, исходят блеском
Два последних, самых золотых;

Оба к солнцу обращают лица,
Оба меркнут с одного конца;
Старшее несет перо жар-птицы,
Младшее - пушинку жар-птенца.

  • А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?
  • А чем выражены сказуемые?
  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Вопросы и задания

Найдите и подчеркните подлежащие и слова, которые что-либо о них сообщают:

  1. Листья падали и устилали дорожки парка.
  2. Приходи ты, осень, в гости к нам скорей!
  3. Выглянуло бы солнышко из-за туч.
  4. Жизнь прожить – не поле перейти.

Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого.

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что сообщается о подлежащем.

А теперь определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.

  1. Повторение темы “Глагол”.

Давайте повторим с вами все, что мы знаем о наклонениях глагола.

  • Какие формы наклонения имеет глагол?
  • Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
  • Как изменяются глаголы в условном наклонении?
  • В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
  • Может ли одно наклонение употребляться в значении другого?
  • Рассмотрите запись: в какой колонке глаголы сказуемые различаются только грамматическими значениями (наклонения, времени), а в какой – лексическими значениями?
Золотая осень пришла в наши края.
Золотая осень явилась в наши края.
Золотая осень прилетела в наши края.
Золотая осень приходит в наши края.
Золотая осень приходила в наши края.
Золотая осень будет приходить в наши края.
Приходила бы золотая осень в наши края.
Пусть приходит золотая осень в наши края.
  • Определите грамматическое значение глаголов-сказуемых в данных предложениях.
  • Какой же из этого следует вывод? Какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным.

А теперь спишите текст и определите грамматическое значение глаголов-сказуемых.

Звенят звонки
У белок и ежей -
От веpхних
И до нижних этажей:
— Пpовеpьте поскоpей
Свои кладовки -
Хватило б вам пpипасов
Для зимовки!
(В.Орлов)

  1. Объяснение нового материала.

Рассмотрим, какими же еще способами может быть выражено простое глагольное сказуемое.

  1. Простое глагольное сказуемое может быть выражено: фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении.

После победы он задрал нос.

  1. Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац и т.д. Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор... (А.С. Пушкин). А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной! с молодым! (А.С. Грибоедов); Но царевна в обе руки хвать – поймала. (А.С. Пушкин).
  2. Инфинитивом в значении изъявительного наклонения:

И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)

  1. Бывает, что в простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого; Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри.
  1. Записать текст под диктовку с самопроверкой

Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем и совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Все небо затянули свинцовые тучи. Лес притих, насторожился. Но вот налетел резкий ветер, деревья заскрипели, в их вершинах раздался треск. (По Г.Скребицкому)

  1. Устная работа по развитию речи.
  • Определить тип речи. Какой вид сказуемого при этом используется?
  • Прочитайте текст. Определите грамматическое значение сказуемых. Попробуйте объяснить, почему сказуемые с данными грамматическими значениями используются в тексте-описании.

Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса. (Л.Пантелеев)

  1. Тест по теме “Простое глагольное сказуемое”

Отметь предложения с простым глагольным сказуемым.

  1. Человек должен стремиться к высшей цели.
  2. Небо было закрыто тучами.
  3. Мы будем активно готовиться к конкурсу эрудитов.
  4. В этом случае мы тренировались бы чаще.
  5. Я буду выступать в заключительном концерте.
  6. Решайте быстрее!
  7. Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
  8. На дороге показалась повозка.
  9. Всю дорогу пассажиры клевали носом.

Укажите, в форме какого наклонения употреблены эти сказуемые

Изъявительное        
Условное        
Повелительное        
  1. Подведение итогов урока.

Что нового узнали вы сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру об осени, используя простые глагольные сказуемые в разных формах.

Спасибо за урок! Комментирование оценок.

Презентация