Задачи:
- Повторение структуры предложения с прямой речью, формирование умения записывать цитаты как предложения с прямой речью, развитие орфографической зоркости.
- Воспитание любви к природе, культуры учебной деятельности.
- Развитие учебно-познавательной компетенции – самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
- Проектор,
- Экран,
- Презентация Microsoft Office PowerPoint.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Долгожданный
дан звонок – |
Запись в тетради (число, классная работа) |
II. Актуализация ЗУН.
Слайд 1. - Дети, посмотрите на изображения этих животных. Все ли из них вам знакомы? - А знаете ли вы, что случилось с этими героями однажды зимой? - Вот послушайте. (Учитель или хорошо читающий ученик читает отрывок из рассказа) Всему свое время. Надоела зима. Вот бы лето сейчас! Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался? Спрашивает Сорока. Свиристель отвечает. Спрашиваешь ещё, перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке! А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач. Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные — отморозил! Сорока к Медведю стучится. Как зиму зимуешь? Так себе! На правом боку лежу — малина мерещится, на левом — мёд липовый. Ворчит Миша. Сорока стрекочет. Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась! И зима провалилась... (по Сладкову Н. И.) - Вспомнили, что это за рассказ? Анализ названия. - Заметили ли вы, каких предложений очень много в этом тексте? Слайд 2. Посмотрите на эти предложения. Все ли верно записано на доске? - Как правильно оформить предложения с прямой речью? Слайд 3.
На листочках, которые перед вами, ручкой исправьте ошибки. 1-2 предложение разбирается коллективно, 3-6 самостоятельно. В 6 предложении найти и подчеркнуть все орфограммы. Слайд 4. Проверка 3-6 предложения (взаимопроверка) А знаете ли вы, чем закончился этот рассказ? Верно! |
Дети называют знакомых животных (медведь,
сорока).
Предложений с прямой речью. Нет. Неправильно стоят знаки препинания в предложениях с прямой речью После прямой речи перед словами автора ставится запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а после любого из этих знаков - тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. “П”, - а. “П!” - а. “П?” - а. “П…” - а. Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. А: “П”. А: “П?” А: “П!” А: “П…” Дети работают на индивидуальных листочках (Карточка 1).
Исправляют ошибки, если допустили их. Звери поняли, что все в природе взаимосвязано. Что времена года чередуются в строго-определенном порядке. В лесу снова настала зима, а жители леса стали терпеливо ждать весну. |
III. Сообщение темы и цели урока. - О чем рассказы Н. Сладкова? - Николай Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. Слайд 5. Вот что он говорил о природе. Прочитайте предложение. Объясните смысл. - Как вы думаете, что это за предложение? Вспомните, где мы встречались с такими предложениями. Обсудите в парах. - Да. Это цитата. Мы встречались с этим словом по книге “В одном счастливом детстве, в разделе “Глухая пора листопада”. - Слово цитата – словарное. Запишите его в тетради. (На доске вывешиваю карточку со словом цитата). Запомните: после буквы “ц” пишется “и”. - Уточните по толковому словарю учебника, что такое “цитата”? |
- О природе. О животных.
Ответы детей. Дети вспоминают определение, с которым встречались на уроке чтения в 3 классе по книге “В одном счастливом детстве”, 1 часть.
Учащиеся записывают в тетради слово “цитата”.
Один ученик читает вслух определение по стр. 95 учебника. |
IV. Постановка проблемы. -
Посмотрите, как оформлена цитата? На доске открываю название темы урока. “Запись цитаты в виде предложения с прямой речью”. |
Ответы детей (как предложение с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора). |
V. Изучение нового материала. - Опираясь на схемы, попробуем записать цитату в виде предложения с прямой речью. - Какие слова нам надо будет добавить? (Запись цитаты Н. Сладкова в виде предложения с прямой речью с опорой на схемы по вариантам:
|
Дети работают в тетради по вариантам. На доске работают два ученика, один записывает так, чтобы прямая речь стояла после слов автора, а другой – до слов автора. Н.И. Сладков говорил: "В природе нет ничего ни полезного, ни вредного, есть только необходимое". "В природе нет ничего ни полезного, ни вредного, есть только необходимое", — говорил Н.И. Сладков. Дети сверяют свои записи с доской, ставят свои самооценки за правильность и аккуратность выполненной работы. |
VI. Физ. пауза. 1.“Потрудились – отдохнем”. Потрудились – отдохнем 2. Гимнастика для глаз |
Ходьба на месте. |
VII. Закрепление. Работа по учебнику. Упр. 95 (стр.80-81). - Прочитайте цитаты. О чем они? Упражнение выполняется по заданию и образцу учебника: 1 цитата (Льва Николаевича Толстого) так, чтобы сначала была прямая речь; 2 цитата (Александра Ивановича Куприна) наоборот + назвать краткие прилагательные и обозначить все части речи; 3 цитата (Константина Георгиевича Паустовского) двумя способами. - Почему надо знать цитаты? |
Дети читают про себя, вслух. После выполнения, задание проверяется, оценивается. Дети вслух зачитывают предложения.
|
VIII. Итог урока. - Чему учились
на уроке? Запись на доске: Кавычки. |
Ответы детей.
Дети доказывают. |
IX. Домашнее задание. - Все ли у вас сегодня легко получалось? Сразу вспоминали, как нужно записать предложения? Надо ли еще потренироваться? Тогда посмотрите, что нужно будет выполнить дома. Упр. 96 (стр.81) |
Легко, но не сразу. Надо. |
X. Самооценка. - Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой. |
На полях своей тетради ставят свою оценку: :-) – довольны. |