Цели: вспомнить, как образуются деепричастия, какую синтаксическую роль они выполняют, какое грамматическое значение имеют, закрепить орфографические навыки, связанные с написанием деепричастий, а также совершенствовать умение пользоваться деепричастиями в речи.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальная беседа по темам прошлых уроков)
- Что такое деепричастие?
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите признаки деепричастий.
- С помощью каких суффиксов образуется?
- Чем является в предложении?
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем повторять деепричастия вместе с Пеппи Длинныйчулок, героиней хорошо известной вам книги.
- Помните, кто её автор? (Астрид Линдгрен)
На уроке мы используем главу 8 «Как к Пеппи забираются воры».
3. Основная часть урока.
После того, как учитель помогает ученикам вспомнить содержание главы, отдельные эпизоды, переходим к повторению.
1) Выборочный диктант
В столбик выпишите из текста, который читает учитель, только деепричастия.
Однажды тёмным осенним вечером двое бродяг шли мимо виллы «Курица». Это были настоящие воры – бродя по стране, они высматривали, где что можно украсть. Увидев свет в окнах у Пеппи, они решили войти и попросить по куску хлеба с мясом. Как раз в этот вечер Пеппи, высыпав из своего кожаного чемодана прямо на пол все золотые монеты, пересчитывала их. У неё плохо получалось, но всё же она считала, пытаясь сделать это для порядка.
Задание: одному из учеников записать на доске выписанные деепричастия, показать, как они образованы.
Вопрос классу:
- Что вам помогло определить, что это деепричастия?
- Определите вид деепричастий. (На какой вопрос отвечают?)
Рядом с деепричастиями запишите глаголы, от которых они образованы.
Вывод: как образуются деепричастия?
2) Учитель продолжает читать текст.
Как раз в этот момент раздался стук в дверь.
Хотите – входите, не хотите – не входите, поступайте как хотите! – крикнула она.
Дверь открылась, и воры вошли в комнату.
Можете себе представить выражение их лиц, когда они увидели рыжую девочку, которая, сидя на полу, пересчитывала золотые монеты.
- Ты что, одна дома? – спросили воры Пеппи.
- Вовсе нет, - ответила она, - господин Нильсон тоже здесь.
Воры не знали, что господин Нильсон – это маленькая обезьянка, спавшая в это время в своей деревянной кроватке, покрашенной в зелёный цвет.
Разволновавшись при виде золотых монет, они даже не попросили хлеба.
Два последних предложения записаны на доске. Ребята должны переписать их в тетрадь, объяснив постановку знаков препинания.
Беседа по вопросам.
- Что называется деепричастным оборотом?
- Как он выделяется на письме?
- В роли какого члена предложения он выступает?
4. Творческое задание.
Конструирование текста.
На доске записаны предложения:
Воры повернули к дверям и ушли. Они остановились на улице. Воры принялись ждать, пока девочка и этот господин Нильсон заснут.
Задание: Распространить предложения обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
После выполнения задания сравнить с оригинальным текстом:
Переглянувшись, ни говоря ни слова, воры повернули к дверям и ушли. Они остановились на улице, потирая руки от удовольствия. Усевшись поудобнее в саду, воры принялись ждать, пока девочка и этот господин Нильсон заснут.
5. Индивидуальная работа учащихся по модулю.
(Раздаточный материал - приложение 1, «Рабочий лист ученика» - приложение 2)
Учитель комметирует задания и алгоритм их выполнения.
После выполнения задания взаимопроверка. Учащиеся обмениваются работами и отмечают в таблице правильные ответы, сравнивая их с предложенным учителем образцом (приложение 3).
Оценка «5» - все ответы правильные.
Оценка «4» - не менее 6 правильных ответов.
Оценка «3» - не менее 4 правильных ответов.
Домашнее задание:
- Выберите три деепричастия, записанных сегодня на уроке, охарактеризуйте их и разберите по составу. Составьте по предложению с каждым из них.
- Составьте связный текст на тему «Зима», введя в него деепричастия и деепричастные обороты.