Конспект урока "Пеппи помогает повторять деепричастия" (Систематизация и обобщение изученного о деепричастии)

Разделы: Русский язык


Цели: вспомнить, как образуются деепричастия, какую синтаксическую роль они выполняют, какое грамматическое значение имеют, закрепить орфографические навыки, связанные с написанием деепричастий, а также совершенствовать умение пользоваться деепричастиями в речи.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальная беседа по темам прошлых уроков)

- Что такое деепричастие?

- На какие вопросы отвечает?

- Назовите признаки деепричастий.

- С помощью каких суффиксов образуется?

- Чем является в предложении?

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем повторять деепричастия вместе с Пеппи Длинныйчулок, героиней хорошо известной вам книги.

- Помните, кто её автор? (Астрид Линдгрен)

На уроке мы используем главу 8 «Как к Пеппи забираются воры».

3. Основная часть урока.

После того, как учитель помогает ученикам вспомнить содержание главы, отдельные эпизоды, переходим к повторению.

1) Выборочный диктант

В столбик выпишите из текста, который читает учитель, только деепричастия.

Однажды тёмным осенним вечером двое бродяг шли мимо виллы «Курица». Это были настоящие воры – бродя по стране, они высматривали, где что можно украсть. Увидев свет в окнах у Пеппи, они решили войти и попросить по куску хлеба с мясом. Как раз в этот вечер Пеппи, высыпав из своего кожаного чемодана прямо на пол все золотые монеты, пересчитывала их. У неё плохо получалось, но всё же она считала, пытаясь сделать это для порядка.

Задание: одному из учеников записать на доске выписанные деепричастия, показать, как они образованы.

Вопрос классу:

- Что вам помогло определить, что это деепричастия?

- Определите вид деепричастий. (На какой вопрос отвечают?)

Рядом с деепричастиями запишите глаголы, от которых они образованы.

Вывод: как образуются деепричастия?

2) Учитель продолжает читать текст.

Как раз в этот момент раздался стук в дверь.

Хотите – входите, не хотите – не входите, поступайте как хотите! – крикнула она.

Дверь открылась, и воры вошли в комнату.

Можете себе представить выражение их лиц, когда они увидели рыжую девочку, которая, сидя на полу, пересчитывала золотые монеты.

- Ты что, одна дома? – спросили воры Пеппи.

- Вовсе нет, - ответила она, - господин Нильсон тоже здесь.

Воры не знали, что господин Нильсон – это маленькая обезьянка, спавшая в это время в своей деревянной кроватке, покрашенной в зелёный цвет.

Разволновавшись при виде золотых монет, они даже не попросили хлеба.

Два последних предложения записаны на доске. Ребята должны переписать их в тетрадь, объяснив постановку знаков препинания.

Беседа по вопросам.

- Что называется деепричастным оборотом?

- Как он выделяется на письме?

- В роли какого члена предложения он выступает?

4. Творческое задание.

Конструирование текста.

На доске записаны предложения:

Воры повернули к дверям и ушли. Они остановились на улице. Воры принялись ждать, пока девочка и этот господин Нильсон заснут.

Задание: Распространить предложения обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

После выполнения задания сравнить с оригинальным текстом:

Переглянувшись, ни говоря ни слова, воры повернули к дверям и ушли. Они остановились на улице, потирая руки от удовольствия. Усевшись поудобнее в саду, воры принялись ждать, пока девочка и этот господин Нильсон заснут.

5. Индивидуальная работа учащихся по модулю.

(Раздаточный материал - приложение 1, «Рабочий лист ученика» - приложение 2)

Учитель комметирует задания и алгоритм их выполнения.

После выполнения задания взаимопроверка. Учащиеся обмениваются работами и отмечают в таблице правильные ответы, сравнивая их с предложенным учителем образцом (приложение 3).

Оценка «5» - все ответы правильные.

Оценка «4» - не менее 6 правильных ответов.

Оценка «3» - не менее 4 правильных ответов.

Домашнее задание:

  1. Выберите три деепричастия, записанных сегодня на уроке, охарактеризуйте их и разберите по составу. Составьте по предложению с каждым из них.
  2. Составьте связный текст на тему «Зима», введя в него деепричастия и деепричастные обороты.