Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (Презентация. Слайд 1)
Цели урока:
- Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С)
- Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
- Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
- расширять лексический запас учеников;
- воспитывать читательскую культуру;
- выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
I. Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа очень трудная и важная, так как подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины.
Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.В.Песков
II. Этап целеполагания
– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише.
III. Лексическая работа
– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли
мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова
являются активными в нашем лексиконе? Почему?
Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы
подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного
журналиста В. М. Пескова. Что вы знаете о
нём? (Презентация.
Слайд 2)
ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в
селе под Воронежем. С 23 лет занимается
журналистикой. Начинал в областной молодежной
газете. Более 40 лет активно работает в
«Комсомольской правде». Главные журналистские
интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей
природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и
духовных. В. Песков принадлежит к числу людей
подвижных и любознательных. Он много ездил по
нашей стране, дважды был в Африке, в странах
Индокитая, летал в Антарктиду.
Основой нескольких его книг, изданных «Молодой
гвардией», являются очерки и фотографии,
опубликованные в «Комсомольской правде». За одну
из них в 1964 году Василий Песков удостоен
Ленинской премии, за другую – премии имени
Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг,
Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка,
Балтийские острова, граница Европы и Азии.
Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза
на Аляску, шесть раз в Африку, был
в Австралии, Антарктиде, Китае,
во Вьетнаме.
Но писал В. М. Песков не только о природе, им
созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове,
с которым после интервью у него сложились
дружеские отношения. ((Презентация.
Слайд 3).
Всё его журналистское творчество проникнуто
горячей любовью к Отечеству.
III. Беседа по вопросам. Анализ текста
– Перед вами лежит схема анализа текста, по
которой мы будем работать. Результаты
анализа вы будете излагать в виде связного
высказывания.
– Прочитайте выразительно текст (Приложение
1)
– Укажите основные признаки текста. (Приложение
2. Карточка-информатор № 1 для
учащихся испытывающих затруднение при
выполнении данного задания).
– Что вы знаете о времени создания текста? (Текст
– отрывок из очерка «Отечество», из цикла
«Святые места», посвящённого 50-летию образования
СССР, 1967.)
– Какое впечатление производит этот текст? Какое
настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье
автора о том, что умещается в слове Родина. Автор
выражает трепетную любовь ко всему, что считает
своей Родиной, гордость и надежду.)
– Определите тему, основную мысль текста,
озаглавьте его. (Тема текста – понятие о
Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»).
Выделите ключевые слова.
– В каком предложении выражена основная мысль
текста? (А 29) (Презентация.
Слайд 4).
1)
1
2)
17
3) 22 4) 25
– Выделите микротемы, составьте план. (Презентация. Слайд 5)
– Вспомните, что такое проблема текста? Над
какими проблемами заставляет нас задуматься
автор? (Из чего же вырастает огромная
человеческая любовь к Родине?
– Почему человеку важно знать свои корни?)
Индивидуализация задания. «Слабые»
ребята могут взять карточку-информатор № 2. Приложение 2).
– Вы будете писать о вопросах, волнующих
современное общество. Как вы определите характер
проблемы по значимости? (Актуальная.)
Актуальный – важный, существенный для
настоящего момента.
– Какую сторону жизни человеческого общества
касаются проблемы текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные
качества, которыми руководствуется человек;
соблюдение принятых в обществе правил. (Презентация. Слайд 6)
– Сформулируйте и запишите проблемы текста,
используя речевые клише. (Презентация.
Слайды 7, 8)
– Какова точка зрения автора на данные проблемы?
(Без прошлого нет настоящего. Человек
должен вырасти сыном своей страны.)
Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
– Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи. (Презентация. Слайд 9)
1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение
Карточка-информатор № 3 (Приложение 3)
– В чём особенность композиции текста? (Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод. Последнее предложение по смыслу связано с первым. Завершённость текста.)
Языковые и стилистические особенности публицистического стиля
Морфологические – причастия,
причастные обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты,
сравнение.
Синтаксические – стилистические
фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм,
парцелляция, риторический вопрос, риторическое
обращение.
– Выполните задание В 8 (Приложение 4):
В 8. «С первого предложения В. М. Песков
вводит читателя в круг проблемы с помощью ____.
Размышляя о том, что умещается в слове Родина,
публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______.
Лексическое _______ («подобно… дереву»,
предложение 7) является средством развёртывания
темы очерка. Такое синтаксическое средство, как
_____ (предложения 9-12) помогает автору убедить
читателя в правильности собственного
высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю
доказывает такое морфологическое средство, как
употребление _________».
Список терминов:
- фразеологизм
- ряды однородных членов
- противопоставление
- риторический вопрос
- олицетворение
- лексический повтор
- причастие и причастные обороты
- вводные слова и предложения
- сравнение
IV. Итоги урока
– Подведём итоги урока. Что изменилось в
восприятии текста после проведённого
лингвистического анализа? (Презентация.
Слайд 10)
– Как вы понимаете слова: Очень полезно
оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
М. Монтель
V. Рефлексия
– Справились ли вы, ребята, с заданиями,
предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели
урока?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Сможете на ЕГЭ правильно определить
принадлежность текста к публицистическому стилю
речи, определить проблемы и написать по нему
сочинение?
– Над чем нам необходимо с вами поработать на
следующих уроках?
VI. Домашнее задание: записать в тетради анализ текста, опираясь на записи в тетради.
Оценки за урок.
– Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.