Урок русского языка в 10-м классе по теме "Лингвистический анализ текста"
Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (Презентация. Слайд 1)
Цели урока:
- Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С)
- Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
- Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
- расширять лексический запас учеников;
- воспитывать читательскую культуру;
- выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
I. Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа очень трудная и важная, так как подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины.
Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.В.Песков
II. Этап целеполагания
– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише.
III. Лексическая работа
– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли мы сказать, что
эти слова-синонимы? Все ли слова являются активными в нашем
лексиконе? Почему? Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы
подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного журналиста В. М. Пескова.
Что вы знаете о нём? (Презентация. Слайд 2)
ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в селе под
Воронежем. С 23 лет занимается журналистикой. Начинал в областной
молодежной газете. Более 40 лет активно работает в «Комсомольской
правде». Главные журналистские интересы Пескова лежат в сфере
взаимосвязей природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и
духовных. В. Песков принадлежит к числу людей подвижных и
любознательных. Он много ездил по нашей стране, дважды был в
Африке, в странах Индокитая, летал в Антарктиду.
Основой нескольких его книг, изданных «Молодой гвардией», являются
очерки и фотографии, опубликованные в «Комсомольской правде». За
одну из них в 1964 году Василий Песков удостоен Ленинской премии,
за другую – премии имени Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг, Центральная Азия,
Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы
и Азии. Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза
на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии,
Антарктиде, Китае, во Вьетнаме.
Но писал В. М. Песков не только о природе, им созданы очерки о Юрии
Гагарине, о маршале Жукове, с которым после интервью у него
сложились дружеские отношения. ((Презентация. Слайд 3).
Всё его журналистское творчество проникнуто горячей любовью к
Отечеству.
III. Беседа по вопросам. Анализ текста
– Перед вами лежит схема анализа текста, по которой мы будем
работать. Результаты анализа вы будете излагать в виде
связного высказывания.
– Прочитайте выразительно текст (Приложение 1)
– Укажите основные признаки текста. (Приложение 2.
Карточка-информатор № 1 для учащихся испытывающих затруднение
при выполнении данного задания).
– Что вы знаете о времени создания текста? (Текст – отрывок из
очерка «Отечество», из цикла «Святые места», посвящённого 50-летию
образования СССР, 1967.)
– Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение
передаёт автор? (Лирическое раздумье автора о том, что умещается в
слове Родина. Автор выражает трепетную любовь ко всему, что считает
своей Родиной, гордость и надежду.)
– Определите тему, основную мысль текста, озаглавьте его.
(Тема текста – понятие о Родине. Заглавие – «Огромная любовь к
Родине»). Выделите ключевые слова.
– В каком предложении выражена основная мысль текста? (А
29) (Презентация. Слайд 4).
1)
1
2)
17
3)
22
4) 25
– Выделите микротемы, составьте план. (Презентация. Слайд 5)
– Вспомните, что такое проблема текста? Над какими проблемами
заставляет нас задуматься автор? (Из чего же вырастает огромная
человеческая любовь к Родине?
– Почему человеку важно знать свои корни?)
Индивидуализация задания. «Слабые» ребята
могут взять карточку-информатор № 2. Приложение 2).
– Вы будете писать о вопросах, волнующих современное общество. Как
вы определите характер проблемы по значимости?
(Актуальная.)
Актуальный – важный, существенный для настоящего
момента.
– Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы
текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми
руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе
правил. (Презентация. Слайд 6)
– Сформулируйте и запишите проблемы текста, используя речевые
клише. (Презентация. Слайды 7,
8)
– Какова точка зрения автора на данные проблемы? (Без
прошлого нет настоящего. Человек должен вырасти сыном своей
страны.)
Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
– Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи. (Презентация. Слайд 9)
1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение
Карточка-информатор № 3 (Приложение 3)
– В чём особенность композиции текста? (Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод. Последнее предложение по смыслу связано с первым. Завершённость текста.)
Языковые и стилистические особенности публицистического стиля
Морфологические – причастия, причастные
обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты, сравнение.
Синтаксические – стилистические фигуры: антитеза,
инверсия, параллелизм, парцелляция, риторический вопрос,
риторическое обращение.
– Выполните задание В 8 (Приложение 4):
В 8. «С первого предложения В. М. Песков вводит
читателя в круг проблемы с помощью ____. Размышляя о том, что
умещается в слове Родина, публицист в предложениях 3, 4, 5, 6
использует ______. Лексическое _______ («подобно… дереву»,
предложение 7) является средством развёртывания темы очерка. Такое
синтаксическое средство, как _____ (предложения 9-12) помогает
автору убедить читателя в правильности собственного
высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю доказывает такое
морфологическое средство, как употребление _________».
Список терминов:
- фразеологизм
- ряды однородных членов
- противопоставление
- риторический вопрос
- олицетворение
- лексический повтор
- причастие и причастные обороты
- вводные слова и предложения
- сравнение
IV. Итоги урока
– Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после
проведённого лингвистического анализа? (Презентация. Слайд 10)
– Как вы понимаете слова: Очень полезно оттачивать и
шлифовать свой ум об умы других. М. Монтель
V. Рефлексия
– Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке,
чтобы достигнуть цели урока?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Сможете на ЕГЭ правильно определить принадлежность текста к
публицистическому стилю речи, определить проблемы и написать по
нему сочинение?
– Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
VI. Домашнее задание: записать в тетради анализ текста, опираясь на записи в тетради.
Оценки за урок.
– Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.