Урок русского языка в 10-м классе по теме "Лингвистический анализ текста"

Разделы: Русский язык


Тема урока: «Лингвистический анализ текста» (Презентация. Слайд 1)

Цели урока:

  • Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к  написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть С)
  • Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления
  • Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи урока:

  • расширять лексический запас учеников;
  • воспитывать читательскую культуру;
  • выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.

I. Вступительное слово учителя

 –  Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта  работа очень трудная и важная, так как  подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины.

Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.

В.Песков

II. Этап целеполагания

– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише.

III. Лексическая работа

– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова являются активными в нашем лексиконе? Почему? Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного журналиста В. М. Пескова.  Что вы знаете о нём?  (Презентация. Слайд 2)

ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в селе под Воронежем. С 23 лет занимается журналистикой. Начинал в областной молодежной газете. Более 40 лет активно работает в «Комсомольской правде». Главные журналистские интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и духовных. В. Песков принадлежит к числу людей подвижных и любознательных. Он много ездил по нашей стране, дважды был в Африке, в странах Индокитая, летал в Антарктиду.
Основой нескольких его книг, изданных «Молодой гвардией», являются очерки и фотографии, опубликованные в «Комсомольской правде». За одну из них в 1964 году Василий Песков удостоен Ленинской премии, за другую – премии имени Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме. 
Но писал В. М. Песков не только о природе, им созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове, с которым после интервью у него сложились дружеские отношения. ((Презентация. Слайд 3).
Всё его журналистское творчество проникнуто горячей любовью к Отечеству.

III. Беседа по вопросам. Анализ текста

– Перед вами лежит схема анализа текста, по которой мы будем работать. Результаты анализа вы будете излагать в виде связного высказывания.
– Прочитайте выразительно текст (Приложение 1)
– Укажите основные признаки текста. (Приложение 2.  Карточка-информатор № 1 для учащихся испытывающих затруднение при выполнении данного задания).
– Что вы знаете о времени создания текста? (Текст – отрывок из очерка «Отечество», из цикла «Святые места», посвящённого 50-летию образования СССР, 1967.)
– Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье автора о том, что умещается в слове Родина. Автор выражает трепетную любовь ко всему, что считает своей Родиной, гордость и надежду.)  
– Определите тему, основную мысль текста, озаглавьте его.  (Тема текста – понятие о Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»). Выделите ключевые слова.
– В каком предложении выражена основная мысль текста? (А 29) (Презентация. Слайд 4).
1) 1                  2) 17                     3) 22              4) 25
–  Выделите микротемы, составьте план. (Презентация. Слайд 5)
– Вспомните, что такое проблема текста? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?
– Почему человеку важно знать свои корни?)

Индивидуализация задания.  «Слабые» ребята могут взять карточку-информатор № 2. Приложение 2).
– Вы будете писать о вопросах, волнующих современное общество. Как вы определите характер проблемы по значимости? (Актуальная.)
Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.
– Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил. (Презентация. Слайд 6)
– Сформулируйте и запишите проблемы текста, используя речевые клише.  (Презентация. Слайды 7, 8)
– Какова точка зрения автора на данные проблемы? (Без прошлого нет настоящего.  Человек должен вырасти сыном своей страны.)            Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
– Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи. (Презентация. Слайд 9)

1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение

Карточка-информатор № 3 (Приложение 3)

– В чём особенность композиции текста? (Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод. Последнее предложение по смыслу связано с первым. Завершённость текста.)

Языковые и стилистические особенности публицистического стиля

Морфологические – причастия, причастные обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты, сравнение.
Синтаксические – стилистические фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм,  парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение.

– Выполните задание В 8 (Приложение 4):

В 8. «С первого предложения В. М. Песков вводит читателя в круг проблемы с помощью ____. Размышляя о том, что умещается в слове Родина, публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______.  Лексическое _______ («подобно… дереву», предложение 7) является средством развёртывания темы очерка. Такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 9-12) помогает автору убедить читателя в правильности собственного  высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю доказывает такое морфологическое средство, как употребление _________».

Список терминов:

  • фразеологизм
  • ряды однородных членов
  • противопоставление
  • риторический вопрос
  • олицетворение
  • лексический повтор
  • причастие и причастные обороты
  • вводные слова и предложения
  • сравнение

IV. Итоги урока

– Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после проведённого лингвистического анализа? (Презентация. Слайд 10)
– Как вы понимаете слова: Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтель

V. Рефлексия

– Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Сможете на ЕГЭ правильно определить принадлежность текста к публицистическому стилю речи, определить проблемы и написать по нему сочинение?
– Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

VI. Домашнее задание: записать в тетради анализ текста, опираясь на записи в тетради.

Оценки за урок.

– Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.