Тема: «Члены предложения. Главные члены предложения».
Задачи:
- познакомить пятиклассников с основными признаками предложения;
- дать представление о том, что членами предложения могут быть только знаменательные слова, что подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения, что основа предложения может состоять из одного и двух главных членов;
- повторить понятие словосочетания, учить отличать словосочетание от слова и предложения.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Проверка готовности к уроку
2. Приветствие
3. Запись числа
II. Постановка цели и задач урока
Тема урока записана на доске.
– Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Синтаксис)
На доске учитель вывешивает табличку с термином «синтаксис».
– Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
На доске учитель вывешивает таблички с терминами «словосочетание» и «предложение».
– Сегодня мы с вами продолжим работать над синтаксисом: повторим словосочетание и углубим свои знания при работе над предложением; будем рассматривать члены предложения и более подробно остановимся на главных членах.
Учитель объявляет тему урока.
III. Повторение пройденного
1. Фронтальный опрос
– Прежде чем перейти к предложению,
давайте вспомним, что называется
словосочетанием?
– Из скольких частей состоит словосочетание?
– Как они называются?
2. Комментированное письмо словаря.
Учитель диктует словосочетания, дети записывают их в тетрадь, по «цепочке» объясняют орфограммы и устно разбирают каждое словосочетание, т.е. называют главное и зависимое слово и определяют какой частью речи выражено каждое слово:
Зап…х з…мл…ник…, сп…ртивные д…ст…жения, люблю ко…ьбу, спускаться (с) п…р…ш…том, ле…кие обл…ка, пр…дв…гат…ся ( в)п…ре…, б…гатый ур…жай
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с новым словарным словом.
– Ребята, давайте посмотрим на последнее словосочетание и поработаем над словом «богатый». Это наше новое словарное слово. На доске учитель вывешивает табличку с данным словом.
– Прочитайте слово вслух по слогам, как записано.
– Определите ударный слог. В каком слоге непроверяемая гласная? Какая это гласная?
Чтение слова хором и запись его в тетрадь.
– Подберите однокоренные слова («богатство»,
«богатейший», «богач»).
– Докажите, что эти слова однокоренные.
– Запишите их в тетрадь.
– Как вы понимаете значение этого слова? Что
значит «богатый»?
Заранее подготовленный ученик дает лексические значения данному слову:
а) обладающий большим имуществом, зажиточный.
– Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатый колхоз, богатая жизнь и т.п.).
б) дорого стоящий, роскошный, прекрасный, великолепный.
– Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатое ожерелье и т.п.).
в) иметь что-либо в большом количестве, с избытком, обильный, достаточный.
– Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатая библиотека, богатый опыт, богатый урожай, богатый духовный мир и т.п.).
– Составьте устно предложение с новым словом.
2. Работа над предложением. Изучение грамматической основы предложения.
Комментированное письмо предложения Ос…н…ю ...г…родн…ки с…брали богатый ур…жай м…ркови и капусты.
– Сколько слов в этом предложении?
– Сколько членов предложения?
– Назовите слово, которое не является членом
предложения. Почему?
Из данного предложения учитель заранее на доске выписал словосочетания:
огородники собрали
богатый урожай
огородники капусты
урожай моркови
урожай капусты
осенью моркови
– Прочитайте словосочетания, записанные на
доске. Найдите те, которые звучат некрасиво.
– Почему эти слова не составляют словосочетания?
(Не связаны по смыслу и грамматически).
– Какое еще словосочетание здесь является
лишним? Почему? (Это главные члены предложения,
они не являются словосочетанием, а образуют
нераспространенное предложение, т.е. без
второстепенных членов)
– Как нужно записать? Дети записывают
предложение в тетрадь.
– Кто знает, как называются главные члены
предложения? (Подлежащее и сказуемое)
На доске учитель вывешивает табличку с терминами «подлежащее» и «сказуемое».
– Подлежащее и сказуемое в предложении
составляют грамматическую основу.
– Как графически обозначается подлежащее?
Сказуемое? Подчеркните в тетради.
– Как называются остальные члены предложения?
3. Работа с учебником
Чтение вывода по учебнику на стр.61.
V. Домашнее задание
Правило стр.61, упр.155.
– Найдите упр.155, прочитайте задание. Кому
задание непонятно?
– Устно разбирается первое предложение и
домашнее задание записывается в дневники.
VI. Закрепление
1. Самостоятельная работа с текстом, записанным учителем заранее на доске.
Моросит ветер срывает с деревьев листья они падают в грязь низко над землей ползут грязные серые облака.
– Прочитайте самостоятельно. Спишите данный текст, найдя границы данных предложений и поставив нужный знак.
Проверка. Один ученик у доски расставляет знаки препинания в конце каждого предложения.
– Подчеркните грамматическую основу каждого предложения, надпишите, какими частями речи выражены главные члены.
Дети самостоятельно выполняют задания в тетрадях, ученик, разделивший текст на предложения, – у доски.
Проверка выполнения задания.
На данном этапе сильные ученики выполняют аналогичную работу с другим текстом индивидуально по карточкам, делают синтаксический разбор двух словосочетаний (глагольного и именного).
2. Работа с текстом. Определение на слух главных членов предложения.
– Послушайте стихотворение А.Н. Плещеева:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
– Картину какой осени рисует нам автор в своем
стихотворении?
– Какие чувства вызывает у вас это время года?
– Послушайте стихотворение еще раз, и
определите, сколько предложений в каждом
четверостишии?
– Выпишите грамматические основы из второго
четверостишия.
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Проверка с доской.
VII. Итог урока
– Чему мы с вами научились сегодня на уроке?