Работа над словом, словосочетанием и предложением в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Тема: «Члены предложения. Главные члены предложения».

 Задачи:

  • познакомить пятиклассников с основными признаками предложения;
  • дать представление о том, что членами предложения могут быть только знаменательные слова, что подлежащее и сказуемое –  грамматическая основа предложения, что основа предложения может состоять из одного и двух главных членов;
  • повторить понятие словосочетания, учить отличать словосочетание от слова и предложения.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Проверка готовности к уроку
2. Приветствие
3. Запись числа

II. Постановка цели и задач урока

Тема урока записана на доске.

– Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Синтаксис)

На доске учитель вывешивает табличку с термином «синтаксис».

– Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

На доске учитель вывешивает таблички с терминами «словосочетание» и «предложение».

– Сегодня мы с вами продолжим работать над синтаксисом: повторим словосочетание и углубим свои знания при работе над предложением; будем рассматривать члены предложения и более подробно остановимся на главных членах.

Учитель объявляет тему урока.

III. Повторение пройденного

1. Фронтальный опрос

Прежде чем перейти к предложению, давайте вспомним, что называется словосочетанием?
– Из скольких частей состоит словосочетание?
– Как они называются?

2. Комментированное письмо словаря.

Учитель диктует словосочетания, дети записывают их в тетрадь, по «цепочке» объясняют орфограммы и устно разбирают каждое словосочетание, т.е. называют главное и зависимое слово и определяют какой частью речи выражено каждое слово:

Зап…х з…мл…ник…, сп…ртивные д…ст…жения, люблю ко…ьбу, спускаться (с) п…р…ш…том, ле…кие обл…ка, пр…дв…гат…ся ( в)п…ре…, б…гатый ур…жай

IV. Изучение нового материала

1. Знакомство с новым словарным словом.

– Ребята, давайте посмотрим на последнее словосочетание и поработаем над словом    «богатый». Это наше новое словарное слово. На доске учитель вывешивает табличку с данным словом.

– Прочитайте слово вслух по слогам, как записано.

– Определите ударный слог. В каком слоге непроверяемая гласная? Какая это гласная?

Чтение слова хором и запись его в тетрадь.

– Подберите однокоренные слова («богатство», «богатейший», «богач»).
– Докажите, что эти слова однокоренные.
– Запишите их в тетрадь.
– Как вы понимаете значение этого слова? Что значит «богатый»?

Заранее подготовленный ученик дает лексические значения данному слову:

а) обладающий большим имуществом, зажиточный.

– Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатый колхоз, богатая жизнь и т.п.).

б) дорого стоящий, роскошный, прекрасный, великолепный.

– Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатое ожерелье и т.п.).

в) иметь что-либо в большом количестве, с избытком, обильный, достаточный.

– Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатая библиотека, богатый опыт, богатый урожай, богатый духовный мир и т.п.).

– Составьте устно предложение с новым словом.

2. Работа над предложением. Изучение грамматической основы предложения.

Комментированное письмо предложения Ос…н…ю ...г…родн…ки с…брали богатый ур…жай м…ркови и капусты.

– Сколько слов в этом предложении?
– Сколько членов предложения?
– Назовите слово, которое не является членом предложения. Почему?

Из данного предложения учитель заранее на доске выписал словосочетания:

огородники собрали
богатый урожай
огородники капусты
урожай моркови
урожай капусты
осенью моркови

– Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Найдите те, которые звучат некрасиво.
– Почему эти слова не составляют словосочетания? (Не связаны по смыслу и грамматически).
– Какое еще словосочетание здесь является лишним? Почему? (Это главные члены предложения, они не являются словосочетанием, а образуют нераспространенное предложение, т.е. без второстепенных членов)
– Как нужно записать? Дети записывают предложение в тетрадь.
– Кто знает, как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

На доске учитель вывешивает табличку с терминами «подлежащее» и «сказуемое».

– Подлежащее и сказуемое в предложении составляют грамматическую основу.
– Как графически обозначается подлежащее? Сказуемое? Подчеркните в тетради.
– Как называются остальные члены предложения?

3. Работа с учебником

Чтение вывода по учебнику на стр.61.

V. Домашнее задание

Правило стр.61, упр.155.

– Найдите упр.155, прочитайте задание. Кому задание непонятно?
– Устно разбирается первое предложение и домашнее задание записывается в дневники.

VI. Закрепление

1. Самостоятельная работа с текстом, записанным учителем заранее на доске.

Моросит ветер срывает с деревьев листья они падают в грязь низко над землей ползут грязные серые облака.

– Прочитайте самостоятельно. Спишите данный текст, найдя границы данных предложений и поставив нужный знак.

Проверка. Один ученик у доски расставляет знаки препинания в конце каждого предложения.

– Подчеркните грамматическую основу каждого предложения, надпишите, какими частями речи  выражены главные члены.

Дети самостоятельно выполняют задания в тетрадях, ученик, разделивший текст на предложения, –  у доски.

Проверка выполнения задания.

На данном этапе сильные ученики выполняют аналогичную работу с другим текстом индивидуально  по карточкам, делают  синтаксический разбор двух словосочетаний (глагольного и именного).

2. Работа с текстом. Определение на слух главных членов предложения.

– Послушайте стихотворение А.Н. Плещеева:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…

– Картину какой осени рисует нам автор в своем стихотворении?
– Какие чувства вызывает у вас  это время года?
– Послушайте стихотворение еще раз, и определите, сколько предложений в каждом четверостишии?
– Выпишите  грамматические основы из второго четверостишия.

Один ученик работает у доски, остальные –  в тетрадях.

Проверка с доской.

VII. Итог урока

– Чему мы с вами научились сегодня на уроке?