Технологическая карта урока
1. | Тема | Подготовка к сочинению публицистического характера с описанием местности (урок первый: работа над содержанием) |
2. | Тип урока | Комбинированный (технология: кейс-метод; тип: кейс «выбор») |
3. | Оборудование | Рабочий лист – Приложение 2, инструктивная карточка – Приложение 1, справочные материалы, демонстрационный материал, презентация к уроку – Приложение 5, карта. |
4. | Цели | СПЕЦИАЛЬНЫЕ: 1. Познавательные: расширить словарный запас; продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом. 2. Практические: развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучать умению выделять главное в тексте, составлять план работы, связно излагать свои мысли в устной и письменной речи. ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Познавательные: познакомить с историческими, архитектурными и природными памятниками края, нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения, цитаты, стихи. 2. Практические: формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления, стимулировать творческую деятельность учащихся. |
5. | Умения и навыки | Вести исследовательскую работу, вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез), планировать деятельность. |
6. | Межпредметные связи | История, москвоведение, литература, музыка, изобразительное искусство (фотография), география (работа с картой). |
7. | Логика урока | От восприятия к осмыслению и пониманию, запоминанию, обобщению и систематизации. |
8. | Компетенции | Учебно-информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая,общекультурная, социальная. |
Ход урока
Содержание урока | Формы, методы, приёмы |
1. Организация начала урока | |
Объявляется тема: Урок развития речи. (По ходу урока ученики заполняют рабочий лист) | Слово учителя |
(актуализация знаний) | |
– Подберите синонимы. – Перечислите качества хорошей речи. К чему надо стремиться? Слайды 1-2 |
Фронтальная работа |
2. Целеполагание | |
– Где вы сможете продемонстрировать качества вашей речи? – Что станет результатом нашей деятельности на уроке? – Какую главную цель поставим перед собой на уроке? Слайд 3 |
Осмысление организации собственной деятельности |
3. Постановка задач урока | |
– Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели? Слайд 4 |
|
4. Основной этап урока | |
– Тема (широкая) нашего сочинения: «Достопримечательности нашего края». Слайд 5 |
Коммуникативные компетенции |
а) Словарная работа | |
1) – Подберите синонимы к слову «край» по убывающей. – Какое обобщающее слово подберём к ним? Слайд 5 – Уточняем цель: сочинение с описанием местности. 2) – Слова какой части речи помогут ориентироваться на местности, добраться до нужного места? 1 группа: вблизи, поблизости, недалеко, неподалеку, вдали, поодаль, вдалеке, напротив, посреди, посредине. Слайд 6 3) – Словосочетания. 2 группа: с одной стороны, с другой стороны, в нескольких шагах (метрах) от.., чуть поодаль, подойти поближе, если встать в центре…, взглянуть, обратить внимание, внимательно рассмотреть, простираться вдоль, раскинуться на много метров. (– Составьте словосочетания с деепричастиями устно). Слайд 7 4) – Описание предметов – Какие части речи нужны? 3 группа: выразительный силуэт, архитектурный ансамбль, лепные детали, резной орнамент, оригинальная облицовка, реконструкция, реставрация. Слайд 8 |
|
б) Знакомство с новым словом | |
– Как понимаете слово «достопримечательность»? – Обратимся к толковому словарю Ожегова. Слайд 9 – Назовите слова с такой же частью, исторической приставкой «досто-» – Запишите с ними словосочетания. – Назовите корень этого слова. – Чем и кем отмечено? – Для кого это важно? – Какие достопримечательности страны, города, района вы знаете? – Какой синоним (текстуальный) слову «достопримечательность» можете назвать? – Какие памятники вы знаете? Слайд 10 – Для чего это надо знать? Помнить? (цитата) Слайд 11 – Как можем использовать для работы? |
Фронтальная работа Общекультурные компетенции |
5. Ролевая игра (технология) | |
– Для работы в группах создадим редакцию школьной краеведческой газеты «По родному краю» Слайд 12 – Какой стиль литературного языка предполагает газета? – Повторим характерные черты, стилевые особенности, возможные жанры публицистического стиля, а так же типы речи. Слайды 13-16 – Отделы готовят предложения для летучки у главного редактора Группы: 1) Царицыно + Коломенское (обзорно) 2) Битцевский лесопарк (исторические и архитектурные памятники) 3) Битцевский лесопарк (экологическая страница) 4) Чертаново (история названия) 5) Интервью с директором школы (работа ведется на инструктивных карточках под музыкальное сопровождение) – Приложение 3 |
Работа в группах Ценностно-смысловые компетенции Навыки исследовательской деятельности |
6. Презентация работ | |
(во время отчёта каждая группа обозначает флажком на карте район или местность, о котором (ой) они рассказывают) Чтение стихов наизусть – Приложение 4 |
Показ результатов деятельности (коммуникативные и социальные компетенции) |
7. Подведение итогов: а) рефлексия; б) оценивание | |
– Уточните цель: какое сочинение? | Самооценка |
8. Домашнее задание | |
Сочинение публицистического характера с описанием местности, архитектурного памятника | Творческое, по выбору |