Русский язык
-
Урок развития речи 2010
На уроке развития речи по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» можно раскрыть не только очарование этого маленького живописного шедевра, но и выйти на более общие вопросы изучения истории и культуры русского города. Цель урока – научиться «читать» произведения живописи; совершенствовать устную речь учащихся.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе "Обобщение по фонетике" 2010
Целью урока является обобщение по фонетике в формате заданий ЕГЭ. Использованы элементы развивающего обучения, модульной, игровой технологии. Оценивание заданий проходит сразу после их выполнения с помощью листа самооценки. Для продуктивной работы учащихся использована презентация ко всем заданиям, которая является эффективным средством экономии времени на уроке.
-
Театральное мастерство в работе современного учителя на уроках русского языка и литературы 2010
Представлен урок, посвященный формированию представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Воспитывается уважительное отношение к русскому языку и культуре русского народа. Проводится популяризация русского языка и литературы.
-
Путешествие в "Справочную страну". 5-й класс 2010
На уроке учащиеся знакомятся с лингвистическими словарями, сравнивают их словарные статьи; знакомятся с определениями таких понятий, как многозначность слова, прямое и переносное значение слов, омонимия, синонимия, антонимия.
-
Внеклассное мероприятие "Поймай звезду" 2010
Всем известно, что учащиеся не любят тот этап урока, на котором происходит опрос по ранее изученному материалу. Им это не интересно, они боятся неудач, неудовлетворительной оценки. Авторы предлагают интегрированный урок-игру, который поможет закрепить материал по девяти общеобразовательным предметам.
-
Деепричастие. 7-й класс 2010
В процессе урока систематизируются практические и теоретические знания по теме «Деепричастия» с опорой на дополнительную литературу. Поэтические тексты, лингвистический эксперимент развивают навык употребления деепричастий в речи, воспитывают интерес к изучению русского языка. Проверочная работа готовит к сдаче ЕГЭ.
-
Возможности технологии РКМЧП для формирования и развития умения работать с письменным текстом 2010
Обзор опыта применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере работы с учащимися 5–9-х классов.
-
Развитие речи детей с ЗПР посредством описания картины (5-й класс) 2010
Система заданий, представленная в рабочей тетради, направлена на комплексное решение коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных задач, на формирование у учеников речевых умений, накопления языковых наблюдений и практических обобщений. Тексты, разные по содержанию и доступные пониманию детей, рисунки, несущие положительный эмоциональный настрой, в сочетании с дидактической направленностью способствуют формированию интереса детей к русскому язык.
-
Обстоятельства времени 2010
Частично-поисковый метод способствует развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать, развивает орфографическую зоркость. Самостоятельная работа дает возможность ученикам проверить свои умения, готовит к выполнению домашнего задания.
-
Учебная программа кружка культуры речи по русскому языку для учащихся 8-х классов 2010
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика.
-
Международное значение русского языка 2010
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
-
Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными 2010
Урок русского языка во 2-м классе проведен в виде урока-суда (нестандартная форма урока). Цель урока: расширить знания учащихся о парных согласных: звонких и глухих.
-
Урок развития речи в форме творческой мастерской по теме "Весна идет – весне дорогу!" 5-й класс 2010
На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передаёт информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создаёт атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.
-
Урок-семинар "Односоставные предложения" 2010
Урок-семинар - обобщающий по теме "Односоставные предложения" (8-й класс), рассчитан на 2 урока. В ходе урока и при подготовке к нему закрепляются умения работать над рефератом, объективно оценивать свою и чужую работу, высказывать свою точку зрения.
-
Сложные и сложносокращенные слова. Урок русского языка в 9-м классе 2010
Специфика построения и проведения урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида определяется особенностями психофизического развития учащихся и их особыми образовательными потребностями. Учитель строит урок, разделяя его на отдельные смысловые части, знакомит учащихся со сложными и сложносокращенными словами. На уроке формируются навыки правильного написания слов с соединительными гласными о и е.
-
Однородные члены предложения. 5-й класс 2010
Цель урока - обобщение сведений об однородных членах предложения, закрепление навыков соблюдения перечислительной интонации при однородных членах предложения; сформировать пунктуационную грамотность; развить навык правильной постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
-
Все о мягком знаке 2010
Цель урока: закрепить сформированность понятия «мягкий знак не имеет звука». Компьютерное сопровождение урока используется для заданий разного уровня, теста, выводов, проверки выполненных заданий.
-
Слова, которые обозначают признаки предметов 2010
Цель урока: познакомить с понятием «имя прилагательное»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является; развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность детей; воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.
-
Наши страны, города, селения (деловая игра) 2010
Данный материал, включающий игровые задания на уроках русского языка с учащимися инофонами и билингвами, может внести свой вклад в общую программу социальной, культурной и языковой адаптации учащихся, изучающих русский язык в смешанной языковой среде, а также для овладения русским языком. Может быть использован как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной деятельности.
-
Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций 2010
Современный школьник должен обладать умением грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, поэтому к числу наиболее актуальных вопросов образования относится формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Предложенный курс - это один из вариантов решения проблемы. Особенностью курса является формирование умения рецензировать, редактировать текст и самостоятельно организовать взаимопроверку.
-
Урок-путешествие "НЕ с причастиями" 2010
Автор учит детей правильно писать "не" с причастиями. Графически обозначать условия выбора правильных написаний. Разграничивать приставку и частицу с причастиями. Определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием со словами других частей речи. Находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
-
Сценарий урока "Речевой этикет" 2010
Сценарий урока посвящён изучению этикетных формул и знакомству с ними учеников. Участники урока познакомятся с многочисленными способами приветствия и прощания, узнают, как следует обращаться к знакомым и незнакомым людям. Урок поможет развить коммуникативные способности, научит соблюдать нормы речевого поведения, научит выбирать нужную форму с учётом ситуации общения.
-
Технология встречных усилий на уроках русского языка. Тема: "Спряжение глагола. Окончание не бывает случайным". 6-й класс 2010
Данная технология предполагает создание определенных усилий со стороны учителя и ученика, при которых урок станет средой взаимодействия. Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество» и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.
-
Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий 2010
Урок представлен по двум направлениям: гуманитарному и естественно-научному. Данный проект был предложен учащимся в связи с применением и активным внедрением в разговорную классическую русскую речь жаргона, сленга, аббревиатуры, американизмов, связанных с компьютеризацией общества.
-
Подготовка к ГИА по русскому языку при изучении тем 9-го класса 2010
В 9-м классе целесообразно проводить комплексную работу, направленную одновременно на изучение синтаксиса сложного предложения, поддержание уже сформированных знаний и умений, подготовку к сдаче экзамена в новой форме. Для этого требуется подбирать тексты, отражающие орфограммы и пунктограммы, вызывающие у учащихся затруднения и представляющие материал для закрепления изучаемой темы.
-
Урок обобщения по теме "Деепричастие". 7-й класс 2010
На уроке выявляется степень усвоения теоретического материала, сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанной темы. При этом акцент делается на повторение учениками правил дорожного движения параллельно с языковым материалом. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Определение как второстепенный член предложения. Роль определений в русском языке. 5-й класс 2010
Это первый урок в разделе за курс 5-го класса. С предыдущими уроками связан синтаксическим разбором предложения, повторением изученных орфограмм. На уроке ставится триединая цель: развитие интереса к предмету, глубокого осмысления знаний, умения делать выводы и формулировать цели. Форма урока – традиционный с использованием элементов исследования и модульной технологии. Данная форма урока выбрана с целью приобретения новых знаний и активизации познавательной деятельности.
-
Словарная работа на уроках русского языка и литературы 2010
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Предназначена учителям-словесникам в помощь при подготовке к урокам.
-
Нормативный русский язык как составляющая диалога 2010
Материалы занятия можно использовать в кружковой работе, а также на уроках развития речи. Конечно, в одном занятии невозможно охватить все проблемные вопросы по данной теме. Но наглядно показать важность владения нормативным русским языком как составляющей диалога вполне возможно. На занятии рассматриваются вопросы, касающиеся орфоэпических, лексических, грамматических и этических норм русского языка.
-
Программа объединения дополнительного образования "Учись грамоте" (9–11-е классы) 2010
Урок помогает научить ребят свободно владеть нормами русского литературного языка, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.