Внеклассная работа по русскому языку в классах компенсирующего обучения

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Ход занятия

I. Вступительное слово учителя:

В течение года мы с вами работали по теме “Глагол”. Эта тема вам известна из курса V класса, новые знания получили в VI классе. Вы убедились, что глагол – наиболее важная и подвижная часть речи. С помощью глаголов мы побуждаем к действию других, получаем новую информацию о давно прошедших событиях, оживляем картины прошлого, вам никак не обойтись без них и в будущем. Сегодня у нас ещё одна интересная встреча, возможно, кто-то сделает для себя неожиданное открытие, кто-то освежит в памяти уже известное.

II. Конкурс знатоков русского языка.

1. Работа со словарями. Найдите в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля значения слова “глагол”. В чём разница?

2. Найдите “четвёртое лишнее”.

Цель задания: активизация памяти учащихся, актуализация знаний по теме, повторение темы “Спряжение глаголов”.

Любить, бить, давить, рубить.

Синеть, чернеть, петь, звенеть.

3. Спишите, поставьте ударение в глаголах.

Цель: соблюдение орфоэпических норм.

Закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, баловать, запломбировать, премировать, облегчит, сорвала, солгала, осведомиться, черпать, проспала, звонит, звонят, копировать, прибыл, прибыла.

4. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Расположите глаголы из предлагаемых групп в порядке усиления действия. Определите спряжение глагола по 3-му лицу мн. числа.

Если окончание безударное, то вспомните способ “распознавания” спряжения по неопределённой форме. Вспомните формулу:

Н.ф. гл.

1) на - ИТЬ (кроме брить и стелить)=II спряжение = ведущая гласная И, 3 л. мн. ч. - -ЯТ,-АТ.

2) глаголы-исключения = II спряжение = И. –ЯТ. –АТ.

Остальные глагола – I спряжение = Е, -УТ, -ЮТ.

Барабан..т, стуч..т. Хихика..т, хохоч..т, сме..тся. Говр..т, шепч..т, крич..т. Разруш..т, испорт..т,слома..т. Любит, обожа..т. Плач..т, хныч..т, рыда..т. Хвал..т, превознос..т, одобряя..т.

- По какому принципу глаголы этого задания объединены в пары?

5. Подберите к переходным глаголам непереходные. К какой морфеме обратитесь за помощью?

Переходные

Непереходные

Мирить

?

убедить

?

одевать

?

удивлять

?

обнимать

?

- Назовите возвратные и невозвратные глаголы.

III. Поработаем самостоятельно.

1. Сгруппируйте пословицы по видам орфограмм.

Цель: повторить орфограммы 5-6 класса, развитие орфографической зоркости.

Язык по..т и корм..т, и спину пор..т.

Доброе дело само себя хвал..т.

Вместе и беда легче перенос..т?ся.

Лежебоке и солнце не в пору всход..т.

Без ветра и трава (не)колыш..т?ся.

Грамоте учит?ся всегда пригодит?ся.

Кто (не) уме.т повиноват?ся, тот (не) уме..т повелевать.

2. От данных глаголов образуйте форму изъявительного, условного и повелительного наклонений.

Глаголы

Изъявительное
наклонение

Условное
наклонение

Повелительное
наклонение

Бежать      
жарить      
лечь      
ехать      

3. Образуйте и запишите глаголы по образцам. Расскажите об основных способах образования глаголов в русском языке.

Без + ……….. =

Над + ……….=

Пере + ……… =

С + ………… =

При + ………..=

………….. + -е(ть) =

…………..+ -и(ть)=

……………+ -ну(ть)=

IV. Стилистические возможности глагола.

А теперь, ребята, давайте понаблюдаем над богатыми изобразительными возможностями разных форм глагола. Выполним следующие задания, а затем сделаем вывод.

1. Найдите в текстах глаголы звучания и цвета. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст?

Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник. (А.С. Пушкин)

Ещё весна проснулася едва,
И холодно прозрачными утрами,
Но снег сошёл, и ровными коврами
Желтеет прошлогодняя трава. (М. Струве)

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет. (И.А. Бунин)

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу. (И.С. Тургенев).

2. Какие глаголы поэт употребляет в переносном значении? Зачем?

А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Догорал апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шумит камышом. (И.А. Бунин)

3. Задание группам.

Многие писатели рассказывают, активно пользуясь глаголами, о дожде, о ветре, о грозе. Как вы думаете - почему?

1. Потом начинает синеть, темнеть, наливаться чернотой один край неба, и начинают ударять молнии… И первые капли свёртываются в шарики в дорожной пыли, прежде чем хлынет, освежит, напоит, омоет, потечёт ручьями, засверкает лужами, засветится на траве и листьях.. Вода журчит ручьями, грохочет водопадами, чёрными реками, бухает океанскими прибоями. (В. Солоухин).

2.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес. (Н.А. Некрасов)

3. Творческая работа.

Примеры для всестороннего лингвистического текста.

А) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий окаймил её края. (Ф.И. Тютчев).

Б) Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метели и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы, -
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты! (А.А. Фет).

В) И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клёны от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали. (Н.А. Заболоцкий).

Г) Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит призвуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка.
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой. ( М.Ю. Лермонтов).

V. Психологическая пауза. (Игра)

Цель: смена вида деятельности, развитие воображения, памяти, логического мышления, моторики руки.

У каждого государства есть герб, флаг.

За 10 минут вы должны нарисовать герб и флаг страны Глаголии.

Придумайте, пожалуйста, девиз жителей этого государства.

VI. Творческая работа.

Задание. Сравните стихотворения о природе С.А. Есенина “Сыплет черёмуха снегом” и Б. Пастернака “Июль”.

Вспомните, что такое олицетворение? Как использует его С.А. Есенин и Б. Л. Пастернак?

Поэты широко используют в пейзажной лирике приём олицетворения, однако грамматическая основа этого приёма у Есенина и Пастернака отличается.

У С. Есенина в основном неодушевленные предметы и явления приобретают облик людей, животных и строятся на сравнениях и сопоставлениях. Очеловеченные образы деревьев имеют портретные подробности.

Б.Пастернак обычно не подчёркивает наружное сходство с человеком, животным, но очеловечиваются сами повадки, действия природы. Олицетворения Б. Пастернака в большей мере используют изобразительные возможности русского глагола.

VII. Проверка домашнего задания. Конкурс рассказов и сказок.

Задание. Составить рассказ или сказку “Жители Глаголии” или “ Сказка о короле Глаголе”. Дети могут составлять групповую работу и индивидуальную. Зачитывание работ. Оценка по номинациям.

В конце урока все работы, гербы, флаги, девизы помещаются на стенд. В конце занятия дети сами выберут победителя.

Очень важно, чтобы каждая работа была отмечена учителем, потому что это послужит дополнительным стимулом к учебе, к новым открытиям.

Задание к следующему занятию. Упражнение “Оживи картину”.

Напишите миниатюру, используя глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Саврасов Алексей Кондратьевич. (1830-1897)
Грачи прилетели

Юон Константин Федорович (1875-1958)
Волшебница зима

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Иван-царевич на Сером Волке

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)
В голубом просторе

Список литературы:

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб: Тригон, 1997. (Серия “Нескучный учебник”).
  2. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. – СПб, 2000.
  3. Львов С.И. Уроки словесности. М., 1997.
  4. Петрусинский В.В, Розанова Е.Г. Игры для активного обучения. - М., 2007.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб М.Б. Секреты Стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.
  6. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.