Ведущей и основной задачей обучения русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта. Специфические задачи обучения грамматике и правописанию (выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме) решаются во взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и развитие речи, познавательной деятельности, воспитание, социальную адаптацию и реабилитацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [2]
Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.
Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.
Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д.
При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.[6]
Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.[2]
В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа может:
- быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря;
- преследовать грамматические цели;
- проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.[3]
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная последовательность работы:
- восприятие слова на слух;
- выяснение его лексического значения;
- зрительное восприятие слова (первичное на карточке);
- вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить;
- деление слова на слоги и для переноса;
- запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы;
- составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом;
- запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.
При подведении итогов работы учитель обязательно просит учеников вспомнить, какое “словарное” слово они выучили, и сказать, как оно пишется.
Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока.[2]
Чтобы словарная работа была интересной и давала нужный результат, я стараюсь ее разнообразить. При изучении любого слова с непроверяемым написанием прежде всего, если это возможно, показываю картинку (Приложение 1), затем объясняю значение слова. Анализируется его звукобуквенный состав, ставится ударение, выделяется непроверяемая безударная или другая орфограмма, присутствующая в слове. Дети составляют с данным словом предложение.
В начальных классах правописание слов по темам “Овощи и фрукты”, “Вещи”, “Птицы и животные” и некоторые другие уже усвоено. В последующих классах вводятся новые слова по этим темам и новые темы. Использую задание: выписать из словарика слова на одну из тем, подчеркнуть орфограммы, запомнить их написание.
В каждом классе словарные слова делю по темам (Приложение 2). Так, словарные слова 7 класса можно разделить на такие темы:
“Родина” (беречь, государство, делегат, документ, милиция, население, паспорт, независимость, патриот, революция, республика, стеречь, электричество);
“Больница” (кабинет, лекарство, рецепт, температура, хирург);
“Школа” (почерк, литература, материк, масштаб, насекомое, планета, программа, процент, километр, сантиметр, центнер, экзамен);
“Труд” (аппарат, бригада, мастер, монтаж, мотор, слесарь, токарь, почтальон);
“Спорт” (бассейн, велосипед, стадион, тренер, тренировать);
“Магазин” (гастроном, манекен, продавец, универмаг);
“Театр” (антракт, спектакль, гардероб);
“Пища” (бутерброд, мороженое);
“Вокзал” (платформа, чемодан).
В 5-6 классах проводится комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий на первой парте. Он называет любое изученное слово, объясняет его значение (если он затрудняется, на помощь приходят другие ученики), указывает ударный слог, выделяет непроверяемую гласную. И так каждый ученик по очереди называет свое слово (с условием не повторяться). Если же комментирующий неправильно выделяет орфограмму, его поправляют.
Второй год я применяю в работе еще один вариант комментированного письма. Для этого у меня имеются 12 комплектов печатных карточек (Приложение 3) на каждого ученика в классе. Каждый комплект содержит в себе различный набор слов, часто встречающихся в устной и письменной речи, объединенных одной темой. Ученикам предлагается записать эти слова к себе в тетрадь, а потом по заданию учителя они находят среди них слова на определенное правило (например, слова с безударной гласной; слова с непроизносимой согласной; слова с удвоенной согласной; и т.д.), подчеркивают орфограмму и проговаривают данное правило. Если позволяет время, по предложенному набору слов ученики составляют предложения. Работу с этими карточками дети выполняют с удовольствием.
В 7 классе я проводила выборочные диктанты. Из произнесенных мной предложений ученики выписывают словарные слова. Например:
Хирург выписал больному рецепт.
Лекарство получают в аптеке.
Паспорт является документом каждого гражданина.
Выписанные слова: хирург, рецепт, паспорт, документ.
Предлагала предложения, в которых требуется дописать слово. Например:
У ученика красивый … (почерк).
Спортсмен пошёл на … (стадион).
Поезд подошёл к … (платформа).
У больного высокая … (температура).
Этот вид работы имеет два варианта:
1) слова для вставки пишутся учителем на доске;
2) нужные слова дети пишут по памяти, затем сверяют со словарём.
В 6 классе использовала вопросы, ответом на которые являются словарные слова. Например, спрашивала:
Как вы называете…
… дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе);
… тех, кто живёт рядом с вами? (соседи);
… засушенные растения? (гербарий) и т.д.
При словарной работе широко применяются загадки. В словах-отгадках дети выделяют буквы, которые надо запомнить, ставят ударение. Для развития мышления, памяти, речи, закрепления орфографических навыков можно использовать лото “Загадки” (Приложение 4). Игровая карточка такого лото разделена на 4 части, в каждой из которых написана загадка. Учитель показывает небольшие предметные картинки, которые являются отгадкой к загадкам. Увидев картинку-отгадку, поднимает руку тот ученик, для кого годится эта отгадка и закрывает ею нужную часть карточки. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл картинками- отгадками свою карточку и без ошибок записал слова.
В словарной работе использую также такое задание: выписать по 5 слов из словарика на нужную букву. Так, в 8 классе может получиться следующая запись:
Э экватор экскаватор элеватор электричество эскалатор |
Г гражданин гарнитур гастроном государство галантерея. |
С целью развития связной речи использую словарные слова для составления небольшого рассказа. Например:
1. Зима, мороз, коньки, каток.
2. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, почерк.
Прошу найти “потерявшийся ”слог. В 6 классе это упражнение может выглядеть так:
… - чина (мужчина),
…- жалуйста (пожалуйста),
…- женер (инженер),
…- тересный (интересный) и др.
В 7 классе предлагаю собрать слоги в слова:
ти, сан, метр (сантиметр);
та, пла, не (планета);
ле, ство, кар (лекарство);
ном, га, стро (гастроном);
си, ве, пед, ло (велосипед).
Постоянно использую демонстрационные карточки со словарными словами, В каждом классе свой набор карточек (Приложение 5). Применяю их как при первом знакомстве со словом, так и в дальнейшем, при закреплении его правописания. В последнем случае закрываю в слове орфограмму, а ученики называют её.
В каждом классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме “Состав слова”. При этом появляется вновь возможность использовать слова из словарика. Предлагаются следующие задания:
- выписать из словарика слова, состоящие из одного корня (агроном, багаж, инженер, календарь, комбайн);
- к данным словам подобрать однокоренные, выделить корень (свобода - освободить, свободный; соседи - соседка, соседство);
- подобрать к существительным однокоренные слова (существительные) с суффиксами -ик, -чик, -ник, например: вагон - вагончик, билет - билетик, багаж - багажник, газета - газетчик;
- подобрать однокоренные слова с приставками, например: берёза - подберёзовик, город - пригород, дорога - подорожник, мороз - заморозки и др.
Работа со словарными словами проводится при изучении различных программных тем. Так, в 5 классе при изучении темы “Имя существительное” предлагаются следующие задания со словарными словами:
1. Выписать из словарика пять - шесть слов - имен существительных.
2. Из группы существительных выписать в три столбика слова мужского, женского и среднего рода.
3. Записать рядом с существительными мужского рода парные существительные женского рода:
пассажир – пассажирка
партизан – партизанка
сосед – соседка
хозяин – хозяйка
мужчина – женщина
4. Поставить существительные во множественном числе.
5. Выписать из словарика заданное количество существительных, определить их склонение.
6. Указать падеж существительных в сочетании слов, например таких:
уверенность в победе, вера в победу, езда в автомобиле, езда по шоссе.
7. Поставить существительные в нужный падеж:
находиться в (отряд),
любуюсь (горизонт),
живу в Ивановской (область).
8. Просклонять словарные слова – существительные 1, 2, 3 склонения.
В 6 классе при изучении темы “Имя прилагательное” словарные слова используются в следующих заданиях:
1. От слов: партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад образовать прилагательные.
2. Поставить словосочетания в нужном падеже:
пассажирский вагон – в р.п.
интересный собеседник – в п.п.
прекрасный день – в т.п.
3. Просклонять словарные слова – имена прилагательные.
В 8 классе при изучении темы “Глагол” можно использовать такие задания:
1. Выписать из словарика глаголы, проспрягать их.
2. Образовать глаголы от существительных, например:
швея – шить,
мастер – мастерить,
продавец – продавать,
телеграф – телеграфировать.
В любых классах предлагаются следующие упражнения:
1) выписать слова из словаря:
а) которые соответствуют схеме;
б) в которых два мягких звука;
в)в которых букв больше, чем звуков;
г) с удвоенными согласными;
д) в которых звуков больше, чем букв;
2) выписать из словаря:
а) самое длинное слово;
б) самое короткое слово и т.д.;
3) записать по памяти словарные слова;
4) написать картинный диктант;
5) диктант, который проводят ученики - соседи по парте, с последующей проверкой по словарику;
6) запись словарных слов на определённую тему. Например, какие словарные слова нужны для составления рассказа о природе родного края (5 класс); о работе девочек в швейной мастерской (6 класс); к ответу на уроке истории (7-8 класс); о подготовке к работе после окончания школы (9 класс);
7) дополнение предложений нужными словарными словами:
Человек без … , что соловей без песни. (Родина);
Каков … , такова и …. (Мастер, работа).
Можно применять игры, которые помогают лучше запоминать словарные слова:
Игра “Найди пару”
К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:
алфавит аккуратный
чистый кавалерия
конница озорник
шалун азбука
Игра “Найди слова в картине”
Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.
Игра “Убежали гласные”
Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.
Игра “Кто больше запомнит”
Ученики хором читают словарные слова, записанные на доске, потом читают самостоятельно, Слова закрываются. Учащиеся записывают слова, которые они запомнили. Кто больше записал, тот победитель.
Игра “Какое слово пропало”
Ученики читают слова, запоминают, закрывают глаза. Одно из слов закрывается карточкой. Ученики записывают слово, которое закрыто, и т.д.
Игра “Узнай и запиши”:
главный город государства (столица);
название главного города нашей страны (Москва);
перерыв между действиями в театре (антракт) и т.д.
Игра “Начни слово на последнюю букву”
Называется словарное слово. Ученики на последнюю букву этого слова называют ещё одно словарное слово. Записывают 6-7 словарных слов. Составляют предложения с этими словами.
Игра “Полсловечка за тобой”
Ученик диктует слог, сосед заканчивает слово. Так записывают 6-7 словарных слов.[6]
Для лучшего усвоения слов объясняю их происхождение. Например, говорю, что в словах телефон, телевизор, телескоп первая честь “теле” - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает “далеко”.
В слове география два корня: “гео” - земля и “графо” - пишу, поэтому слово переводится как “землеописание”. В слове биография тоже два корня: “био” - жизнь и “графо” - пишу, и это слово переводится как жизнеописание.
Слово велосипед представляет сочетание двух латинских корней: “вело” - быстрый и “пед” - нога.
Все вышеуказанные задания и приемы позволяют заинтересовать учащихся работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного потребления трудных слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:
- систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;
- контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы);
- включение словарных слов в разные виды классных и домашних упражнений;
- работа с орфографическим словарем, словарем учебника на уроке и дома.[2]
Таким образом, правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к родному языку, к сознательному усвоению правил правописания.
Литература
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М., 1986.
- Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М., 1992.
- Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-9 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. - М., 1978.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы. - М., 1988.
- Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. 1–4 класс. - М., 2004.
- Пилипенко Э.Ю. Формирование навыков написания словарных слов. - “Начальная школа”, № 6, 2010.
- Программы специальных общеобразовательных (коррекционных) школ. - М., 2000.
- Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. - М., 2004.