Цель:
- Выработать у уч-ся навык быстро определять спряжение глагола и правильно писать личные окончания глаголов.
- Развивать логическое мышление уч-ся и формировать их речевые навыки в процессе развернутого объяснения правила, составление предложений, связного высказывания, анализа их; обогащать речь уч-ся глагольной лексикой, главным образом, словами движения.
- Воспитывать у уч-ся интерес к изучаемому материалу, чувство настоящей дружбы, воспитать у уч-ся внимание.
Ход урока
Постановка цели урока и ее мотивация.
Цель урока: Выработать навык правописания глаголов с безударными личными окончаниями, поскольку глагол по своей употребительности, как мы уже отмечали, занимает 2-ое место после существительных, а изучаемое правило распространяется на большое количество слов.
Орфографическая пятиминутка.
- Учитывая правописание, разделите данные слова на две группы.
Ход:шь, бор:шься, стел:шься, мокн:шь, вылет:шь, держ:шь, (не)навид:шь, се:шь, дар:шь, во:шь, выгор:шь, квака:шь.
- Что вы написали после буквы ш во всех этих словах? Почему?
- Назовите возвратный глагол. Что вы можете сказать о правописании данного глагола?
Закрепление и обобщение изученного материала.
1. Фронтальный опрос обобщение.
1) Что называется спряжением?
2) Какие личные окончания имеют глаголы I спряжения?
3) Какие личные окончания имеют глаголы II спряжения?
4) У каких глаголов правописание окончаний I и II спряжений можно определить без правила, а у каких - при помощи правила?
5) Как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями?
6) Ч то при этом нужно сказать о видах глагола? Докажите. (Составляет - составит).
7) Что можно сказать о правописании глаголов с приставкой на вы-?
2. Трое уч-ся работают у доски.
1) Вставьте нужную букву.
Кончишь, кончаешь, догоняешь, догонишь, проверит, проверяет, обидимся, обижаешься, хватаешь, схватишь.
2) Написать правильно.
- Пословица больно кол..т(?)ся.
- От бессонницы трудом леч:т(?)ся.
- Правдой (не) обид:ш(?), кривдой (не) возьмеш(?).
3) Найди "третье лишнее".
- Гореть, угорать, гора.
- Горе, нагорный, горевать.
- Вода, водить, водник.
Остальные.
Учитель произносит словосочетания существительного с глаголом, дети поднимают сигнальные карточки. В случае затруднения уч-ся могут обратиться к алгоритму в виде плана.
Тает быстро, пахнет смолой, держит прочно, входим в лес, увидишь землю, желтеют на ветвях, гонит листья, трепещут радостно, режут больно, пишем красиво, сражаются отчаянно, лечит больного, судят по делам, выследит дичь, скоро вырастет.
3. Назовите пословицы о дружбе. Лучшие из них запишите в тетрадь.
Крепкую дружбу топором не разрубишь. Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Друга на деньги не_купишь. Дружба - это стекло: расколешь - не склеишь.
(Чтение стих. Пушкина "И.И. Пущину).
- Какие формы глагола обычно употребляются в пословицах?
- Проверим предложения в форме игры "Следопыт". Кто найдет больше орфограмм и объяснит их.
4. Выборочный диктант.
- Из текста выписываются в левый столбик гл. I спр., в правый - II спр. (Двое уч-ся работают у доски. Их запись уч-ся не видят).
- Обратите внимание на красоту поэтических образов отрывков.
Скачет конь, простору много
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль. (Есенин).
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес. (Н.Некрасов).
5. Устно решить поисковую задачу.
Глагол горят - II спряжения, хотя его инфинитив "гореть" в исключение 7 глаголов на -еть не входит. В чем здесь дело?
(Ответ: в окончании слова "горят" гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным, т.к. затруднения в написании возникает при произношении безударных).
6. Выходит, выбегает, срывается, выскакивает, вылетает. Все это глаголы движения. Составьте 4 предложения с учетом данной ситуации используя глаголы движения.
Ситуация такая. В комнате находится 4 девочки: Ира, Маша, Аня, Галя. Они о чем-то оживленно разговаривают, потом одна за другой с различной быстротой покидают комнату.
(Ира быстро выходит из комнаты. За ней выбегает Маша. Затем срывается с места и выскакивает в коридор Аня. Не утерпела и Галя. Она стрелой вылетает вслед за подругами.
7. Составление предложений по картине Васнецова "Аленушка" с последующей проверкой. Употребить глаголы настоящего времени.
(На картине мы видим одинокую девочку. Она сидит на камне и о чем-то думает. Природа сочувствует девочке. Склоняются к сиротинке тонкие осинки. Ласково щебечут над ней ласточки.)
8. Подведение итогов урока.
Чему научились на уроке?
Домашнее задание: параграф 91, № 130 (устно), №125.