Определите точно каждое слово,
и вы избавитесь от половины заблуждений.
Декарт
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания по лексике;
- познакомить с разными видами словарей;
- совершенствовать навыки работы со словарями;
- воспитывать интерес к книге, слову.
Оборудование:
- комплекты словарей для работы на уроке;
- презентация о словарях, выполненная учеником;
- выставка словарей;
- портреты лингвистов;
- рисунки учащихся;
- школьная газета о В.И. Дале.
I. Поэтическая минутка.
В начале урока два ученика читают стихи Я. Козловского и С. Маршака о словарях.
Я. Козловский
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово.
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
С.Маршак
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
После краткого анализа прочитанных стихотворений, я продолжаю урок.
Ученые предполагают, что в русском языке более 600 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”.
Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые. Если вас интересуют явления природы, если хотите больше узнать о странах, представителях искусства, исторических деятелях и т.д. – обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний. Это такие словари: “Малая Советская энциклопедия”, “Большая Советская энциклопедия”, “Энциклопедический словарь”, “Детская энциклопедия”. Существуют энциклопедические словари более узкого назначения. Это видно из самых названий: “Энциклопедический словарь юного натуралиста”. Существуют словари юных техников, химиков и т.д.
II. Демонстрация данных словарей и чтение выдержек из них.
Существуют языковые (лингвистические, филологические) словари (орфографические, толковые, фразеологические; словари синонимов, антонимов, иностранных слов; крылатых слов и выражений). Эти словари могут стать вашими друзьями и помощниками.
О словарях языковых вы узнаете из презентации вашего одноклассника.
Ребята отвечают на вопросы:
* Какие словари русского языка вам известны?
* К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
* В каких случаях словари приходят к вам на помощь?
III. Знакомимся со словарями.
В роли “словарей” выступают 4-е ученика. “Словари” должны рассказать о начале своего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
1-й ученик: “Встал ни свет, ни заря и на всех парусах помчался к озеру. От холодной воды у меня побежали мурашки. Ароматные запахи вокруг вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.
(Фразеологический словарь.)
2-й ученик: “Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.
(Словарь синонимов.)
3-й ученик: “Бабушка приготовила мне винегрет, фрикадельки, чай. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашку кофе с молоком”.
(Словарь иностранных слов.)
4-й ученик: “Смотрю свою любимую спортивную передачу. Комментатор часто произносит слова: биатлон, фристайл. А что они значат? Попытался растолковать. Биатлон – лыжная гонка с остановками для стрельбы. Фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.
(Толковый словарь.)
IV. Конкурс рисунков.
Ученики заранее нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных “словарей” какой рисунок предназначен. “Словари” сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
На доске запись:
“Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”. В. Брюсов
Вопрос к классу: Как вы поняли это высказывание?
Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. Словари состоят из множества словарных статей. В разных словарях они имеют свои особенности.
V. Практикум.
* Познакомимся с особенностями словарных статей толкового словаря школьного учебника (стр. 227), автор М.Т. Баранов.
*Как выдумаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование, объяснение значения слова.)
Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль (рис. 3) – писатель, этнограф, собиратель слов, который создал “Толковый словарь живого великорусского языка” (рис. 4)
* Каких авторов толковых словарей вы еще знаете? (Учащиеся называют С.И. Ожегова (рис. 1) и Д.Н. Ушакова (рис. 2).
Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но это не так. Толковый словарь, кроме своей основной задачи, выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится.
* Давайте посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Все слова в словаре размещены в алфавитном порядке. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.
* Проанализируем, как построены словарные статьи о словах барабан, белокурый, девиз, заяц, мичман. Работа проводится по группам.
* Запись в “Словарь трудных слов” абонемент, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, каталог, брошюра, библиография.
* Какой темой объединены данные слова? Найдите в толковом словаре значения этих слов. Используя толковый словарь, расскажите о грамматических признаках трех слов по выбору. Найдите в “Школьном словаре иностранных слов” статью о слове библиография. Расскажите об этом слове.
VI. Работа “словарей” с классом.
- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка: сломя голову, белая ворона, как снег на голову и другие. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий.
- Самостоятельная работа.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …
– кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
– чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:
– усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо. - Объясните происхождение фразеологизмов: сматывать удочки, сгущать
краски, яблоко раздора, беречь как зеницу ока. (Запись в тетрадях
учеников: 1. Из жизни рыбаков; 2. Из жизни художников; 3. Из древнегреческих
мифов; 4. Из Библии.).
Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной. - Я – словарь иностранных слов. У меня 25 тысяч слов. При чтении газет, книг, журналов вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иностранные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется “модный” ученик. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь.)
- Самостоятельная работа.
Замените словосочетание в предложении одним словом.
1) Старший брат получил документ, удочеряющий его полномочия как депутата. (Мандат.)
2) В нашем городе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
3) Дайте лексическое толкование слов, которые заимствованы из английского, французского, греческих языков. (Работа со словарем иностранных слов.)
4) Выписать заимствованные слова: река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж, интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион. (Запись в тетрадях: футбол, пейзаж, интерьер, кофе, чемпион.) - Я – словарь синонимов. Синонимы обогащают речь, дают, возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 120 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л. Леонов в романе “Русский лес”. Например: говорить, сказать, изложить, сообщить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
- Творческая работа.
1) Подберите синонимы для характеристики своей мамы, прилежного ученика и лодыря.
2) Напишите лингвистическую сказку о словарях (домашнее задание).
3) Назовите лингвистическим термином слова: храбрый, смелый, отважный, мужественный.
VII. Презентация “Словари русского языка”, подготовленная учеником 6 класса А. Макаровым (Приложение).
В конце урока можно прочитать и прокомментировать стихотворение А. Тарковского “Словарь”. (Приложение 5)