Урок развития речи. Изложение "Исаак Левитан"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познавательная - познакомить учащихся с новым лингвистическим термином "градация"; с жизнью и творчеством И.Левитана.
  • развивающая - развивать устную и письменную речь учащихся; формировать навыки грамотного слушания, умения подмечать особенности стиля и языка автора художественного произведения.
  • воспитательная - воспитывать эстетический вкус у учащихся на основе восприятия произведений пейзажной живописи.

Оборудование:

Аудиозапись музыки П.И.Чайковского "Времена года". Репродукции И.Левитана "Осенний день в Сокольниках", "Плес", "Над вечным покоем", "Март", портрет И.Репина "Исаак Левитан".

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. I чтение текста.
  3. Анализ текста.
  4. Составление плана.
  5. Пересказ по пунктам плана.
  6. Пересказ текста одним учеником.
  7. II чтение текста.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Леонардо да Винчи в своем "Трактате о живописи" писал: "Истинный художник пишет только то, что он захочет". Мы можем только добавить, что истинный художник изображает жизнь. Живопись, пожалуй, самый древний вид искусства. Вспомнить хотя бы наскальные рисунки первобытных людей. Как и любой вид искусства, живопись развивает не только эстетический вкус, но и образное мышление.

Сегодня мы будем работать над текстом изложения "Исаак Левитан".

Но прежде чем приступить к работе над изложением, познакомимся с жизнью и творчеством И.И.Левитана.

Слово о художнике.

Левитан Исаак Ильич (1861-1900) - выдающийся живописец-пейзажист. Родился в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Саврасова и В.Поленова. С 1898 года - академик пейзажной живописи. Левитан создал много замечательных, проникновенных образов русской природы. В его творчестве получило начало развитие лиризма, которое было присуще живописи его учителя и наставника А.Саврасова. Известность и признание, которые принесла ему ранняя картина "Осенний день в Сокольниках" (1879 г.), во многом объяснялись новой задачей художника: создать портрет природы и в ее образе передать состояние, настроение человека. Тщательно изучая природу в различных ее проявлениях, Левитан стремился в совершенстве овладеть искусством передачи света и воздуха. Большое влияние на творчество художника оказали поездки на Волгу (1886, 1888 годы).

У Левитана, тяжелобольного в последние годы жизни, вера в светлое начало, в жизненные силы природы нашла выражение в целой серии картин, особенно в последнем периоде творчества. Таковы его известные полотна: "Март", "Весна", "Золотая осень".

Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Как педагог Левитан оказал огромное влияния на ряд пейзажистов, которые впоследствии составили ядро русских художников ХХ века (С. Жуковский, П.Петровичев, А.Туртанский и другие).

I чтение текста, после которого учениками определяются тема, идея, тип речи и стиль текста.

Тема - жизнь и творчество величайшего пейзажиста И.Левитана.

Идея - несмотря на все жизненные трудности, И.Левитан создавал уникальные пейзажи. Творить - в этом сущность настоящего художника.

Тип речи - повествование.

Стиль - художественный.

Учитель: Почему данный рассказ о художнике написан К.Паустовским?

Ученик: К.Паустовский - мастер словесного пейзажа и ему легче понять и донести до читателя смысл и особенности творчества Левитана, художника- пейзажиста.

Учитель: Найдите в толковом словаре С.И.Ожегова лексическое значение слова "пейзаж".

Ученик: "Пейзаж - 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении".

Учитель: И это еще одно доказательство, почему о Левитане так много писал Паустовский. Ведь существует как живописный, так и литературный пейзаж.

Первое предложение "Лето кончилось:" А какие признаки еще указывают на то, что кончилось лето?

Ученики: "Шел редкий дождь", "туча закрыла небо", "по-осеннему горько пахли цветы в палисадниках".

Учитель: "Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину". В каком значении употребляется наречие как-то, и на что оно настраивает?

Ученик: Наречие как-то употребляется в значении "однажды", и благодаря этому возникает ощущение неожиданности встречи.

Учитель: Какое изобразительно-художественное средство использует автор при описании молодой женщины?

Ученик: Автор использует антитезу: "Ее узкие руки белели из-под черных кружев".

Учитель: Какие детали указывают на хорошее материальное положение незнакомки?

Ученики: Маленький шелковый зонтик, черные кружева указывают на то, что женщина богата.

Учитель: А какие выражения доказывают, что художник находится в затруднительном материальном положении?

Ученики: Белые грязные ноги, каморка - все это говорит о том, что Левитан испытывает нужду, живет в бедности.

Автор использует художественное средство антитезу, противопоставляя жизнь роскошной незнакомки и бедного художника.

Далее следует работа над текстом по вопросам, которые предлагает учитель.

  1. Почему после встречи с незнакомкой Левитан, придя в свою каморку, испытал чувство тоски?
  2. Какое значение для художника имела встреча с молодой женщиной?
  3. Кто изображен на первой картине Левитана?
  4. В каком настроении изображена женщина?
  5. Почему "серая и золотая осень" печальна, как "тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана"?
  6. Почему женщину на полотне "Осенний день в Сокольниках" нарисовал Н.Чехов?
  7. Что заменяло людей на полотнах Левитана?
  8. Почему Левитан не получил серебряной медали и диплома художника?
  9. Почему автор назвал художника "робким певцом русской природы"?
  10. Какое слово придумал Чехов в определении картин Левитана?
  11. Какой смысл заключен в слове "левитанистый"?

Звучат ответы учащихся.

Учитель: Текст композиционно делится на две части: встреча с незнакомкой и учеба в Училище живописи и ваяния, дружба с Чеховым.

  1. От какого лица ведется повествование? (от 3 лица)
  2. Как автор называет героиню? (незнакомка, молодая женщина, молодая женщина в черном)
  3. Почему текст назван просто - "Исаак Левитан"?

Ученики: Текст назван "Исаак Левитан". Поражает простота названия, нет никаких определений, отчества. И в этом желание автора подчеркнуть, что Левитан исключительный художник. Звучит только фамилия Левитан, а все понимают - насколько он велик.

Учитель: В предложении "тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни" автор использует изобразительно-художественное средство "градацию".

Градация - это повтор не одного и того же слова, а семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ. В данном случае, образ тоски по великой женской любви.

На доске записаны слова: Левитан, Училище живописи и ваяния, Николай Чехов (имена собственные).

Пажити (устаревшее) - луг, поле.

Учитель: Почему автор в I абзаце использует синтаксис простого предложения?

Ученик: Автор использует простые предложения, чтобы показать, что встреча была короткой, случайной.

Учитель: Когда автор использует прямую речь и почему?

Ученик: Автор передает мысли Чехова, определяющие особенности картин Левитана. Это высказывание Чехова, а не Паустовского, поэтому используется прямая речь.

Следующий этап работы - определение микротем. Составление плана.

План.

  1. Встреча с незнакомкой.
  2. Тоска по любви.
  3. Картина "Осенний день в Сокольниках".
  4. Дипломная работа.
  5. Недостоин медали.
  6. Левитан сдружился с Чеховым.
  7. Слово "левитанистый" и его употребление.
  8. Особое обаяние картин Левитана.

Сначала ведется пересказ учениками по пунктам плана, потом пересказ одним учеником.

II чтение текста звучит под музыку П.И.Чайковского "Времена года. Сентябрь".

Домашнее задание - написать изложение "Исаак Левитан".

Литература.

  1. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс. - М., 1998. Текст № 52.
  2. Паустовский. К. Г. О художниках. - М.: Изобразительное искусство, 1993.