Цели:
- научить определять грамматическое значение предложения и способы его выражения;
- обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся о предложении как единице языка.
Задачи:
- сформировать и закрепить умение определять грамматическое значение предложения и способы его выражения;
- закрепить имеющиеся знания и синтаксические умения и навыки учащихся;
- закрепить знания и умения учащихся по орфографии и пунктуации;
- закрепить умения определять типы предложений по цели высказывания, интонации, по строению (по наличию главных членов, второстепенных членов предложения, осложненности и пр.)
- закрепить умение употреблять в речи предложения, различные по цели высказывания, интонации, строению;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать культуру устной и письменной речи, любовь к родному языку.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и обобщение и систематизация знаний учащихся.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Технология: традиционная технология коллективного обучения.
Оборудование: учебник, тетрадь, ученический словарь, наглядный материал (таблица “Виды анализа на уроках русского языка”), раздаточный материал (таблица “Предложение”).
План урока
№ п/п | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1. | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 мин. |
2. | Проверка домашнего задания | Актуализировать знания учащихся о предложении, о связи слов в предложении | 5 мин. |
3. | Синтаксическая 5-ти минутка | Синтаксический разбор предложения. Актуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения | 5 мин. |
4. | Изучение нового материала | Проверить знания и умения учащихся по орфографии пунктуации. Дать понятие о грамматическом значении предложения | 13 мин. |
5. | Закрепление материала (практическая работа) | Сформировать умение определять грамматическое значение предложения и способы его выражения. Обогащение словарного запаса учащихся | 9 мин. |
6. | Подведение итогов урока. Заполнение таблицы | Обобщить теоретические сведения о предложении, его делении на типы по интонации, цели высказывания и т.д. | 10 мин. |
7. | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки | 2 мин. |
Ученический словарь
Ученический словарь представляет собой общую тетрадь. Он состоит из следующих разделов:
“Словарь трудных слов”. В этот раздел записываются слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми орфограммами. Это так называемые “словарные” слова, помещенные на полях учебника, а также те, которые требуют запоминания и с которыми учащиеся могут встретиться в контрольном диктанте, в творческой работе или в свободном письме. Они записываются и заучиваются наизусть. Эти слова систематически включаются в контрольные, словарные диктанты.
Например, в 5 классе при изучении темы “Правописание согласных в корне слова” в “Словарь трудных слов” записываются следующие слова: вокзал, рюкзак, шефствовать, спорт смен, отсюда.
“Словарь корней”. На уроках русского языка большое внимание уделяется формированию умения “видеть” структуру слова, определять значение морфем, и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению одной из самых распространенных ошибок- ошибки в написании безударной гласной в корне, особенно в глаголах. С такими словами работа ведется постоянно начиная с 5 класса. Вначале “гнездо” слов включается в раздел ученического словаря. Необходимо, чтобы туда вошли слова различных частей речи. Принадлежность слова к той или иной части речи учащиеся определяют сами, что в значительной степени помогает формированию умения “узнавать их в лицо”. Затем эти слова многократно “пропускаются” через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, тренировочные работы и ,наконец, контрольные диктанты.
Так, в “Словарь корней” в 5 классе были включены “гнезда” слов с такими корнями, как -дол-, -дал-, -слад- (-слажд-), -един-, -свящ- (-свят-), -свет- (-свещ-), -ясн-, -ближ- (-близ-), -да-, -див- (-дивл-), -драж-(-драз-), -вожд-(-вод-), и др. В 6 классе отрабатываются слова с корнями -бав-(-бавл-), -верг-(-верж-), -прек-, -стиг-(-стиж-), -зна- и др. Слова с данными корнями составляют основу контрольных словарных диктантов. Подобная работа продолжается в 7 классе.
“Говори правильно”. Это орфоэпический словарик, в который записываются слова, вызывающие трудности при произношении и постановке ударения. Произношение таких слов заучивается, а затем включается в орфоэпические диктанты.
Например, при изучении темы “Причастие” в 7 классе в этот раздел словаря заносится таблица “Постановка ударения в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени”.
“Этимологический словарик”. Это не менее важный раздел ученического словаря , так как этимология прививает учащимся интерес к филологии, расширяет кругозор, повышает общую культуру речи, позволяет глубже проникнуть в тайны нашего языка, лучше понять значение и усвоить правильное написание многих слов.
Так, в 6 классе учащиеся знакомятся с происхождением и значением слов : печать, печаль, впечатление, сокровище, соперник, присутствовать, вопреки и многих др.
“Справочник”. В этот раздел заносятся таблицы, схемы, записываются правила и обобщающая информация. Особенно важным представляется это в 8 и 9 классах, где формально орфография формально уже не изучается. Между тем хорошо известно, что без систематического повторения орфографические навыки учащихся быстро разрушаются. Для предотвращения этого нега явления практически в каждый урок вводится элемент повторения орфографических тем. В ряде таких уроков предлагается обратиться к “Справочнику”, что позволяет сократить время на повторение теоретического материала, создает большие возможности для отработки практических навыков. Например, при повторении темы “Правописание омонимичных частей речи” в 9 классе мы обращаемся к таблицам, заполненным в 7 классе.
Словарь ведется учащимися с 5 по 9 класс включительно.