Цели:
- закрепить знания, умения и навыки учащихся по данной теме;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Ученица: “Грамматика трудна, но без неё плохое было бы житьё, телеграмму не составить и открытку не послать, даже собственную маму с днём рождения не поздравить”.
2. Объявление темы и целей урока
Учитель: “Витя Перестукин из книги Лии Гераскиной “В стране Невыученных уроков”, наверное, не задумывался над этими словами до поры до времени, поэтому и попадал в неприятные ситуации, из которых мы с вами сегодня будем помогать ему выбираться. Совершая путешествие, мы вспомним (Высвечивается на экране.)
- Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
- Написание безударных гласных в корне слова
- Шипящие звуки
– Нашим девизом будут слова “Мало уметь писать, надо уметь думать”.
3. Чистописание
– Посмотрим в тетрадку Вити. (Ученик читает отрывок из книги на с.38.) Знаю, что у вас не такие тетрадки. Если вы хорошо пропишите следующие буквосочетания, то поможете Вите преодолеть первое препятствие.
Жи ши ча ща чу щу – подчеркни самое красивое
1-я группа дополняет до целого слова.4 ученика дают характеристику звукам [ж], [ш], [ч], [щ], предварительно составив их из магнитных фигурок.2-ая группа находит на экране слова, в которых есть данные звуки.
На доске записаны слова: лучок, сачок, ниша, манишка.
Значение каких слов неизвестно? Это –
анаграммы. Составьте другие слова на правило,
которое мы повторяем.
Проверка на экране (ч..лок, ч..сок,
ш..на, маш..на). Какое лишнее? (Машина –
трёхсложное).
– В каком слове сначала надо проверить безударную гласную, а потом применить правило?
Запись, проверка.
– К какой части речи относятся данные слова? Устно образуйте от данных слов прилагательные.
Итог этапа. Повторение правила. Первое препятствие преодолено.
4. Словарный диктант
– Мяч, который вёл мальчика, подкатил к старинному замку (высвечивается рисунок). В нём находятся в заточении сказочные герои, их надо спасти. Попасть в замок Витя не может – нужно разгадать код (заменить предложение одним словом).
- Из чего делают тяжёлые сковородки?
- Жвачное животное с очень длинной шеей.
- Дикая роза с ярко-красными ягодами.
- Какие животные носят еду на спине?
- Инструмент для прокалывания отверстий.
– Напишите слова, вспомнив правило, а ребята 1-й группы запишут ещё два предложения с этими словами.
Проверка на экране.
5. Литературная викторина с грамматическим заданием
– Код разгадан, замки открыты, но охраняет замок (появляются рисунки с надписями) Чюдовищный Людоед, томятся в заточении Спящяя Красавица, Пеппи-Длинный Чюлок, Принцесса на горошыне, Страшыла, в именах которых Витя допустил ошибки. Давайте напишем правильно и спасём их. Исправление, запись. Вспоминаем авторов произведений, из которых наши герои. Обращается внимание на книжную выставку и красочные иллюстрации.
6. Контроль знаний
– Мы помогли Вите, продолжаем путешествие. Но что мы видим? Чудо-дерево! Ничего удивительного, в Стране Невыученных уроков и не такое можно встретить. Послушаем отрывок (стр.95 читает ученик). Хлебное, железное! А что растёт на нашем? Ананасы, сливы, груши, бананы, виноград (на плодах сочетания – жи-ши, ча-ща, чу-щу). Витя сможет подкрепиться, если сорвёт нужный плод с дерева и вставит в слова из упражнения 181. (экран). Диктант с самопроверкой
7. Групповая работа
– Но что это? Странная запись.
В о *ж п *и а *в с н *о о *т с *н т *ы и *е
Расшифровка: В опасности животные.
И не только из-за ошибки Вити, который перепутал север и юг (чтение отрывка с.123). Что делать? Надо всё вернуть на свои места.
– Работаем в группах, надо вставить пропущенные буквы в слова, которые написаны на полосках бумаги, эти полоски прикрепить на нужную карточку (нарисованы юг и север).
Ж..раф, ш…мпанзе, кувш…нки, ландыш…, ч..кчи, лыж…., ч…м, морж.., еж…
Проверка.
8. Итог урока
– Что понравилось? Что узнали нового? Целей достигли?
– Нарисованы две рожицы: весёлая и грустная.
Поставьте на полях цифру, соответствующую вашему
настроению.
Спасибо за урок!