Повторение и закрепление правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Разделы: Русский язык


Цели:

  • закрепить знания, умения и навыки учащихся по данной теме;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

Ученица: “Грамматика трудна, но без неё плохое было бы житьё, телеграмму не составить и открытку не послать, даже собственную маму с днём рождения не поздравить”.

2. Объявление темы и целей урока

Учитель: “Витя Перестукин из книги Лии Гераскиной “В стране Невыученных уроков”, наверное, не задумывался над этими словами до поры до времени, поэтому и попадал в неприятные ситуации, из которых мы с вами сегодня будем помогать ему выбираться. Совершая путешествие, мы вспомним (Высвечивается на экране.)

  1. Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
  2. Написание безударных гласных в корне слова
  3. Шипящие звуки

– Нашим девизом будут слова “Мало уметь писать, надо уметь думать”.

3. Чистописание

– Посмотрим в тетрадку Вити. (Ученик читает отрывок из книги на с.38.) Знаю, что у вас не такие тетрадки. Если вы хорошо пропишите следующие буквосочетания, то поможете Вите преодолеть первое препятствие.

Жи ши ча ща чу щу – подчеркни самое красивое

1-я группа дополняет до целого слова.4 ученика дают характеристику звукам [ж], [ш], [ч], [щ], предварительно составив их из магнитных фигурок.2-ая группа находит на экране слова, в которых есть данные звуки.

На доске записаны слова: лучок, сачок, ниша, манишка.

Значение каких слов неизвестно? Это – анаграммы. Составьте другие слова на правило, которое мы повторяем.
Проверка на экране (ч..лок, ч..сок, ш..на, маш..на). Какое лишнее? (Машина – трёхсложное).

– В каком слове сначала надо проверить безударную гласную, а потом применить правило?

Запись, проверка.

– К какой части речи относятся данные слова? Устно образуйте от данных слов прилагательные.

Итог этапа. Повторение правила. Первое препятствие преодолено.

4. Словарный диктант

– Мяч, который вёл мальчика, подкатил к старинному замку (высвечивается рисунок). В нём находятся в заточении сказочные герои, их надо спасти. Попасть в замок Витя не может – нужно разгадать код (заменить предложение одним словом).

  • Из чего делают тяжёлые сковородки?
  • Жвачное животное с очень длинной шеей.
  • Дикая роза с ярко-красными ягодами.
  • Какие животные носят еду на спине?
  • Инструмент для прокалывания отверстий.

– Напишите слова, вспомнив правило, а ребята 1-й группы запишут ещё два предложения с этими словами.

Проверка на экране.

5. Литературная викторина с грамматическим заданием

– Код разгадан, замки открыты, но охраняет замок (появляются рисунки с надписями) Чюдовищный Людоед, томятся в заточении Спящяя Красавица, Пеппи-Длинный Чюлок, Принцесса на горошыне, Страшыла, в именах которых Витя допустил ошибки. Давайте напишем правильно и спасём их. Исправление, запись. Вспоминаем авторов произведений, из которых наши герои. Обращается внимание на книжную выставку и красочные иллюстрации.

6. Контроль знаний

– Мы помогли Вите, продолжаем путешествие. Но что мы видим? Чудо-дерево! Ничего удивительного, в Стране Невыученных уроков и не такое можно встретить. Послушаем отрывок (стр.95 читает ученик). Хлебное, железное! А что растёт на нашем? Ананасы, сливы, груши, бананы, виноград (на плодах сочетания – жи-ши, ча-ща, чу-щу). Витя сможет подкрепиться, если сорвёт нужный плод с дерева и вставит в слова из упражнения 181. (экран). Диктант с самопроверкой

7. Групповая работа

– Но что это? Странная запись.

В о *ж п *и а *в с н *о о *т с *н т *ы и *е

Расшифровка: В опасности животные.

И не только из-за ошибки Вити, который перепутал север и юг (чтение отрывка с.123). Что делать? Надо всё вернуть на свои места.

– Работаем в группах, надо вставить пропущенные буквы в слова, которые написаны на полосках бумаги, эти полоски прикрепить на нужную карточку (нарисованы юг и север).

Ж..раф, ш…мпанзе, кувш…нки, ландыш…, ч..кчи, лыж…., ч…м, морж.., еж…

Проверка.

8. Итог урока

– Что понравилось? Что узнали нового? Целей достигли?

– Нарисованы две рожицы: весёлая и грустная. Поставьте на полях цифру, соответствующую вашему настроению.
Спасибо за урок!