У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие “край” – условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Для районного музея краем может быть один или несколько административных районов, город. Для школы край, как правило, район, сведения о котором могут быть использованы как местный материал.
Для краеведов Краснянской средней общеобразовательной школы краем является Новохопёрский район и родное село Красное с богатым историческим прошлым.
Учителя школы используют краеведческий материал на уроках русского языка и литературы, а также внеклассная работа во многом направлена на углубление краеведения, нередко являясь органическим продолжением тематики, изучаемой согласно образовательной программе на уроках.
Объектами краеведения являются природа, история края, искусство края.
Наблюдение детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений, проникновение в их сущность В.А.Сухомлинский считал необходимыми шагами на пути формирования личностного мировоззрения: “Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями… чтобы чтение “Книги природы”… было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний”.
Природное краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников, так как помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Л.Н.Толстой писал: “Неужели может среди обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.”
На первый взгляд может показаться, что только на уроках географии и биологии можно использовать данный материал. Но это неверно. Учителя русского языка и литературы широко применяют природное краеведение на своих уроках.
Так на уроках русского языка учащиеся работают со следующими текстами:
1. Текст для свободного диктанта в средних классах.(6–7-й класс)
На восточной окраине нашей области на протяжении более полутора сотен километров спокойно несёт свои воды крупнейший левый приток Дона река Хопёр. Русло реки причудливо извивается по дну широкой долины. На высокой пойме, где в период весеннего половодья вода задерживается на короткое время, прекрасно чувствуют себя дубравы. По низким местам, где всегда ощущается избыток влаги, разместились тёмные чёрноольховые топи. Вдоль русла и по берегам озёр раскинулись густые заросли ивняков. На пойме можно встретиться с ветляниками и осокорниками, белотопольниками и вязовниками – лесными зарослями, получившими своё название от господствующих древесных пород. Леса чередуются с пёстрыми по травостою лугами и удивительно живописными пойменными озёрами с влаголюбивой и водной растительностью. Около шестисот видов высших растений создают неповторимый всех тонов и оттенков зелёный ковёр с нежным рисунком. Удивительно разнообразны здесь и животные.
2. Текст для проверочной работы по теме “Имя числительное” в 6-м классе.
Савала – левый приток Хопра. Она берёт начало у села Новоалександровка Тамбовской области, в 10 км к юго-востоку от города Новохопёрска находится её устье. Полная длина реки 285 км. В границах Воронежской области её длина составляет 180 км; течёт Савала по землям Терновского, Грибановского и Новохопёрского административных районов.
Бассейн Савалы занимает большую площадь – 7720 км. На его территории 36 рек длиной более 10 км. Маленьких речушек и ручьёв в 4 раза больше. Весной все они увеличивают водоносность Савалы.
На территории бассейна Савалы много распаханных земель, болот мало. Леса занимают менее 5% территории. Это в основном лесные насаждения, в том числе массив Савальского леса, расположенный на территории около 2,5 тысяч гектаров.
Множество других текстов подобного содержания используются на уроках в качестве заданий для проверки орфографической и пунктуационной подготовки учащихся.
Ежегодно организовываются поездки учащихся в Варваринский музей-заповедник, где ребята расширяют свои знания о природе родного края. Многие сведения, полученные здесь, они применяют на уроках русского языка и литературы.
Так в одной из поездок ребята услышали легенду о Хопре, которую рассказал им заместитель директора по научной работе Варваринского государственного заповедника Карпов. Эта легенда была ими записана.
Легенда о Хопре
Давным-давно девушки на нашей земле отмечали летнюю русалочью неделю. Они воспевали русалок, восхищались их красотой, предупреждали юношей, чтобы они не увлекались русалками, которые могут увлечь юношей на дно реки и там их защекотать.
Девушки плели венки, бросали их в реку, танцевали.
Их танец видел Перун, бог грозы, ему тоже захотелось танцевать. Топнул он ногой, загремел гром да такой сильный, что задрожала земля, и полетели синие молнии.
Как испугались девушки! Бросились они прятаться кто куда. И только одна не испугалась и не спряталась. Перун полюбил её…
У них родился сын, богатырь, красавец. Назвали его Хопёр. Он любил птиц, животных. Особенно коней. “Хороший”,– говорили о нём люди. Однажды скакал он на коне. В лесу повстречал девушку на белом коне. Девушку звали Слащевна. Грациозная, добрая, она полюбила юношу. Хопёр и Слащевна были счастливы. “Хорошие”, – говорили о них люди. Но счастье Хопра омрачало отсутствие у людей огня. Он знал, где прячет огонь Даждь-бог, и выкрал его. Даждь-бог разгневался и превратил Хопра в реку, длинную, широкую, полноводную.
А Слащевна не захотела жить без любимого и превратилась в его правый берег, мягкий, плавный. Так они снова оказались вместе.
Могучие дубравы вдоль реки оберегали их любовь. В лесах жили зубры, туры. А по воде всегда плавало много гусей. И люди назвали реку хорошей, полной.
Хопёр – название неясного происхождения. По мнению одних исследователей, – от иран. ху – хороший и перена – полный. Это отвечает действительности. На фоне малых степных рек Хопёр представляется хорошей многоводной рекой. По мнению других, – от слова хопити – хватать, влечь, тащить, что также отвечает особенностям Хопра, с его неустойчивым руслом и водоворотами. У В.И.Даля про слово “хопер” сказано: “притон диких гусей ”. И это толкование также не противоречит природе поймы Хопра, богатой зарастающими озёрами и затонами, удобными для гнездовий гуся.
А позже юные краеведы под руководством Н.П.Чаплиевой сочинили легенду о Савале, основанную на рассказах старожилов и значении тюркского слова “сафла”, от которого, возможно, произошло название реки.
Легенда о Савале
Жила на свете девушка, красивая, синеглазая, в голубом сарафане, вышитом разными цветами.
Полюбил её юноша. Да время было неспокойное. Подарил юноша любимой свою шелковую рубашку и сказал: “Когда тебе будет трудно, пусть моя рубашка тебе поможет ”.
Однажды в глухую ночь набежали татары. Они сожгли избы, а людей забрали в плен. Схватили они и девушку, увидели, как она красива, решили подарить её хану. Увидел её хан, воскликнул: “ Сегодня же она будет моей женой!” “Ни за что!”– сказала девушка. И велел хан посадить девушку в яму, пока она не согласиться быть его женой.
Сидит девушка в яме, плачет. Темно. Страшно. Взглянула наверх: там большое дерево. Оно закрывает собой солнышко. Сняла девушка с себя рубашку любимого, подбросила её вверх, а рукав и зацепился за ствол дерева, второй рукав в руках красавицы. Схватилась она за рубашку и вылезла из ямы.
Скорей побежала искать своего любимого. Бежит. Спешит. А слуги хана хватились – нет красавицы. Доложили хану. “Немедленно догнать, схватить!” – разгневался он. Сели слуги на лучших коней, поскакали искать красавицу. Увидели её, пришпорили коней.
Бежит девушка, а всадники уже близко. Травы путают коням ноги, ветер бросает им и всадникам в глаза песок. Но нет, не убежать девушке.
И вскрикнула она: “Не достанусь я никому!” Бросила рубашку любимого (она отвязала её от дерева и забрала с собой ), бросила и сама на неё упала. Превратилась она в речку, синюю-синюю, как глаза девушки. А рубашка стала её берегами. А берега из чистого – чистого жёлтого песка.
Подъехали слуги хана. Девушки нет. А течёт перед ними чистая голубая речка, вода в ней прозрачная. Песок на берегах – чистое золото. И назвали татары речку Савала, что означает “ чистая вода с жёлтым песком ”.
Савала – приток Хопра. Название произошло, возможно, от изменённого тюркского сафла – чистое место.
Это творчество ребят не остаётся невостребованным. В соё время при подготовке к письменному экзамену по русскому языку (изложению с элементами сочинения) необходимо было знание легенд, так как некоторые тексты изложений сопровождались следующими заданиями: “Известны ли вам легенды о городах, реках, озёрах и т.д.? Расскажите одну из них.” И здесь учащиеся могли рассказать о хорошо знакомых им легендах.
Но не только старшеклассники имеют сведения о данных легендах.
Знакомство с ними начинается ещё со средних классов, когда на уроках литературы при изучении раздела “Славянские мифы и легенды” учитель или подготовленные дети рассказывают местные легенды.
Знакомство с природой родного края, с его красотой продолжается у ребят уже на внеклассных мероприятиях и имеет литературную основу.
Ежегодно в школе проходит экологический месячник. В этот период проводится много мероприятий и среди них литературно-музыкальные композиции, где читаются стихи о природе, о защите окружающей среды и, конечно же, стихи поэтов-земляков.
Таким образом, основой многих уроков и внеклассных мероприятий является природное краеведение, что помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.
Внеклассная работа и урочная работа в Краснянской школе стали единым образовательным процессом. На внеурочных занятиях углубляются сведения учащихся, полученные на уроках. А сведения, полученные вне урочного времени, целенаправленно используются школьниками при изучении материала на уроках. Учащиеся, получив индивидуально или в малых группах дополнительные сведения по изучаемой на уроках теме, оказываются источниками нужной информации для остальных своих соклассников. А это очень важно для человека в возрасте становления не только ради высокой отметки, но и в качестве средства повышения своего статуса среди сверстников.
Таким образом, усиливается мотивация учащихся, особенно благодаря творческому, инициативному характеру деятельности на внеклассных мероприятиях. Этому же способствует и добровольность участия школьника во внеклассной работе, отсутствие психологического давления из-за возможности снижения отметки, одобряющее отношение учителя к ученику даже только за факт активного участия в мероприятии. И в то же время, следует ещё раз подчеркнуть, целенаправленное мероприятие решает многие вопросы и обучения, и воспитания школьников.